Методика преподавания рисования Сапожникова А.П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 05:52, реферат

Краткое описание

Рассматривая исторические данные, связанные с методами обучения нельзя не отметить тот факт, что интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Например, уже в 11 веке высокой степени развития достигает миниатюра и книжная графика. Именно тогда почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы.

Содержание

Введение………………………………………………………………........... 3
Глава I. Методика преподавания рисования А.П. Сапожникова……………………….. ……………………………………….. 4
1.1. Биография А. П. Сапожникова…………………………………………. 9
1.2. Особенности методики преподавания А.П.Сапожникова……………….. 10

Глава II. Система А.П. Сапожникова……………………………………………………………………...12

2.1. Курс рисования 1………………………………………………… …... 14

2.2. Курс рисования 2………………………………………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 28
Литература…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Методика преподавания рисования Сапожникова.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Успех в обучении, по предлагаемому курсу, конечно, зависит от обучающего. Главнейшая его обязанность состоит в беспрестанном напоминании основных правил перспективы и в применении моделей к натуре. Он должен поправлять рисунки учеников словами; уметь вопросами доводить их до того, чтобы они, по собственному соображению, могли правильно нарисовать вновь поставленную модель, следующую по порядку преподавания, и не прежде приступать к новому уроку, как убедившись, что ученики совершенно поняли пройденное. … Всякое недоразумение ученика должно быть изъяснено моделями, которые, заключая в себе все видоизменения предметов, встречаемых в натуре, легко научают изображать правильно и самую натуру, сначала в настоящем размере, а впоследствии в уменьшенном

Каждая глава курса содержит в себе краткое наставление для обучающего, из которого он увидит, на что следует обращать внимание учеников, и в какой постепенности он должен ознакомить их с правилами перспективы и освещения.

Резюме

Пособие являет собой образец очень упрощенного «правильного» технического рисования. Назидательная геометрия, тушовка, примитив - основные качественные характеристики. Рисование по Сапожникову сковывает понимание сложносочиненных форм, пластических методов искусства на плохих примерах и таблицах. Вредит развитию «художника», особенно в детском возрасте – отвлекает от непосредственного созерцания натуры. В целом (учитываем время создания методики), облегчает начальное конструктивное моделирование и предвосхищает некоторые формальные законы. Особая благодарность Сапожникову как проводнику кубизма в России, спасибо ему.

 

 

Курс рисования 2

 

 

Рисование человеческой фигуры и сочинение картин 
Издание четвертое 
Составил А. Сапожников 
Санкт-Петербург 
Под редакцией С. Л. Сабанеева 
1889

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Трудам Сапожникова предстоит еще долгое время иметь плодотворное влияние на обучение рисованию в отечестве нашем, где, как и на западе, громаднейшая польза, вносимая знанием этим, начинает, к счастью, день ото дня сознаваться все осязательнее и осязательнее. Должно надеяться, что многие оценят счастливую мысль — сделать снова доступными для публики курсы рисования Сапожникова, ставшие библиографической редкостью в то время именно, когда крайняя потребность в них начала чувствоваться все более и более. С. Л. Сабанеев 22 августа 1874.

 

 

Патриотическое предисловия Сабанеева переоценивает содержание. В этом курсе Сапожников довольно плоско систематизирует рисование человека и сочинение картин. Схематично представлены анатомическая топография и рассказ о равновесии человеческого тела. Непосредственно рисованию фигуры отведено всего 1,5 страницы, чего никак не ожидаешь, прочитав обложку.

 

 

По сравнению с таблицами зарубежных коллег (именно его времени)  - схема Слишком топорно нарисована.

 

 «…В кружках русских художников труды Сапожникова  пользуются громаднейшей известностью, и редкий из посещавших классы академии художеств не держал и не держит у себя составленные им книги, как настольные, ничем пока на русском языке не замеченные». С. Л.Сабанеев   22 августа 1874.

 

 

«Изобразив сюжет, полезно обрабатывать его до тех пор, пока он не удовлетворит рисующего. Через эту настойчивость художник, привыкая обдумывать свою работу, приобретает уверенность в возможности выполнить всякий из заданных ему сюжетов. Для произведения картины художнику предстоят два труда: обдумать сюжет и, затем, выполнить его.

 

Для первого ему нужно:

 

1.Знать все подробности  заданного сюжета. 
2.Избрать минуту действия, особенно выгодную для изображения. 
3.Определить число необходимых действующих лиц. 
4.Определить  число фигур побочных, если они нужны, для полноты сюжета. 
5.Избрать,сообразно сюжету,место действия. 
6.Мысленно расположить фигуры и группы.

 

 

Для выполнения сюжета художник должен иметь ввиду:

 

7.Формат картины относительно  фигур. 
8.Определение точки зрения и расстояния. 
9.Обозначение планов для фигур и групп. 
10.Выражение движения в фигурах и выражение их страстей 
11.Костюм. 
12.Выгодное освещение. 
13. Расположение  колеров  на предметах, находящихся в картине и общность картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

С конца прошлого века в вопросах теории и методики обучения рисунку стали преобладать формалистические установки. Даже в области элементарного обучения рисованию в общеобразовательных целях наблюдается полный отход от познания природы. Все усилия были направлены на внешнюю, формальную сторону дела, на общие проблемы художественного и эстетического воспитания. Метод преподавания Сапожникова давал прекрасные результаты, и Академия художеств в последствии не раз выносила решения о переиздании книги Сапожникова. В предисловии к изданию 1875 года читаем: «То чем книга И. Д. Прейслера была для прадедов и дедов наших; для нашего времени представляют курсы рисования покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика - художника соединяющего в себе просвещенные понятия об искусстве и его требованиях. Неудивительно поэтому, что составленные Сапожниковым курсы в первую же пору обнародования их встречены были с полнейшим сочувствием и верою, вполне оправдавшеюся впоследствии всеми теми, кто так или иначе должен был стоять близко к делу обучения рисованию. В кружках русских художников труды Сапожникова пользуются громаднейшею известностью, и редкий из посещавших классы Академии художеств не держал и не держит у себя составленные им книги, как настольные, ничем покуда на русском  языке  не заменённые.

 

 

  

 

Литература

 

 

 

  1. Сапожников А.П., Сапожникова Т.Ф. Библиотека программ. Большая Российская энциклопедия, т.3, стр. 460-461, Москва, Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2005.

  1.  Сапожников А.П. Курс рисования. СПб., 1875, с. II

  1. Сапожников А. П. Курс рисования. СПб., 1879, с. III.
  2. Сапожников А.П. Курс рисования, с. 34.
  3. Сапожников А.П. Курс рисования. СПб., 1855, с. VII.
  4. Курс рисования, составленный А. Сапожниковым. СПб., 1847, с. 1, 2., Там же, с. 7., с. 21., с. 32-33.,
  1. http://kikg.ifmo.ru/learning/met_prof_obuch/moris/glava2.htm

  1. http://log-in.ru/books/a-p-sapozhnikov-polnyiy-kurs-risovaniya-sapozhnikov-a-p-vse-kraski-mira/

  1. http://www.practicum.org/index.php?Itemid=9&catid=45&id=29:osnova&option=com_content&view=article   

  1. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-17647
  2. http://www.biografija.ru/biography/sapozhnikov-andrej-petrovich.htm  
  3. «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сапожников,_Андрей_Петрович&oldid=50729841»
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/110238/Сапожников

 


Информация о работе Методика преподавания рисования Сапожникова А.П