Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 02:59, курсовая работа
Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту.
Введение……………………………...……………………………………………3 Методика рисования пейзажа
Элементы и техника выполнения пейзажа……………………………………...4
Методы живописи отдельных мастеров………………………………………...9
Последовательность выполнения пейзажа…………………...………………..16
Изображение пейзажа………………………...…………………………………20
Виды пейзажа…………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература ……………………………………………………………………....26
Два-три тона взять
точно вместе трудно, пять-шесть еще труднее,
а все точно взять, как ощущаешь своим
глазом, — невероятно трудно. Воспитывая
глаз сначала понемногу, потом пошире
распускай его, а в конце концов все, что
входит в холст, надо видеть вместе, и тогда,
что не точно взято, будет фальшивить,
как неверная нота в оркестре. Опытный
художник все видит одновременно, так
же, как хороший дирижер слышит одновременно
и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты.
Это, так сказать, вершина мастерства,
подходить к этому надо постепенно. Самое
трудно в живописи — писать сближенные
топа, очень мало разнящиеся друг от друга».
Для понимания метода живописи Коровина
многое дает описание наглядного урока,
преподанного им своим ученикам. «Однажды,
— вспоминает Б. В. Иогансон, — он подходит
к ученице, этюд который был написан сплошной
грязью. «Неужели вы так видите?» — спрашивает
Коровин. «Нет, конечно, но я не умею, у
меня ничего не выходит. Ах, если бы вы
мне показали, Константин Алексеевич,
как это делается...» И он согласился дать
нам наглядный урок живописи.
В классе стояла все та же обнаженная натурщица
со светло-пепельными волосами, перед
ней стояла новая табуретка, около — красивая
ваза с искусственными розами. И все это
на фоне различных тканей, одна из них,
близкая по тону к обнаженному телу, другая
— густой черный бархат.
«Прежде всего, очистите
палитру от грязи, а кисти вымойте в нефти.
Сам же я займусь вот чем»,— и Коровин
начал ножом снимать с холста всю грязь,
мало того — чистой тряпкой стер ее, насколько
возможно. На чистую палитру выложил свежие
краски фирмы Лефрана. И приготовился
к бою.
В процессе письма Коровин все время объяснял: «Я люблю начинать с самых густых, темных мест. Это не позволяет влезть в белесость. Колорит будет насыщенный, густой». И оп составил на палитре тон черного бархата чернее черного; туда входили берлинская лазурь в чистом виде, краплак темный и прозрачная краска типа индийской желтой — желтый лак. На грязновато-буром холсте (вычистить его до бела не удалось) был положен исчерпа-черный мазок, который смотрелся посторонним телом. Далее, на палитре же, он составил теневые части различных материй и теневую часть волос, находя все тона вокруг черного бархата, цвет которого лежал па палитре, как камертон.
«Видите, на палитре
я приготовил эту кухню как начало для
предстоящих сложных поисков дальнейших
отношений». Все найденное на палитре
было положено на холст, но на палитре
остался след от найденного и к нему подбиралось
дальнейшее.
Такой способ поисков на палитре оказался
для нас новостью. Мы, как истые поклонники
непосредственной мазни и возни па холсте,
были удивлены таким строгим контролем
над собой и кого! — «самого» Коровина,
который, как нам казалось, с лету возьмет красиво любой
топ. На самом же деле под этой легкостью
лежали кропотливые поиски точного. И,
чтобы найти эту предельную точность,
мастер цеплялся за все.
«Надо в процессе живописи быть хитрым.
Вы, вероятно, видите, что мне не удается
передать ножку табуретки в тени. Придется
написать точно окружающее, чтобы уже
на верно найденном фоне безошибочно ударить».
И пошли на палитре поиски «окружающего»
для того, чтобы безошибочно, одним мазком
«ударить» тень от ножки табуретки.
В последующие годы в технике живописи
Коровина происходят дальнейшие изменения:
усиливается плотность и монолитность
кладки красок и самого красочного слоя,
мазок зачастую становится слитным, мягко
передает формы.
Во многих произведениях пейзажного жанра,
выполненных в период 1916 - 1925 годов, Коровин
часто пользовался при передаче форм веерообразной
системой кладки фактурно выраженными
мазками красок. Этот прием, в особенности
характерный для данного периода творчества
художника, можно наблюдать в ряде его
полотен, например в «Костре», 1919 (Москва.
Частное собрание), в котором кладка красок
в лепке форм деревьев, зелени и неба велась
преимущественно веерообразно положенными
мазками.
Теми же приемами Коровин успешно пользовался
и в других полотнах: «Летом», 1919 (Москва. Частное
собрание); «К весне», 1919 (Москва. Частное
собрание); «Ночь. Дуэт», 1921 (Москва. Частное
собрание).
Н. К. Рерих
Выдающийся
мастер пейзажа Н. К. Рерих отводил этюдной
живописи большое место в своем творчестве.
Как уже отмечалось, творческий метод
создания произведения Рерих основывал
на пристальном, вдумчивом наблюдении
и постоянном, проникновенном изучении
природы. Начиная писать этюд, он прежде
всего ставил перед собой совершенно определенную,
вполне ясную задачу, решения которой
добивался. Когда композиционное построение
этюда мысленно было решено, когда была
определена завязка композиции и намечено
в основном колористическое решение, Рерих
приступал к рисункам-наброскам, а затем
и к живописи.
В процессе длительного
изучения натуры найденный художником
и поразивший его момент являлся основой
впечатлений о нем; творчески осознанное
и мысленно переработанное впечатление
и возникший на основе этого художественный
образ постоянно сохранялся в памяти во
время работы над этюдом.
Отлично зная, что однажды наблюденное
на природе вновь не увидишь, Рерих писал
свои этюды быстро, в течение нескольких
часов. Иначе ведь нельзя передать во всей
своей первоначальной свежести и непосредственности
первого впечатления то или иное состояние
природы, так как через день, а иногда и
через несколько часов, оно уже будет совершенно
иным.
Рерих считал, что, конечно, очень важно
уметь изобразить то, что видишь в природе,
но не менее важно уметь видеть то, что
хочешь изобразить. Это, по мнению Рериха,
— основное качество художника, заключающееся
в том, что надо смотреть на природу не
равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным,
проникновенным взором, мысленно отбирающим
и отмечающим то, что по душе. Если не вкладываешь
в изучение природы всю страсть своей
души, всю любовь к ней, не надо и живописать
ее.
В этюде следует уметь находить простые,
кажущиеся зрителю несложными решения
поставленных перед собой задач. Это решения,
как композиционные, так и в части колорита
и рисунка должны быть лаконичными.
Однако, для этого необходимы не только
опыт, но и твердая уверенность в основной
цели, поставленной в данной работе. Художник
должен уметь сосредотачиваться на решении
и достижении этой цели, на главном, а не
на второстепенном, используя все свои
возможности в композиции и живописи.
Сосредоточенность, собранность, умение
видеть и выделить главное, быстрота и
точность в работе — вот залог успеха
в создании этюда.
Писать его надо, рассчитав свои силы и
возможности, определив с большей или
меньшей точностью, в течение какого времени
продлится состояние природы, которое
интересует художника. Не сделав этого,
легко впасть в ошибку — ведь освещение
все время меняется. Может получиться
и так: начинаешь писать этюд при одних
условиях, например, пишешь землю — солнце
было слева, потом переходишь на живопись
неба, а солнце уже перешло на другую сторону,
чего ты не заметил и получилось неправдоподобно.
Чрезмерно долго писать этюд нельзя —
притупляется первое впечатление от натуры,
художник утомляется, постепенно утрачивая
свежесть и остроту восприятия.
Последовательность выполнения пейзажа
Для того чтобы научиться правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа:
Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).
На примере этих этюдов можно создать пейзаж.
Перспектива от латинского – «ясно вижу».
Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нежно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.
Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.
При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.
Начинать рисовать пейзаж необходимо с простых этюдов. Пейзаж должен создаваться из разных изобразительных материалов:
- акварель и пастель;
- акварель и цветной карандаш;
- гуашь и акварель;
- традиционные и нетрадиционные техники.
Изображение пейзажа
Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала в его нелегкой жизни, защищала и укрывала, от врагов. Элементы пейзажа встречаются на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжеты картин Мазаччо, Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто, Тициана, П. Рубенса, А. Дюрера, Г. Голыбейна Старшего, Н. Пуссена, А. Ватто, Т. Жерико, Э. Делакруа, Д. Энгра, Ф. Гойи включают пейзажи или построения на его фоне. По мере развития человеческого общества, соответственно и культуры изобразительного искусства изображение пейзажа выделяется в самостоятельный жанр. Д. Констебель, Ш. Мишель, Т. Руссо, К. Коро, П. Гоген во многом определили развитие пейзажа в Западной Европе в 19 веке и начале 20-х веков. Больших успехов достигло, развитие реалистического пейзажа в русском искусстве 19 века.
Изображение пейзажа обычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев, а затем деревьев с частью двора, и только затем рисуют пейзаж с дальним планом.
Кусты и деревья изображать значительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большое количество деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов, рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста или дерева.
Чтобы лучше видеть общее очертание куста, дерева и не увлечься изображением отдельных листьев, сучьев, надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе двух – трех кратного их большего размера. Такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть все в целом и вместе с тем вычленять отдельные сучья, ветки и листья. Обычно отдельные листья показываются на переднем плане в освещенных местах или по краям, где они выступают силуэтом.
Начинать рисовать дерево лучше всего очертания общей силуэтной формы зеленого покрова и ствола. Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметить крайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основания, верхнюю точку зеленого покрова и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление и толщина ствола, направление основных сучьев – от них зависит пространственное расположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени, которая членится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстоянию между сучьями.
Работа акварелью целесообразно начинать с локального цветового тона зеленой массы, ствола с постепенным цветовым насыщением теневых мест и проработкой цветом ствола, сучьев, отдельных листьев. Главное при этом – чувствовать и стремиться передать объемность всей зеленой массы, кроны в целом и отдельных ее частей, объемность круглой формы стволов. При рисований самое главное – правильный контур.
Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их.
1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается
рационально организованной
3. Морской пейзаж – марина (от итальянского marina, от латинского marinus – морской) – произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии. Художники изображающие море, называются маринистами. Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.
4. Архитектурный пейзаж
близко соприкасается с
5. В индустриальном пейзаже
художник стремится показать
роль и значение человека-
6. Каждый пейзаж художник
трактует по-своему, вкладывая в
него определенный смысл. Так, пейзаж,
в котором природа
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.
7. Пейзаж-картина, предназначенный
для украшения здания, обычно
выполняется так, чтобы дополнить
архитектуру, сделать ее выразительнее.
Эта служебная функция пейзажа
заставляет художника сочинять
и стилизовать природные