Межкультурные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Семья – одно из основных понятий современной общественной науки, которое равно рассматривается и анализируется социальной философией, социологией, педагогикой, психологией, социальной и культурной антропологией. Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи. «Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения».

Содержание

1. Введение
2. Структура семьи в западных и восточных культурах.
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Межкультурные комуникации.docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Кафедра «История и культурология»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Межкультурные коммуникации»

 

Тема: «Структура семьи в западных и восточных культурах».

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. МКЗS 21

Шифр 123437

Шаповал Мария Алексеевна

Проверил:

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014 г

Содержание:

 

1. Введение

2. Структура семьи в западных и восточных культурах.

3. Заключение

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Семья – одно из основных понятий современной общественной науки, которое равно рассматривается и анализируется социальной философией, социологией, педагогикой, психологией, социальной и культурной антропологией. Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи. «Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения».

Семью с полным правом можно отнести к общечеловеческим явлениям, специфика которого обозначается в том, что она выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни.

Современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении оценок, полученных ребенком.

Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации. Наряду с величайшими достижениями духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей; увеличение возможностей производства, его усложнение и учащение ритма жизни в быту усиливает нагрузку на человека как физиологическую, так и психологическую.

Последствия кризиса становятся все заметнее. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за противоречия прогресса цивилизации разрушением устоев, ухудшением нравов и человеческих отношений.

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Поэтому проблема семейного воспитания в целом и его связь с культурными традициями в частности неумолимо требует поиска путей решения.

Конечно, каждая семья сама определяет формируемые ценности, которые зависят от ее конкретных культурных традиций. Личность ребенка формируется в семье, но, вырастая, ребенок становится полноправным членом общества, чьим – то сослуживцем, мужем или женой. И тогда все недостатки и достоинства этой личности начинают влиять на окружающий мир. Нередко приходится слышать такой вопрос по отношению к современным детям: «Как ты мог стать тем, кем стал, если твои родители такие положительные люди?» В данной ситуации нет ничего удивительного. Она свидетельствует о том, что в семейном воспитании ребенка были допущены ошибки.

Изучение воспитания в семье, истоков его проблем, способов их устранения, анализ ценностей, способов их формирования, усвоение культурных традиций - очевидная потребность общества, в связи с чем особую остроту приобретает задача педагогической поддержки семьи. Тема: «Структура семьи в западных и восточных культурах».

Объект исследования: семейное воспитание школьников.

Предмет исследования: ценности семейного воспитания.

Цель исследования: состоит в изучении влияния ценностей культурных традиций на семейное воспитание личности, содержание семейного воспитания в условиях трансформации семьи как ячейки общества.

  1. Структура семьи в западных и восточных культурах.

 

Семья – это сложная и разносторонняя структура, которую люди старались изучить с самых древних времен. Можно сказать, что в основании мировой цивилизации исторически лежит феномен семьи, так как семья появилась еще до перехода человека к земледелию. Одна из наук, которая изучает семью – социология семьи. Ниже приведены несколько наиболее общих определений этого понятия: 
Семья – это внутренняя группа лиц или множество внутренних групп, связанных родством от общего предка, брака или принятия.

Статья 16 части 3 «Универсальной Декларации Прав человека» говорит: «семья – естественная и фундаментальная единица группы общества и имеет право на защиту обществом и государством». В юридическом смысле семья – это круг лиц, связанных имущественными и неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства или какой-либо формы принятия детей в семью. Большая советская энциклопедия дает следующее определение семьи: «семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.»   
В семье может быть несколько типов отношений: вертикальная (когда существует четкая иерархия членов семьи и она жестко соблюдается) и горизонтальная (отношения в семье строятся на принципе равенства супругов, а так же дети часто воспринимаются не как те, кто должен подчиняться родителям, а как самостоятельные личности, имеющие возможность принимать участие в жизни семьи на равне с родителями) 
Семейный цикл с позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи.

Семейный цикл определяется стадиями родительства: 
– предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца 
– репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей 
– социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией) 
– прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Типы семьи и ее организации при комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака: 
– моногамная семья — состоящая из двух партнёров 
– полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров 
В зависимости от числа поколений в семье: 
– сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников 
– простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения. 
Также выделяются: 
– Полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей. 
– Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов 
– Авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров.  
Семью вообще можно разделить на два типа, но при этом если использовать разные критерии деления, то получаются совершенно разные типы семьи.  
Первый критерий – семья во времени. В данном аспекте рассматривается древняя семья (матриархальная) и современная (патриархальная). Второй критерию - семья в пространстве.  
При разделении по критерию пространства в определении семьи появляются такие понятия, как «семья на востоке» и «семья на западе». Эти понятия рассматриваются как противоположные. Если соотносить деления по обоим критериям (пространство и время), то можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т.е древней. Восточная семья может рассматриваться как вариант гарема, так и семьи, существующие в коллективистских обществах, в которых общество, это как одна большая «семья» с общим Отцом – монархом, императором, который «от Бога». Основная функция семьи здесь, пожалуй, – рождение детей. Воспитание, закладывание основ этики, мировоззрения в коллективисткой культуре задается коллективным общежитием. Дети почти не являются реализацией отца и матери, а скорее являются реализацией всего общества. Общество же и диктует детям заботу о родителях, и специфику близости (по мнению китайского исследователя Хсю в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии – между матерью и сыном). Можно отметить еще тот положительный факт, что степень выпадения из общества детей в таких семьях минимальна даже у «дисфункциональных» (с «западной» точки зрения) семьях, ведь все общество берет на себя воспитательные функции детей. Восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, приводящих к девиантному поведению. А если асоциальное поведение ребенка и будет иметь место, то ответственность за это падет на все общество и лишь, отчасти, на семью. Пожалуй, понятие «ячейка общества» (в смысле «часть общества») здесь и подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективисткого) менталитета. 
«Западная», индивидуалистическая семья же, наоборот, ответственность за воспитание детей берет на себя. Западная семья являет собой «островок безопасности» в хаосе «западного» мира. Хотя, это определенная иллюзия, ведь всякий родившийся ребенок в индивидуалистической культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, на отца и мать возложена огромная функция первичного воспитания ребенка; с другой стороны, они сами оба несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Ребенок для современного папы и мамы является символом бессмертия, который «продолжит» родителей (на Востоке бессмертия достигают другими способами, которые порою очень трудно понять современному человеку). «Уважение к старшим» на Западе осталось от прежних времен, т.е. имеет «восточное» происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, – это как единый магический инструмент, обладающий внутренними, сакральными, синкретическими механизмами воздействия на своих членов. Поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, если говорить лишь о «западной» современной семье.  
Отношения между членами семьи на западе и на востоке 
Отношения  в семьях восточных государств до сих пор имеют патриархальных характер, потому что для них это является корнями настолько глубокими, что это даже закреплено в языке, так например, в Японии отсутствует понятие «брата» и «сестры», но имеются слова ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра») т.е можно сказать, что понятие старшего и младшего главенствующие  понятия в отношениях между членами семьи. В такой семье каждый член имеет роль, соответствующую его рангу и не может выходить за рамки этой роли, так как в этом случае страдает система отношений. Если говорить об отношениях между супругами, то на востоке, хоть в большинстве своем, женщина и мужчина имеют равные социальные статусы, на самом деле до этого еще далеко и женщина остается ведомой. Если обратиться к языку, то можно найти там такие слова как «канай» (букв. «внутри дома») – обращение используемое по отношению к жене, и сюдзин (букв. «главный человек», «хозяин») – обращение к мужу принятое в стране.  
В отношениях между родственниками всегда самой главной чертой является уважение к старшим и послушание. Семья для человека является главной ценностью. Как правило, семья состоит из нескольких поколений. 
Западная же модель семьи является противоположностью восточной. Для западной семьи не характерно отношения в зависимости от возраста, и хотя мнение о том, что тот кто старше  – достоин большего уважения достаточно сильно в западной модели семьи, фактически в семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принциму социального деления в обществе, так, если муж является основным добытчиком в доме он будет считаться главой семьи, если же эту функцию выполняет жена или ребенок, то статус главы семьи получают как правило они.  
Для западной семьи не характерно близкое общение нескольких поколений, как правило ребенок став самостоятельным сразу же выходит из родительского дома и начинает устраивать свою жизнь самостоятельно. Самостоятельность в такой семье так же зависит от возможности члена семьи обеспечивать себя. Так же для западной семьи не характерно полное послушание детей, что является обязательным в семье восточной.  
Таким образом, отношения в современной восточной семье более тесные и семья намного более крепкая, но одновременно более ограниченная рамками принятых ролей, в западном же обществе отношения между членами семьи более свободные, что влечет за собой разрозненность членов семьи.  
Так же как и отношения в семье, восточная и западная модель воспитания детей различаются между собой достаточно сильно.  
Для востока характерно эмоциональное воспитание детей, образ матери у японцев, например, связан со словом амаэ. Японскому слову амаэ трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке, которое бережет ребенка от влияния улицы и плохих компаний. Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. 
Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Для нее самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе. Отец к воспитанию ребенка приступает достаточно поздно, иногда уже когда ребенок идет в школу, так как считается, что маленькие дети – забота матери.  
Западная же модель воспитания основана на родителях, как властных людях, которые говорят как делать правильно. Иногда воспитание сводится к тому, что родители нанимают для ребенка няню или отдают его в детский сад. В Западных странах преобладают два отношения к воспитанию ребенка: или нацеливают ребенку только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях Западного общества. Такое воспитание, ведет к формированию личностей с быстро истощаемой нервной системой, неустойчивостью к жизненным трудностям. Эти типы воспитания формируют такие черты характера, как честолюбие, завистливость, подозрительность, чрезмерную осторожность и благоразумие, скрытность и недоверчивость, чрезмерную практичность. Эти черты характера как раз и свойственны большинству деловых американцев. Родители нацеливают ребенка на то, что в школе он обязательно должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. Если он занимается спортом или музыкой, то и здесь установка на успех – стать лучше других, добиться выдающихся результатов. В Западном обществе родители с детства обрекают детей на изнурительную борьбу - достигнуть успехов в обществе – стать богатым.  
Таким образом, восточные семьи ориентируют ребенка на духовное развитие и взаимодействие с обществом,   
Отношение к родителям и предкам на западе и на востоке 
Воспитание детей на западе способствует тому, что дети выходят из семьи в достаточно раннем возрасте (в16-17 лет ребенок уже может  жить отдельно) и не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь они как правило не поддерживают родителей, и между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. Дети, выходя из родительской семьи перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достатосно компетентными, чтобы решать все вопросы самостоятельно. К предкам у западных людей отношение как правило не сформировано никакое, человек может отказаться от своих корней ради какой-то выгоды, древнее происхождение же фамилии может служить предметом гордости, но не более.  
Для восточной системы в отличие от запада характерно глубокое уважение и даже культ предков. Дети с благоговейным трепетом относятся к родителям и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Отец остается главой семьи пока может им оставаться, если же он заболевает – он остается на еждивении у детей. Послушание и уважение – два главных добродетеля, которые должны быть у восточного ребенка.  

Русская семья как соединение западных и восточных традиций 
Семья в современной России включает в себя одновременно и традиционность восточной семьи и свободу отношений западной модели. Нахождение России между западом и востоком наложило на всю культуру нашего государства свой отпечаток, при чем в России не столько существует и та и другая модель семьи в чистом виде, как чаще встречается третья, смешанная модель, которая одинаково характеризуется и теми и другими признаками.  
Например, для смешанной модели характерно почтительное отношение к родственникам, но при этом часто при почитании старших главой семьи является добытчик. В отличие от западной модели, где поколения одного рода как правило не поддерживают тесных контактов, для русской семьи это свойственно, но при этом в отличие от семьи восточной несколько поколений редко проживают под одной крышей, так как молодое поколение старается приобрети как можно больше свободы от старшего, при этом оставаясь в зоне влияния родителей, и часто можно наблюдать, как родители помогают уже взрослым детям, а то и решают за них что и как делать.  
Таким образом русскую семью, нельзя однозначно отнести к тому или иному типу.

 
Современная семья 
В современной семье можно увидеть не только особенности западной культуры, но и аспекты Востока, активно проникающего в последние десятилетия в западное мировоззрение. С одной стороны, это - крайний индивидуализм - полная автономия в обществе, идейный нигилизм, и, как следствие этого, оторванность от духовных традиций, неуверенность в своих собственных силах (незнание, куда их применить правильно). Человек пытается «бежать» в семью, найти в ней «островок безопасности», в супруге обнаружить недостающие качества, а в детях собственное бессмертие. Но, убежать от общества невозможно, а от себя и подавно. Общество неизбежно навязывает свое уникальное видение мира, а вытесненные стороны личности проявляют себя как подсознательные реакции. С другой стороны, это стремление к гармонии, к единению с супругом, выполнению долга перед социумом в рождении и воспитании детей. 
Современная семья многопланова, т.е. можно говорить о существовании множества типов современной семьи. И на разных временных этапах своего бытия семья спонтанно проявляет те или иные качества. 
Как правили, это семьи с малым экономическим достатком, которым просто приходится, в силу своих экономических возможностей, жить вместе как община – дедушка и бабушка, их дети со своими семьями и дети их детей. Это консерваторы «по обстоятельствам», а не «по убеждению». Ими легко манипулировать политическими лозунгами, привлекать к деятельности политических партий, «напоминать об истории» и о том, что они «ячейка общества». Внутри такой семьи часто создается высокая эмоциональная дистанция, и это является благоприятной возможностью для манипулирования зажатыми эмоциями вовне. Средний класс – это своеобразный «двигатель истории». Возможно, это и не столь политически активные семьи, хотя одно другому не противоречит, но, без сомнения, эта также семьи с открытой социальной зависимостью. Не случайно, они чаще встречаются по сей день в коллективистких культурах и на Востоке. 
В западной инвивидуалистической культуре семья дистанцирована от общества настолько, чтобы общество меньше вмешивалось в дела семьи (если семья сама этого не пожелает, например, для психотерапии). Это обусловлено и самим принципом, – по определению: «индивидуалистическая» семья. И это имеет свои социальные гарантии – юридические правовые нормы. Не случайно, эти нормы устойчивы в странах западного типа и постоянно нарушаются в странах восточного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья может и должна стать объектом исследования не только философии, социологии и истории, но и культурологии;

основу специфически культурологического изучения семьи составляет культурно-ценностный подход;

семья в истории европейской культурно-исторической традиции приобретала различное ценностное содержание на различных этапах ее становления и развития;

семья является важнейшим носителем культурных традиций от их становления и развития до распространения.

Научная новизна исследования состоит в исследовании феномена семьи средствами культурологии с позиций культурно-ценностного подхода. Это позволяет впервые установить ценностную соотнесенность родства и семьи; показать, что ценности христианской культуры выступили в истории европейской культуры основой формирования специфически европейской семейной жизни; установить связь и различие между православной и протестантской системами ценностей в становлении европейской семьи; показать последствия секуляризации семейной жизни в Новое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

3. Журнал ВПИ.Культурология 2006 г.

4. Культурология.П.С.Гуревич.2000.г.

 


Информация о работе Межкультурные коммуникации