Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:03, доклад

Краткое описание

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.

Вложенные файлы: 1 файл

Тайная вечеря.docx

— 22.17 Кб (Скачать файл)

Тайная вечеря 
 
 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

1495–1497. Монастырь  Санта-Мария делле Грацие, Милан 

Сразу же по окончании  «Мадонны в скалах» Леонардо получил  новый заказ — написать «Тайную  вечерю» для трапезной монастыря  Санта-Мария делле Грацие в Милане. Как обычно, он с пылом принялся за выполнение новой задачи. Бывало, что художник не выпускал кисть из руки целыми сутками, забывая о еде и питье, а иногда он совсем не прикасался к картине, стоя перед ней в созерцательном молчании. Случалось, что, будучи занятым совсем другой работой, Леонардо вдруг срывался с места и бежал в трапезную, чтобы сделать несколько мазков. 

В искусстве Кватроченто  тема «Тайной вечери» возникала  довольно часто, к ней обращались самые лучшие мастера. В композиционном отношении Леонардо не отступил от традиционной схемы — тринадцать человек фронтально сидят за столом, — но как математически точно  продумана эта композиция! В самом  центре — Христос, руки его разведены  в стороны и лежат на столе, образуя треугольник, вершиной которого является голова Иисуса. Темный силуэт Христа отчетливо выделяется светом, льющимся из окна на заднем плане. Двенадцать апостолов разбиты на две равные группы, в свою очередь, подразделяющиеся на подгруппы — по три фигуры в каждой, причем внутренние группы как бы сближаются между собой, а  внешние — расходятся. Возникающее  при этом волнообразное движение подчеркивает драматизм ситуации. 
 
 

Голова Христа. 1494–1495 

  

Леонардо избрал для воплощения кульминационный  момент истории — Христос произнес: «Один из вас предаст меня», —  и замолчал. Он единственный сохраняет  спокойствие в бушующем вокруг него море эмоций. Апостолы реагируют на слова Иисуса самыми разнообразными жестами и позами и удивительно  выразительной мимикой.  

Период работы над  «Тайной вечерей» как раз совпал с увлечением Леонардо физиогномикой, он оставил огромное количество подготовительных рисунков, изображающих разные оттенки  переживания, удивления, возмущения, гнева. Судя по сохранившимся записям, лица апостолов были списаны с обычных  людей. Особенно долго пришлось искать типаж для Иуды, работа приостановилась, приор монастыря даже упрекнул художника  в лености. Леонардо парировал, что, если время настолько поджимает, он может использовать лицо самого приора, благо, оно очень подходит для этой цели.  
 
 

Дж. Солари, Д. Браманте. Церковь Санта-Мария делле Грацие.

1466–1497. Милан 

  

С Иудой возникла еще одна проблема: как изолировать  его от основной группы апостолов? Обычно он изображался обособленно, на другом конце стола. Леонардо такой вариант  не устраивал, и он усадил Иуду среди  других апостолов. Мрачный и отстраненный, предатель отпрянул от Христа, прижимая к себе мешочек с 30 серебрениками. Лицо его — единственное, скрывающееся в тени. Апостолы еще не подозревают, о ком говорит Иисус, но зритель видит это сразу.  

Как всегда, Леонардо стремился к совершенству и мечтал создать новую, невиданную технику. Традиционная фреска требовала быстрой  работы и не оставляла возможности  переработки уже готовых частей картины, что было для Леонардо совершенно неприемлемо. Он придумал специальную  смесь из темперы и масляной краски, которая с первого взгляда  казалась совершенно идеальной, но с  течением времени красочный слой стал отставать от грунта и осыпаться. Только лишь в ХХ веке картину отреставрировали, но в первоначальном виде ее восстановить так и не удалось.  

Эскизы к «Тайной  вечере» 
 
 

Леонардо да Винчи. Его жизненный путь был сложным, как и его судьба. Внебрачный сын  нотариуса, родившийся в 1452г., мог рассчитывать только на свой талант. Детство Леонардо протекало среди чудесной природы. Городок ютился в горном ущелье. Позже в своих работа он изобразил  родные пейзажи в картинах своих  Мадонн. В 1466г. поступает учеником в  мастерскую Андреа Верроккьо. Начинал с ювелирных работ и от них перешел к скульптуре. Изучал и учился на работах известных итальянских художников раннего Возрождения: фресках Мазаччо, скульптурах Донателло. Их девизом было “подражание природе”. Леонардо в своих произведениях тоже стремился к природе, ее величию и правдивости. Он был очень трудолюбив.  

         “Познать, познать, познать” эти  3 слова Леонардо писал на всех  своих рукописях. С начала ему  была нужна только такая наука,  которая помогала бы его искусству,  а потом под напором жизни  и влиянием учителей, интересы  его стали расширяться, в них  большое место заняла техника.  Сколько он придумывал, чтобы  выразить мысль! Он делал рисунки  мельниц, проектировал сукновальные  машины и приборы. Но ни один из его проектов не был осуществлен. Инженер, техник, анатом, художник – он стал каким-то чудом разносторонности. Он систематически углублял свои знания. Леонардо  да Винчи внес огромный вклад в культуру Возрождения. Нет возможности перечислить все те изобретения, которые Леонардо делал попутно: машины приборы, осадные и противоосадные орудия, измерительные приборы, у него даже есть план летательного аппарата. Также есть чертежи: боевой колесницы, танка, механизма для проката железных полос и пр. 

Но известен всему  миру он больше как художник. В 26 лет  Леонардо пишет картину “Мадонна Бенуа” или “Мадонна с цветком”. В ней он стремился описать  глубину чувств матери. 

Леонардо отказался  от обычной трактовки образа Мадонны (величавая, задумчивая), а создал жизнерадостный образ (она шаловлива, лукава, переполнена  счастьем материнства). Изучая законы оптики, художник впервые применил светотень, как прием оживления  своих полотен. Чтобы придать  своеобразную выразительность лицу соей Мадонны, художник пишет его  на темном фоне и озаряет солнечным  светом. Легкая улыбка подчеркивает спокойное  и радостное настроение молодой  матери. 

Примерно в тоже время была начата другая картины  “Мадонна Литта”, которую он закончил в 1490г. В этой работе заметна новизна в технике живописи: графическая четкость фигуры исчезла, линии воздушные. 

В 1482г., когда Леонардо было 30 лет, он покинул Флоренцию  и надолго обосновался в Милане. При миланском дворе Леонардо стал любимцем. К одному из праздников (это была свадьба) придворный поэт написал стихи, изображающие как все планеты являются одна за другой и поздравляют новобрачных. Леонардо построил аппарат, показывающий, 7 планеты вращаются на небосклоне и, спускаясь на землю поочередно, читают поздравительные стихи. В аппарате сидели специально обученные люди. От миланского периода творчества сохранилась картины “Мадонна в гроте” и фреска “Тайная вечеря”.  

Демонстрация картины  “Мадонна в гроте”. Звучит музыка Шуберта. 

Через ренессансное окно мы заглядываем в полутемный грот. Если долго всматриваться в  картину, то появляется такое ощущение, что пещера манит к себе. Образ  Мадонны каноничен (она величава и задумчива). На фоне пещеры 4 фигуры – Мария, маленький Христос, Иоанн  Креститель и ангел. Они не смотрят  друг на друга, они объединились вокруг чего-то невидимого, как будто находящегося в пустом пространстве. На “невидимое”  и указывает перст ангела. Но в  целом чувствуется общая связанность  фигур. В левом углу взор вырывается на простор, где мы видим загадочный пейзаж. На скалах и на переднем плане  – растения, которые написаны с  чувством глубокого уважения к природе. Юная мать нежным жестом обнимает малютку Иоанна, другая ее рука тянется к сыну. В целом на картину художник набросил покров таинственности. 
 

Из произведений последнего двадцатилетия жизни  Леонардо назову знаменитую картину  “Мона Лиза” или “Джоконда”. В этот период Леонардо живописью занимался мало. Но это была работа, которой он отдался со всей страстью. Считают, что Леонардо был влюблен в Мону Лизу дель Джокондо, она манила его своей загадочной улыбкой. Глаза Джоконды блестят и влажны, как у живого человека. В углублении шеи, при внимательном взгляде можно увидеть биение пульса. Молодая женщина сидит на веранде, за ее спиной в дымке образы коричнево-голубых гор, вдалеке текут реки… Ученые предполагают, что за спиной Моны Лиза марсианский пейзаж. Художник долго (4 года) трудился над картиной. Чтобы придать портрету живость и натуральность Леонардо приглашал певцов. Спокойная поза и простой убор Джоконды фиксируют взгляд зрителя на лице. В нем нет красоты, нет молодости, однако оно как в зеркало, показывает почти неуловимые оттенки мыслей и чувств. В этом и заключается притягательная сила творчества Леонардо да Винчи. Еще одна немаловажная деталь: с какой бы стороны не смотрел зритель на картину, создается впечатление, что глаза Джоконды смотрят только на него. Леонардо да Винчи писал: “Мне удалось создать картину действительно божественную. Это венец творчества художника, но эта картина очень потемнела за последние годы – это еще один результат эксперементальной работы Леонардо с красками. 

У Леонардо да Винчи  была своя школа. Теперь он нашел способ, как отделаться от тяготившей его  работы кистью. Он давал указания, делал  наброски, а ученики делали главную  часть работы. По готовой картине  Леонардо делал некоторые поправки. Благодаря этому у Леонардо стало  больше свободного времени для приведения в порядок своих записей. Он искал  новые секреты совершенства.   

К концу жизни  у Леонардо отнялась правая рука, усилились  недуги. Работать становилось трудно. 2 мая 1519г. Леонардо да Винчи умер. 

Искусство, научные  и теоретические исследования художника, его разносторонняя одаренность  оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. 

   

“Св. Анна с Марией и маленьким Христом”      “Дама с горостаем”

художник Василий  Николаевич Яковлев писал о феномене Леонардо: “Этот гениальный человек  является гармоничным сочетанием всех областей (живопись, инженерное искусство, архитектура, музыка, наука): как солнечный  свет, в котором воедино сливается  все богатство оттенков спектра”.

3. Многогранность  таланта. Находясь во Флоренции,  Леонардо кроме живописи, изучал  все доступные по тому времени  науки.  

В те годы флорентийские  художники редко оставались подолгу  на родине. Леонардо, который также  не находил достаточного применения своим способностям во Флоренции, ищет покровительства миланского герцога  Людовико Моро. В 30-тлетнем возрасте он пишет герцогу письмо, в котором сообщает о том, на что способен. Это письмо может показаться бредом сумасшедшего, потому что один человек не в состоянии исполнить обещанного. А между тем, в нем нет ни одного слова самохвальства, а только твердое убеждение в своих силах: 

1. Я знаю способ  делать мосты, в высшей степени  легкие и удобные для переноски,  посредством которых можно преследовать, и даже обращать в бегство  врагов; и другие надежные мосты,  неповредимые в огне и битве, легкие и удобные для подъема и перекидывания. Я знаю способы предавать огню и разрушать мосты врагов.  

2. На случай осады  какой-нибудь местности, я знаю  способ осушить рвы и делать  различные мостки со ступенями  другие орудия, пригодные для  осады.  

3. Я знаю способы  делать пушки, очень удобные  и легкие дл передвижения, которыми  можно метать, подобно буре, мелкие  камни, и дым которых нагоняет  страх на врагов, причиняя им  урон и вызывая смятение.  

4. Я знаю способы  прокладывать не производя ни  малейшего шума подземные ходы, узкие и извилистые, на случай, если бы понадобилось идти  под рвами или под какой-нибудь рекой.  

5. Я делаю закрытые  повозки, надежные и неповредимые. Врезавшись в среду врагов, повозки эти, со всей артиллерией могут разомкнуть какое угодно количество вооруженных людей.  

6. В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и суда, выдерживающие самую жесткую пальбу и вещи, производящие дым.  

7. В мирное время  надеюсь быть в высшей степени  полезным по сравнению с кем  угодно – в архитектуре, в  сооружении публичных и частных  зданий, и в проведении воды  из одного места в другое.  

Могу работать в  качестве скульптора над мрамором, бронзою и глиною, также в живописи могу делать все, что только можно  сделать по сравнению с кем  угодно.  

Давайте заглянем в  каждую грань многостороннего таланта  Леонардо.  

1 ученик: Я перечислю  лишь некоторые из его изобретений:  стекла для усиления света  лампы, водолазный шлем, вертолет, аэроплан и парашют – результаты  занятий воздухоплаванием, паровая  пушка, шариковый подшипник, винторезный  и строгальный станки, токарный  станок, переносной разборный мост, велосипед.  

2 ученик: О географических  познаниях Леонардо свидетельствует  тот факт, что в Лондонском  музее хранится начертанная им  под руководством его друга  Америго Веспуччи первая карта Нового Света – Америки. Написал книги о регулировании рек, чтобы они сохраняли свои берега, о том, что Земля есть светило.  

3 ученик: Леонардо  усовершенствовал флейту. Наиболее  совершенным музыкальным инструментом, который он изобрел, является  виола. Вместо смычка по струнам  скользила бычья жила, растянутая  между двумя колесами, наподобие  придворного ремня. Беспрерывное  касание тянущейся ленты-смычка  придает звучанию слитность.  

4 ученик: От природы  Леонардо был наделен богатырской  силой и без труда гнул подковы  и железные прутья. Ему не было  равных в фехтовании, а как наездник он мог усмирить любого норовистого скакуна.  

5 ученик: Он превосходно  играл на лютне, скрипке, арфе  и в кругу друзей любил импровизировать,  подбирая музыку к своим сонетам  и мадригалам. Леонардо обладал  чарующим голосом, недаром его  звали “сладкоголосым Орфеем”.  

Информация о работе Леонардо да Винчи