Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы, 1508—1512
Девять сцен из Книги
Бытия
Схема росписи свода
Девять сцен из Книги Бытия
Основной раздел цикла составляют
девять сцен из Книги Бытия, первой книги
Библии. Картины делятся на три группы
из чередующихся больших и малых сцен.
Тема первой группы изображений — создание
Богом Небес и Земли. Второй — создание
первых мужчины и женщины, Адама и Евы,
их грехопадение и изгнание их из Рая.
Третьей — испытания, выпавшие на долю
человечества, через историю Ноя. В расположении
сцен в рамках трёх тематических групп
нарушена хронология. Группы построены
по канонам средневекового триптиха, когда
центральная панель повествует о главном
событии, а картины, обрамляющие её, дополняют
рассказ. Последовательность эпизодов
построена так, чтобы зритель, стоящий
у входа в капеллу, начинал рассматривать
сцены от алтарной стены. Это трудно заметить
рассматривая репродукцию росписи, но
становится очевидным при непосредственном
посещении капеллы.
Создание Небес
и Земли
- Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый — светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования.
- Три сцены, законченные на последней стадии работы над росписью, самые динамичные из всех фресок свода. О первом эпизоде Вазари говорит, что «… Микеланджело изобразил Бога, во всём своём величии отделяющего Свет от Тьмы, то, как парит он с распростёртыми руками, и в этом сказались вся любовь его и его мастерство».
Адам и Ева
- Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Первый эпизод из центральной группы — Сотворение Адама — одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека».
Тема центральной сцены, где
Бог создаёт Еву из ребра спящего
Адама, была взята из второй главы
Книги Бытия, описывающей несколько
иной порядок Сотворения мира. Микеланджело
повторяет композицию рельефа «Сотворение
Евы»Якопо делла Кверчи, из обрамления
дверей Базилики Сан Петронио в Болонье.
Произведения делла Кверчи художник изучал
в юности[38][39].
В заключительной картине
истории Адама и Евы Микеланджело
соединяет две сцены: Грехопадения и
Изгнания из Рая. Слева Ева, доверчиво
принимающая плод из руки Змея, и
Адам, нетерпеливо выбирающий плод
для себя; справа — ангел с
мечом изгоняет их из Рая, в мир, где
они потеряли вечную молодость и
бессмертие[37].
История Ноя
Как и в первом триптихе,
последовательность картин в истории
Ноя (сюжеты взяты из шестой, седьмой
и девятой глав Бытия), является тематической,
а не хронологической. Первую панель
с жертвоприношением Ноя Вазари
ошибочно считал жертвоприношением Каина и Авеля. Традиционно считается,
что тема фрески — принесение жертвы семьей
Ноя после благополучного спасения от
Великого Потопа, погубившего всё остальное
человечество.
Картина Всемирного
Потопа занимает центральное место
в истории Ноя. В то время, как
отчаявшиеся люди выбираются на клочок
суши, не покрытый водой, на заднем плане
виден ковчег, в котором спасается
семья Ноя. Эта панель с самым
большим количеством персонажей
по сравнению с остальными фресками.
Заключительная
сцена Опьянение
Ноя. Высадившись
на сушу, Ной выращивает виноград. Ной,
возделывающий землю изображён на заднем
плане слева. Сделав вино, он выпивает
его и засыпает обнажённым. Его младший
сын, Хам, насмехаясь,
показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Старшие
дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны
были служить потомкам Сима и Иафета. Три
картины истории Ноя, символизируют длинный
путь, проделанный от Божественного создания
до грешного человека. Однако, именно через
Сима и его потомков, израильтян, в мир
должно прийти Спасение.
Опьянение Ноя
Пророки и сивиллы
- На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил самые большие фигуры: двенадцать персонажей, олицетворяющие предвидение будущего Спасения: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира, их имена значатся на табличках под постаментами. Пророк Иона изображён над алтарём, пророк Захария — у входа в капеллу.
- Среди семи пророков Израиля, выбранных Микеланджело, присутствуют четыре так называемых Главных Пророка: Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил. Из двенадцати Малых пророков художник выбрал троих: Иоиля, Захарию и Иону. Хотя пророков Иоиля и Захарию считают «незначительными» из-за сравнительно небольшого количества страниц, которые они занимают в Библии, каждый из них изрекает важное пророчество.
- Слова Иоиля: «…ваши сыновья и ваши дочери будут пророчествовать, ваши старцы будут видеть сны, ваши юноши видеть видения», являются существенными для декоративной схемы фрескового цикла Микеланджело, где среди обладающих даром предвидения представлены мужчины и женщины всех возрастов.
- Захария предсказывал: «Созерцайте! Ваш Царь приезжает к вам, скромный и едущий на осле»[41]. Его изображению в капелле отведено место непосредственно над дверью, через которую папу римского несут в процессии в Вербное воскресенье, день, в который исполнилось пророчество Захарии: Иисус въехал в Иерусалим на осле и был объявлен Царём[42].
Пророк Иоиль.
Дельфийская сивилла
- Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте — над алтарём. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа[41].
- Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Считается, что сивиллы, изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век», интерпретируются как предсказание появления Иисуса[43]. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Когда Иисус родился, о его рождении, стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие, в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно[44].
- Не известно, почему Микеланджело поместил изображения именно этих пятерых предсказательниц из десяти-двенадцати известных сивилл. Джон О'Мэлли предполагает, что выбор был по географическому признаку: сивиллы представляют различные уголки Земли — Африку, Азию, Грецию и Ионию[43].
Распалубки сводов
- В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью[45]
- Фрески распалубков свода:
- Медный змий
- Наказание Амана
- Давид и Голиаф
- Юдифь и Олоферн
- Первые две истории рассматривались богословами Средневековья и Возрождения в параллели с Распятием на кресте Иисуса. В истории о Медном змие народ Израиля, взроптавший на Бога, наказан нашествием ядовитых змей. Бог для вызволения людей, указывает Моисею воздвигнуть столб с медным змием. Микеланджело выбрал многофигурную композицию, изображая толпу погибающих от укусов змей, отделённую от уверовавших и спасённых.
- Панель Наказание Амана повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Композиция панели выстроена по принципу триптиха: в центре — основная сцена — казнь Амана Король, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.
- Истории Давида и Юдифи очень популярны в возрожденческом искусстве, особенно у флорентийских художников, так как тема ниспровержения тиранов была весьма злободневной в этом городе-республике.
Наказание
Амана
Ignudi
- Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей, их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»[23]. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания[46].
Ignudo. Девятая панель