Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель: Изучить маркеры одарённости на примере биографий известных деятелей искусства.
Задачи:
1.теоретический анализ литературы по проблеме одаренности;
2.определить маркеры одаренности;
3.выявить маркеры одаренности в биографических описаниях.
Введение 1
Глава 1.Общая характеристика одаренности 2
1.2 Понятие одаренности 2
1.3 Виды одаренности 4
1.4 Общая характеристика творческой одаренности 11
1.5 Художественная одаренность 13
Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина. 16
2.1 Маркеры одаренности 16
2.2 Метод анализа продуктов деятельности и биографический метод 22
2.3 Маркеры одаренности на примере биографий известных деятелей искусства 28
Заключение 38
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что
поведение одаренного ребенка совсем
не обязательно должно соответствовать
одновременно всем вышеперечисленным
признакам. Поведенческие признаки
одаренности (инструментальные и особенно
мотивационные) вариативны и часто
противоречивы в своих
Среди наиболее характерных, а потому и часто встречающихся особенностей одаренных детей американский ученый Л. Холлингуорт выделяла: неприязнь к школе; особую направленность игровых интересов; неконформность; погружение в философские проблемы; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности; быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти; сформированность навыков логического мышления; богатство активного словаря; быстроту и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций; выраженную установку на творческое выполнение заданий; развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения учиться. Известный немецкий специалист К. А. Хеллер выделяет следующие личностные характеристики высокоодаренных детей:
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные,
сложные особенности
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (Беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (Гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (Находчивость, изобретательность, разработанность).
5. Проявлять воображение,
чувство юмора и развивать
гипотетические возможности (
6. Демонстрировать поведение,
которое является неожиданным,
оригинальным, но полезным для
решения проблемы (Оригинальность,
изобретательность и
7. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (Независимость).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).[15,с. 43]
Александр Ильич Савенков в своей статье «Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития» раскрывает особенности развития одаренного ребенка, охарактеризовав группу показателей. Автор подробно описывает каждый признак в отдельности. Прежде всего он выделяет любознательность как одно из ведущих свойств познавательной потребности, причем рассматривает это свойство в контексте формирования волевых усилий, определяя волю как «специфическую потребность — потребность преодоления». Сверхчувствительность к проблемам, познавательная самостоятельность, высокий уровень логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам (имеющим множество правильных ответов), оригинальность, гибкость и продуктивность мышления — эти показатели, по его мнению, взаимодополняют друг друга и являются ведущими качествами. Легкость ассоциирования, по словам автора, «может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации». Способность к прогнозированию определена автором как «редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу», следовательно, и способность к оценке. Высокая концентрация внимания, отличная память дополняют данный список. Выделяя особенность склонностей и интересов у талантливых детей, А. И. Савенков отмечает их широту и при этом устойчивость и осознанность. Самостоятельность, социальная автономность, стремление к самоактуализации, эгоцентризм, лидерство, соревновательность — это те качества, которые, с одной стороны, способствуют формированию одаренного ребенка, а с другой — своим проявлением усложняют ребёнку жизнь, превращая одаренную личность в «белую ворону». По словам автора, такая характеристика, как перфекционизм (от англ. perfect — совершенный), выделяет личность отличными от всех чертами характера и способами взаимоотношений с окружающими. Ребенок ставит перед собой высокую планку, чтобы педантично и кропотливо ее преодолевать, достигая совершенства по определенным для себя канонам интеллектуального, эстетического, нравственного порядка. Особенности эмоционального развития, творческое восприятие случайностей и конечно же юмор — это то, без чего нет проявления таланта.
Суть метода анализа продуктов деятельности состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и др.: особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.
Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.
Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы. Анализ документов также дает возможность получить информацию об изучаемом человеке. Это могут быть письма, дневники, конспекты, доклады, записки, литературные произведения и т. п.
Особое место в изучении личности занимает графология - наука, ставящая своей целью определение свойств личности по особенностям индивидуального почерка. По письму можно определить пол человека, уровень образования, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности темперамента.
Любое исследование индивида заканчивается обобщением всех полученных материалов, которое находит свое отражение в психологической характеристике личности.
Объем изучения личности:
1. Социально-демографические
данные: время и место рождения,
национальность, образование, специальность,
место и характер работы, должность,
семейное положение, место
2. Медицинские данные: состояние
физического и психического
3. Внешние (физические) данные:
лицо (краткий словесный портрет,
по возможности, особенности
4. Жизненный путь: родители
(время и место рождения, национальность,
место жительства, социальное положение,
образование, профессия, их
5. Образ жизни: семья
(отношения между супругами,
6. Поведение: нравственно-
7. Направленность личности:
доминирующие потребности (
8. Способности: интеллектуальные
(общие) способности (уровень
9. Темперамент: общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т. д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д.).
10. Характер: отношение к
людям (уважение, доброжелательность,
грубость, хамство, способность к
сопереживанию (эмпатия), жестокость,
правдивость, лживость, агрессивность,
властность, подчиняемость, внушаемость,
независимость, склонность к
Информация о работе Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства