Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:31, реферат
Краткое описание
Цели: Изучить тему «Мифопоэтика средового восприятия» для расширения базы теоретических знаний в сфере дизайна и на основе изученного составить инфографическую модель. Задачи: 1. Изучить термин мифопоэтика и его характеристики 2. Изучить аспекты средового восприятия 3. Изучить особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды 4. На основе изученного рассмотреть мифологемы, архетипы и стереотипы Санкт-Петербурга
Содержание
Введение.................................................................................................3 Мифопоэтика средового восприятия............................................................5 Структурные особенности мифопоэтической модели мира.......................5 Эмоциональный потенциал архетипов..................................................7 Мифологемы средового восприятия......................................................9 Особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды......................................................................................................12 Мифологемы, архетипы и стереотипы Петербурга.............................14 Заключение.............................................................................................17 Список используемой литературы........................................................18 Приложение............................................................................................19
Применительно к этому городу
знаками его, одновременно соседствующими
и враждующими, выступают образы-символы
Вода и Камень.
Общеизвестна роль Воды при
строительстве города. Выбор его места
решил выход к морю. По примеру Венеции
и Амстердама он был задуман, как вырастающий
из воды — весь Васильевский остров в
проекте мыслился сетью каналов. Низкая
болотистая местность определила великое
множество малых речек, в соответствии
с духом времени забили многочисленные
фонтаны. Со временем каналы и малые реки
засыпались, фонтаны приходили в негодность.
И именно вода — наводнение —стала источником
постоянной опасности для этого города.
Мы помним, что в мифопоэтической картине
мира Вода, так называемый амбивалентный
знак —это символ зарождения, самой жизни
и символ гибели, конца, символ диалектического
перетекания добра и зла в свою противоположность.
Роль Камня в мифопоэтической картине
мира не отражена энциклопедией ≪Мифы
народов мира≫ но семантика его (значение,
смысл) может быть реконструирована из
сложившейся фразеологии и также окажется
неоднозначной (амбивалентной). Общеизвестен
указ Петра о каменном строительстве в
Петербурге: здесь можно было строить
только из камня, но и из камня можно было
строить только здесь (особо тесная увязка
города и камня). Вначале Камень для города
выступал символом надежности, нерушимости,
защиты (≪как за каменной стеной≫, ≪слова
тверже камня
≫), ≪работало≫ исконное, библейское
значение символа. Со временем в сознании
горожан начинается трансформация семантики
Камня, он становится символом сдержанности,
скрытности, непроницаемости (≪каменное
выражение лица≫) —это уже город, отторгаемый
Гоголем. Еще позже Камень —уже символ
черствости, жестокости, бесчувственности
(≪каменное сердце≫) —город, пугающий
Достоевского. Уже в наше время, в 80-е годы,
общество стало свидетелем того, как обе
этисквозные темы встретились в весьма
реальной фигуре дамбы. Решение о строительстве
этого сооружения опиралось
на прочтение символа воды как зла (наводнения),
а символа камня как добра (защита). Затем
в общественном сознании произошла инверсия
их смыслов: вода стала восприниматься
как символ очищения (утверждалась положительная
роль наводнений в экологии региона), а
камень —как символ насилия над природой.
Кроме того, в сложившемся на тот момент
социально-психологическом климате камень
дамбы воспринимался и как искусственная
≪каменная стена≫ между принимающими
решения и теми, кому затем ≪не рекомендуется≫
купаться в Финском заливе. Но, как говорится,
≪вода камень точит≫, и знаки снова меняют
свои смыслы: сейчас возвращается представление
о том, что строительство этого сооружения
все же следует завершить. В образе Петербурга
неоднократно виделось и отмечалось в
литературе и искусстве сочетание строгости
и текучести, определенности и неуловимости,
одним словом — двойственности. Помимо
фундаментальных общекультурных мифологем,
живущих в образе конкретного города и
воздействующих на восприятие его среды,
у каждого из них складывается и своя мифология,
основанная на его реальной истории, безотносительно
к тому, насколько внеисторично или квазиисторично
трактуются ее факты. Применительно к
Петербургу можно проанализировать такие
узловые темы местной мифологии, обозначив
их как ≪Северная Пальмира≫, ≪Окно в
Европу≫, ≪Царь-преобразователь≫, прочитанные
сквозь призму барочной культуры —колыбели
его зарождения. Северная Пальмира. Пальмира,
как известно, город в оазисе Сирийской
пустыни, приобретший в III веке до н. э.
большое экономическое значение. Санкт-Петербург
возник по мановению руки царя, словно
мираж в пустыне, если не из песков, так
≪из тьмы лесов, из топи блат≫. Возник
далеко в не самом климатически пригодном
месте, в отрыве от центров сосредоточения
сложившейся на тот момент отечественной
культуры. Петербург —оазис в болоте и
оазис в Московской Руси, во всех отношениях
как бы нечто исключительное, внеконтекстуальное
и центробежное (или —эксцентричное).
Окно в Европу. Этот миф вполне
укоренился в массовом сознании и сегодня
мало кем осознается, что насильственная
петровская цивилизационная прививка
— это достойная эпохи барокко ≪игра
в Европу≫ при вполне местной подоплеке.
Если в исторической и культурологической
литературе отмечается, что за таким, не
подготовленным естественным ходом событий
прорывом всегда следует серьезный откат,
то в массовом сознании утвердился миф
об особой культурной миссии Петербурга
—≪самого европейского из российских
городов≫.
Царь-преобразователь. Соседствует
с предыдущим и миф о первом просвещенном
российском монархе Петре Великом и об
исключительно прогрессивном характере
его усилий по преобразованию отечественной
культуры. Миф, как и положено ему, игнорирует
тот факт, что и до Петра в истории Руси
бывали и светлые умы, и реформаторы (например,
князь Курбский, царь Алексей Михайлович),
что в действительности Петр был одним
из самых кровавых царей, а обаятельное
величие его фигуры вписывается в общий
тон неоренессансного размаха культуры
барокко.
Такого рода квазиисторичные
представления питают массовое сознание,
насыщают сложившийся в нем образ города
своими красками и становятся силой, формирующей
его своеобразную атмосферу. Так, мифы
общественного сознания становятся насущной
реальностью, способной влиять на характер
ожиданийи пристрастий в отношении развития
среды данного города. Для завершения
анализа ≪осадочных≫ элементов в ≪средовом≫
языке Петербурга следует проследить,
как менялись здесь представления о достойной
городской среде со сменой эпох и сменой
архитектурных стилей, влияние которых
испытал город на протяжении своей истории.
Каждая эпоха оставила в его историческом
образе свой неизгладимый след. Таковы:
•барокко с его пышной театрализацией
жизни;
•классицизм с его строгой
регулярностью и нормативной эстетикой;
•эклектика с ее романтизмом
и нарастающей урбанизацией;
•модерн с его изысканной утонченностью
и системным подходом к эстетической организации
среды.
Каждый из этих этапов оставил
в представлениях о городе, бытующих в
массовом сознании, свой ≪нерастворимый
осадок≫. Но анализ его содержания слишком
далеко увел бы нас от основной темы. В
результате всех этих рассуждений и их
авторской интерпретации в воображении
проектировщика вырисовывается
представление о том, какие же качества
городской среды могут быть
востребованы горожанами (а также и гостями
города, туристами и прочими его средовыми
субъектами) на основании не только одних
практических соображений комфорта. Можно
представить себе эмоциональную окраску
бессознательных ожиданий от •средовой・ атмосферы≫ конкретного города,
базирующихся на мифологемах, архетипах
и стереотипах, сложившихся в массовом
сознании по его поводу.
Заключение:
Архаический человек воспринимал
мир целостно и не вычленял себя из этого
мира, отстраненная позиция наблюдателя
— плод более позднего сознания. Эмоционально
включенный в среду человек, полностью
адаптированный к этой среде, переживает
ее как естественное продолжение самого
себя. Полнейшая «растворенность» его
в среде распространяется на все аспекты
восприятия, то есть в основе «средового»
восприятия лежит мифологический тип
сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий
свою актуальность.
Список использцемой
литературы:
1. Основы теории дизайна: учебник
для вузов, И.А. Розенсон, 2006