Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель предпринятой работы – провести параллель в архитектуре между двух столиц . В Москве и Санкт- Петербурге работали лучшие архитекторы. Это великие мастера своего времени, внесшие огромный вклад в архитектуру: Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль
Введение
Глава 1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
1.1 Зарождение стиля в мировой культуре
1.2 Модерн и архитектура
Глава 2 Архитектура русского модерна
2.1. Архитектура русского модерна Москвы
2.2. Архитектура Санкт-Петербурга. «Северный модерн»
Заключение
Список литературы
Второй собственный особняк Л.Н. Кекушева, официально принадлежавший его жене, был построен в 1900 - 1903 гг. на Остоженке, 21. Здание похоже на маленький замок, оформленный с явными приметами стиля модерн. Форма дома были заимствованы из европейского средневековья, но выстроены в духе модерна. Многоярусная угловая башня оканчивается шатром, уличный фронтон увенчан фигурой льва. Внутреннее решение дома типично для модерна: парадные помещения группируются вокруг лестницы, над ними расположены жилые комнаты.
Облик Москвы конца XIX - начала XX века во многом определяют творения еще одного выдающегося мастера модерна, "самого московского" архитектора того времени - Федора (Франца) Осиповича Шехтеля (1859 - 1919). Недаром существует понятие - "Москва Шехтеля". Трудно перечислить все, что построено по его проектам: это здания кинотеатра "Художественный" на Арбатской площади и Театра "Парадиз" (ныне Театр имени В.В. Маяковского) на Большой Никитской, Ярославского вокзала и "Боярского двора" на Старой площади, торгового дома М.С. Кузнецова на Мясницкой и банка Рябушинских на Биржевой площади, многоэтажные доходные дома и особняки. Ф.О. Шехтелем выполнена наружная и внутренняя отделка здания МХАТа в Камергерском переулке, знаменитая эмблема чайки на занавесе театра также принадлежит ему.
Но самыми знаменитыми "шехтелевскими" зданиями московского модерна являются особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской и два собственных дома архитектора.
В 1893 - 1898 гг. на Спиридоновке, 17, был построен особняк для жены богатейшего фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. По желанию заказчика дом был спроектирован в популярном в то время стиле викторианской готики. Для оформления интерьеров архитектору были предоставлены неограниченные финансовые возможности. К этой работе Ф.О. Шехтель привлек тогда еще малоизвестного художника М.А. Врубеля. Михаил Александрович написал три панно для малой готической гостиной: "Утро", "Полдень", "Вечер", украсил скульптурой "Роберт и Бертрам" парадную готическую лестницу и сделал рисунок для витража в готической раме с изображением рыцаря на коне.
Самое известное
творение Ф.О. Шехтеля - особняк в
стиле модерн на Малой Никитской
улице (№ 6/2), построенный в 1900 - 1904 гг.
по заказу видного деятеля
Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн.
В 1901 - 1902 гг. в Кропоткинском переулке Ф.О. Шехтелем было построено еще одно замечательное здание в стиле модерн. Дом №13 известен как особняк А.И. Дерожинской, ставшей позднее женой фабриканта и мецената И.И. Зимина. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево.
Как и Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель проектировал дома и для себя. В первом из них, на Петербургском шоссе за Тверской заставой, он прожил недолго и в 1895 году продал его директору императорских театров В.В. Всеволожскому (до наших дней дом не сохранился). Второй особняк и сейчас стоит на стыке Ермолаевского переулка (дом №28) с Трехпрудным. Архитектурное решение здания навеяно образом английского викторианского дома. Особняк напоминает маленький средневековый рыцарский замок-крепость из сказки. Фасад облицован керамической плиткой, имитирующей светло-коричневый кирпич. Над входом на золотом мозаичном фоне выложены цифры "96" (дата постройки) и латинские буквы "S" и "N" (инициалы жены архитектора - Шехтель Наталья). Три ириса (бутон, расцветший и увядающий) символизируют три возраста человека - детство, зрелость и старость. Сохранились холл с лестницей, гостиная с камином, вестибюль с витражами.
В 1910 году на Большой Садовой (№4) Ф.О. Шехтель построил для себя еще один небольшой, в два этажа, особняк. Это был его последний собственный дом, сооруженный асимметрично, исходя из потребностей внутренней планировки, но оформленный в духе неоклассицизма. Над входной аркой находится великолепный барельеф, исполненный по рисунку хозяина дома. Центральное место в композиции занимает фигура древнегреческой богини мудрости Афины, к которой с двух сторон шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры.
В наши дни Москва,
как и сто лет назад, переживает
новый строительный бум. На рубеже XX
и XXI столетий в столице появился
так называемый "постмодерн", который
становится господствующим стилем в архитектурной
практике. Среди строящихся и перестраивающихся
зданий преобладают частные банки, офисы,
дорогие магазины и особняки, демонстрирующие
богатство их владельцев, не всегда обладающих
хорошим вкусом. Столица все больше становится
похожей на современный европейский мегаполис,
а старая Москва уходит в прошлое...
2.2. Архитектура Санкт-Петербурга. «Северный модерн»
Самый талантливый
мастер петербургского модерна по праву
считается
Николай Васильевич Васильев. Это наиболее
яркий русский зодчий, мастер "северного
модерна" - стиля, распространенного
в Северной Европе, отсюда его иные названия:
скандинавский, или финляндский, модерн.
Его появлению в России способствовали
культурные и экономические связи с Европой,
усилившиеся в начале века одновременно
с возросшим интересом к русскому народному
искусству, фольклору, деревянному и каменному
зодчеству русского Севера. Он родился
26 ноября (8 декабря) 1875 г. в селе Погорелки
Угличского уезда Ярославской губернии
- края, всегда дававшего стране искусных
зодчих, строителей, отделочников и иных
умельцев. Конкурсные проекты Васильева
1900-1910-х гг. отличаются необыкновенным
разнообразием композиционных решений.
Он разрабатывал целые системы пластических
и декоративных элементов - основного
средства создания художественного образа
здания. В этом актуальность творчества
Васильева, ибо поиски более выразительных
пластических решений стали предметом
особой заботы современных архитекторов.
Работы Васильева ярко характеризуют
свое время, они столь же своеобразны,
как и произведения М. В. Добужинского,
А. Н. Бенуа, Н. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой
и других мастеров. В проектах жилых комплексов
он группировал помещения вокруг систем
дворов, свободно переходящих друг в друга
и связанных с улицей. Исходя из градостроительной
ситуации, зодчий стремился к живой пластике
стен с их выступами, эркерами, башнями,
кровлями, к взаимосвязанностям всех этих
элементов, к тому, чтобы по мере движения
пешеходу-зрителю открывались интересные,
порой неожиданные ракурсы и перспективы.
Принцип ритмического повтора пластических
и декоративных элементов придает проектам
Васильева особую убедительность и жизненность.
Некоторые здания той поры настолько индивидуальны
по своему облику, в их характеристике
так велика роль линий, плоскостей, объемов,
различных, иногда неожиданных ракурсов,
что уложить их в жесткие рамки стилевых
направлений почти не представляется
возможным. Это в особенности относится
к работам Васильева. Назовем несколько
первоклассных проектов Васильева: здравница
в Царском Селе, банк на Михайловской площади,
театр в "неорусском стиле" с необыкновенно
живописной композицией, романтический
и динамичный, с активным применением
майолики; дом Ушаковой на углу Малого
проспекта и Широкой (ныне Ленина) улицы
(оба - 1906 г.). Последний в случае реализации
стал бы шедевром русского национального
модерна, и можно лишь сожалеть о том, что
он остался на бумаге. Наконец, отмеченные
необыкновенной экспрессией проекты жилых
комплексов на Троицкой (ныне Рубинштейна)
улице, Каменноостровском проспекте и
ряд других, которые при реализации решительно
изменили бы к лучшему облик многих районов
Петербурга. Произведениям талантливейшего
зодчего России, однако, предпочитали
посредственнейшие проекты. В 1905 г. Васильев
построил ныне уже хрестоматийный особняк
Савицкого в Царском Селе (г. Пушкин, Московская
ул., 15, ныне поликлиника). Здесь он - настоящий
поэт камня, виртуозно использующий почти
все его возможности. В приемах обработки
фасада можно увидеть сходство с домом
Щербова, построенным в Гатчине С. С. Кричинским,
но благодаря сочетаниям камня с другими
материалами создается иной художественный
образ. Здесь живописная, богатая оттенками
кладка из мощных гранитных блоков первого
этажа удачно дополнена гранитными подоконными
досками, она сопоставляется с облицовкой
из светлого кирпича верхних этажей. Васильев
искусно вводит в отделку светлой плоскости
стены большие по площади керамические
вставки. Рука художника-живописца ощущается
в цветотональных сочетаниях поверхностей,
выложенных различными материалами, каждый
из которых выигрывает благодаря соседству
с другим. Сравнивая гатчинскую постройку
с царско-сельской, легко обнаружить принцип
единства пластического и декоративного
решения, вполне уместный в небольших
зданиях и нисколько не связывающий художника.
Этот принцип характерен именно для петербургского
зодчества, в других городах страны те
же зодчие строили поименному. 1906 г. Васильев
принял участие в проектировании дома
для своего соратника и друга А. Ф. Бубыря
на Стремянной улице, 11. Главный фасад
с его чрезвычайно выразительной динамичной
композицией, спроектированный Васильевым,
отличает поистине виртуозное владение
всеми приемами современной фактурной
обработки стен. Здесь с большим искусством
подобраны сочетания естественных и искусственных
отделочных материалов, каждый из которых
выигрывает от соседства с другим. Первый
этаж облицован финляндским гранитом,
в основном грубо обработанным, а кое-где
гладко тесаным, со скульптурой. Плоскость
стены верхних этажей покрыта фактурной
штукатуркой и отделочным кирпичом. В
обработку стены достаточно деликатно,
с чувством меры введены образы северной
флоры и фауны (главные внешние приметы
"северного модерна"), невысокие рельефы
и круглые опорные столбы являются одновременно
и произведениями скульптуры, и элементами
отделки, что также было новым словом в
отделке фасадов. Арка ворот обработана
крупными грубооколотными блоками красного
финляндского гранита, во втором этаже
применен финляндский горшечный камень
- гладкотесаный и со скульптурой. В пятом
и частично в третьем и четвертом этажах
- фактурная штукатурка, в остальных местах
- облицовка отделочным кирпичом. Фасад
производит сильное впечатление мощью
романтического образа, плотностью и замечательной
согласованностью всех его частей. Формы
здания оригинальны, свободны от мелочного
декора. Контрастные сочетания фактур,
цветотональных плоскостей, форм, разнообразие
проемов и их сочетания с простенками
- все это превращает фасад в полном смысле
слова в ожившую северную поэму. Васильев
принял активное участие в сооружении,
под общим руководством Э. Ф. Вирриха, крупнейшего
торгового здания Петербурга - универмага
Гвардейского экономического общества
на Большой Конюшенной улице, 21 - 23 (1908 -
1909). За короткий срок поднялось огромное
здание с железобетонным каркасом, с элементами
классического зодчества в фасадах и интерьерах.
Осуществленный вариант решительно отличается
от всех конкурсных проектов. Самая северная
мечеть в мире - сооружение романтического
облика, с крупными обобщенными формами,
гранитной облицовкой в характере "северного
модерна", органическим сплавом северных
черт с восточными элементами. Одновременно
с мечетью в 1912-1913 гг. по проекту Васильева
было построено двухэтажное здание торговых
рядов - "Нового пассажа" (Литейный
пр., 57). Его появление стало событием архитектурной
жизни, заметным явлением в петербургской,
да и всей русской архитектуре 1910-х гг.
Много сил отдал осуществлению проекта
в натуре, планировке здания второй выдающийся
зодчий "северного модерна" А. Ф. Бубырь.
Протяженный прямоугольный объем ориентирован
на улицу огромными прямоугольными окнами,
слившимися в почти сплошные витрины,
которые и определили характерную для
широко примененных здесь железобетонных
конструкций ленточную структуру фасада.
Главными элементами в композиции фасада
стали два мощных, симметрично расположенных
по краям портала, за которыми раскрываются
вестибюли. Организующая роль порталов
в композиции подчеркнута их контрастным
противопоставлением низкому протяженному
корпусу. Такое построение композиции
стало часто встречаться в последние десятилетия.
Но, увы, оказалось утраченным поэтическое
ощущение материала, свойственное Васильеву.
Большие порталы расчленены глубоко западающими
арочными нишами, дающими сильный пластический
акцент. Громадные входные арки и определили
крупную масштабную меру здания, В сопоставлении
с прозрачной гладью стекла особенно выразительны
шероховатая фактура камня и охристая
штукатурка стен. В заглубленных нишах
сочным живописным пятном смотрится декор
порталов, передающий ощущение местного
северного колорита орнаментом в виде
стилизованных завитков мха, а также суровостью
облицовочного материала - карельского
гранита. Здание взято под охрану как выдающийся
памятник архитектуры. В 1911 г. по проекту
Васильева было возведено весьма своеобразное
и редкое в его творчестве промышленное
здание - один из корпусов Невской ниточной
мануфактуры (фабрика "Невка") на
Выборгской стороне (ныне Выборгская наб.,
47; комбинат "Красная нить"). Трудно
переоценить градостроительное значение
производственных сооружений, расположенных
в жилых кварталах города. Многие из них
играют роль архитектурных акцентов в
довольно однообразной жилой застройке.
Крупные производственные комплексы сложились
на Обводном канале, Васильевском острове,
Петроградской стороне и особенно на рабочей
Выборгской стороне. Видные архитекторы
К. К. Шмидт, Р. И. Кригер, А. И. Рейнбольд
и многие другие именно в области промышленного
зодчества создали наиболее интересные
произведения, в которых ясно выражено
стремление к новым формообразованиям
и крупной пластике. Все это относится
и к фабрике "Невка", живописный силуэт
которой эффектно воспринимается в панораме
застройки набережной, особенно с противоположного
берега широкой реки. Несмотря на разновременность
построек, они образуют; единое целое благодаря
выразительности общего облика, удачно
найденным сочетаниям больших объемов
и плоскостей. Силуэт этих зданий всегда
обладал особой притягательной силой
для художников. Первое здание фабрики
было построено еще в 1846 г. архитектором
А. Н. Роковым, в 1890-х гг. здесь строил архитектор
Ф. Ф. Пирвиц. Произведение Васильева -
образец рационалистического модерна
- строгостью облика предвосхищает конструктивизм.
Незаурядное впечатление производят вертикали
водонапорных башен с завершениями в формах
"северного модерна". Конструктивное
решение также было новаторским для той
поры: жесткий, на основе бетона внутренний
каркас с крупной сеткой 6X3,5 м. Позднее
пристройка к боковому фасаду исказила
первоначальный облик здания. В 1912 - 1917
гг. Васильев участвовал в сооружении
крупнейшего жилого комплекса - "Бассейного
кооператива" (ул. Некрасова, 58 - 60, - Греческий
пр., 10 - 12), возведенного с целью борьбы
с жилищной нуждой. О градостроительном
и планировочном решении можно прочитать
в очерке, посвященном одному из его создателей
- А. И. Зазерскому. Васильеву же принадлежит
основное художественное решение ансамбля.
К работам его привлек, скорее всего, Э.
Ф. Виррих, оценивший зодчего в процессе
проектирования дома Гвардейского экономического
общества. Зазерский же пригласил к сотрудничеству
своего друга А. Ф. Бубыря. Сохранилось
ценное и авторитетное свидетельство
военного инженера В. П. Апышкова: "Встречаются
и прекрасные работы архитектора Н. В.
Васильева, чрезвычайно самобытного и
талантливого. Из его работ отметим магазинный
дом на Васильевском пр., 54 (ныне Литейный
пр., 57. - В. И.), и жилой дом на углу Бассейной
и Греческого пр.". Это сказано уже в
1920-х гг., когда первый теоретик модерна
Апышков весьма критически относился
к этому стилю, справедливо полагая, что
многие мастера усвоили лишь его внешние
черты, а затем легко отказались от "грехов
молодости". Апышков выделил как самое
ценное в петербургском модерне произведения
Васильева и Лидваля (мы сегодня назовем
еще Бубыря и ряд других зодчих). С разных
точек зрения открывается необычайно
впечатляющая панорама одного из крупнейших
ансамблей "Нового Петербурга", которая
и сегодня покоряет мощной и суровой пластикой
объемов, подлинной монументальностью,
романтической взволнованностью образного
решения. Здесь отчетливо видна роль высоких
труб, фронтонов, мансардных этажей, сложных
перепадов кровель в создании выразительного
силуэта ансамбля в целом и его отдельных
корпусов. За этими силуэтами ощущается
дыхание большого города. Поистине удивительно
богатство фантазии Васильева и в то же
время упорядоченность, стройность общей
композиции. 1917-1918 гг.- время завершения
деятельности Васильева на родной земле.
Работоспособность его нисколько не уменьшается,
он в расцвете творческих и жизненных
сил и, подобно многим собратьям по профессии,
надеется на обновление искусства, на
появление новых возможностей для творчества.
Федор Иванович
Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского
модерна, архитектор-художник и строитель
- происходил из шведско-датской семьи.
Он родился в 1870 г., учился в Училище технического
рисования барона Штиглица, затем в Академии
художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа. За
двадцать лет непрерывной творческой
деятельности Лидваль построил в Петербурге
несколько десятков зданий, оставивших
заметный след в архитектурном облике
города. Воспитанный на традиционной эклектике,
он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев
нового стиля модерн. В его творчестве
можно выделить два периода: 1897 - 1907 и 1907
- 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил
себя мастером "северного модерна",
его поиски в эти годы близки устремлениям
скандинавских и финских зодчих. В то же
время постройки Лидваля не противоречили
исторически сложившемуся облику города:
архитектор проявлял характерный для
него художественный такт, сочетая приемы
классической школы с новыми мотивами
и формами. В эту пору его главная тема
- доходный дом, основной тип зданий капиталистического
Петербурга. Лидваль, как и его коллеги,
стремился к созданию запоминающегося
образа, в то же время размещая в домах
возможно большее количество квартир
для различных слоев населения. В 1900 г.
он перестроил большой дом, выходящий
фасадами на Кадетскую линию, Кубанский
и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули
ответственное положение дома. В 1901 г.
совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил
деревянный особняк К. К. Экваля на территории
его же завода (Красногвардейский пер.,
15) - редкий памятник такого рода в стиле
модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание
гостиницы в Апраксином переулке, 6,-- в
торговом центре столицы. В нижних этажах
этого строгого, делового здания разместились
магазины. Первым самым крупным программным
произведением Лидваля стал доходный
дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский
пр., 1-3,- М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом с
парадным двором-курдонером открывает
застройку этой главной магистрали Петербургской
стороны, значение которой возросло после
сооружения Троицкого моста. Дом Лидваля
- пример комплексного градостроительного
и художественного решения большого участка
трапециевидной конфигурации. Боковые
разновысотные корпуса выходят на "красную
линию" проспекта. Центральный корпус
находится в глубине двора. Живописность
и поэтичность облика дома достигнуты
применением разнообразных средств - изысканностью
цветовой гаммы, разными очертаниями,
размерами и группировкой проемов, разнообразием
эркеров, фронтонов, балконов, террас и
других декоративно-пластических элементов,
плавными переходами форм, которые Лидваль
объединяет в сложные пластические системы.
Разнообразные порталы входов дополнены
рельефными изображениями мотивов северной
флоры и фауны, характерных для "северного
модерна". При всем богатстве мотивов
все они подчинены большой форме и не нарушают
цельности облика дома. Асимметричная
композиция фасадов - не прихоть автора,
она вытекает из планировочного решения,
основанного на индивидуальном характере
разных помещений. Первая крупная постройка
Лидваля сразу же сделала его известным,
этот дом явился ярким примером форм "северного
модерна", продемонстрированных со
щедрой изобретательностью. Здесь, наконец,
очень активно и убедительно использованы
художественные и технические возможности
отделочных материалов - цементной штукатурки,
тесаного и грубоколотого камня - и их
сочетаний. Подобно В. В. Шаубу Лидваль
выступил здесь тонким знатоком традиционных
и новых строительных и отделочных Материалов,
открыл в них новые возможности. Дом явился
этапом в развитии петербургского зодчества.
Лидвалю стали охотно заказывать проекты,
подражать. 1902, 1904 и 1908 - 1910 гг. по соседству
Лидвалем были построены дома по Малой
Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие
крупный жилой комплекс. Их облик гораздо
строже, фасады оживлены лишь легким вспомогательным
орнаментом, отделочным кирпичом и фактурной
штукатуркой, деталями входов. Дворовые
флигеля образуют большое единое пространство.
Еще одно особенно красочное и выразительное
здание было построено Лидвалем на Каменноостровском
проспекте, 61 улицы. Виртуозно разработанная
планировка, в которой ясно выражено стремление
автора к функциональному зонированию
помещений, соответствует пластическому
и декоративному решению фасадов. Повышенный
угловой объем со сложной кровлей подчеркивает
важное местоположение дома. Лаконичность
форм сочетается с живописностью композиции,
свободной лепкой и сочной пластикой,
достигнутыми искусным применением светлой
штукатурки и глазурованной плитки. Здесь
особенно привлекательна партерная часть
- небольшая терраса со спуском в палисадник,
отделенный от улицы оградой. Лаконичность
форм ризалита, эркеров и балконов, разнообразнейшие
окна на гладких стенах, парадные (почти
барочные) входы - все рождает множество
впечатлений и ассоциаций, перекличку
с памятниками города, гармонию с пейзажной
средой (рядом - просторы М. Невки, парки).
Этому зданию присуща уравновешенность,
ясность, мажорность. В 1908-1910 гг. в лидвалевском,
если так можно назвать, стиле был построен
один из самых интересных в градостроительном
отношении домов- совершенно иной ландшафтной
среде. Это дом на Приморском проспекте,
14, необычайно эффектно возвышающийся
на невысоком берегу Невки, как раз напротив
павильона Росси. Активно трудясь на Петербургской
стороне, Лидваль не менее ярко проявил
себя и в застройке центра города. На Большой
и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно
в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых
является программным в его творчестве
и этапным в развитии петербургского модерна.
Дом Шведской церкви (М. Конюшенная ул.,
3) отчетливо демонстрирует стремление
автора сочетать мотивы модерна с классическим
приемом общей композиции. Легко выступающие
ризалиты на обоих флангах, эркеры в центре,
объединенные с балконами и завершенные
куполами,- выразительные пластические
акценты. Особое очарование фасаду здания
придает тонкая палитра отделочных материалов
- светлой глазурованной плитки, гранита
разных фактур, штукатурки - в сочетании
с тонко нарисованными рельефами. Градостроительная
культура зодчего проявилась в тактичной
вписанности дома в сложившуюся застройку,
в то же время здание своей насыщенной
пластикой, характерностью деталей выделяется
в протяженном жилом массиве. В дворовой
части разместился ставший очень популярным
концертный зал, который любил В. Маяковский.
Примером "северного модерна" является
дом № 19 на Большой Конюшенной улице. Еще
не было дома Гвардейского экономического
общества (ДАТ), и здание Лидваля горделиво
возвышалось в пространстве, да и сегодня
оно является важным акцентом. Особой
выразительности автор достиг в пластической
и декоративной обработке угловой части
- мощный полукруглый эркер на стыке фасадов
завершен башней с двухъярусным куполом
шлемовидной формы. Разные, нигде не повторяющиеся
элементы, по-разному сгруппированные
проемы различных очертаний и размеров,
изысканные орнаменты и, прежде всего,
виртуозное применение отделочных материалов
- гранита, штукатурки, отделочного кирпича
- все это служит создание образа подлинно
петербургского дома. Приемы сочетаний
разных материалов, перетекание форм и
плоскостей настолько разнообразны и
интересны, что невольно заставляют "читать"
фасады как занимательный рассказ, в то
же время ощущая целостность большой формы.
Лидваль - художник и строитель - полно
выразил себя здесь. В эти же годы он создал
еще одно незаурядное здание, образная
характеристика которого отличается большей
сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный
дом выборгского гражданина Коллана (В.
О.; Большой пр., 92) - один из первоклассных
памятников "северного модерна",
без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших
это направление. Типично для Лидваля
гармоничное соединение традиционной
композиционной схемы и новых форм и декоративных
приемов. Центр строго симметричного фасада
выделен массивным трехгранным эркером,
расположенным над входом в дом. Боковые
эркеры, находящиеся на другом уровне,
также образуют сильные пластические
акценты и уравновешивают композицию
фасада. Нижний этаж выделен гранитом
разных фактур и тональных оттенков, а
также крупными окнами более сложной конфигурации.
Массивные лаконичные формы эркеров, большие
глухие плоскости стен, оживленные светлыми
орнаментами, редко расставленные проемы,
общий сумрачный тон облицовки придают
дому суровый и в то же время поэтичный
облик. И, наконец, очень важный элемент,
встречающийся в скандинавском зодчестве,-
окна в одной плоскости со стеной. Той
же поре принадлежит и пятиэтажный дом
Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный
уже в иную пространственную среду, с довольно
нейтральной, лишенной сильных акцентов
композицией и равномерным ритмом окон.
Решение фасада вытекает из свободной
ясной планировки квартир с их простыми
в плане, разными по площади, уютными помещениями.
Легкая асимметрия композиции фасада
(эркер и ризалит), офактуренные гранитные
русты и контрастная штукатурка с немногими
декоративными деталями создают иной,
более просветленный образ и еще раз показывают
Лидваля как мастера, умеющего находить
разнообразные решения. Творчество Лидваля
на первом этапе его деятельности впечатляет
многоликостью художественных образов,
объединенных, несмотря на разнообразие
форм, и приемов, особой поэтичностью,
романтической взволнованностью. Все
рассмотренные выше здания вызывают богатую
гамму эмоций, побуждают более внимательно
вглядываться в окружающую застройку
в целом и отдельные ее звенья, находить
в них специфическую, "лидвалевскую"
ноту, а эта нота звучит отчетливо. Получив
широкое признание, Лидваль расширил поле
деятельности. В сложной обстановке борьбы
различных художественных течений и группировок
архитектор нашел применение своему дарованию,
обратившись, как и многие его современники,
к классике, но не утратив ничего из того,
что было найдено в пору расцвета модерна.
Яркими примерами обращения зодчего к
классике стали здания Второго общества
взаимного кредита . Эти монументальные,
парадные, респектабельного вида дома
- памятники нового Петербурга, вызвавшие
широкий резонанс и оказавшие влияние
на архитектуру подобных учреждений. В
обоих зданиях - строгая петербургская
симметрия, акцентирование центра, трактовка
первого этажа как мощного основания,
определенная статичность. Однако приемы
обработки стен, ритмика проемов, разнообразие
их форм, острая характерность деталей
типичны для Лидваля как мастера модерна.
Творческое применение ордерных элементов,
своеобразная графичность (дом на Садовой)
и сочная пластика (дом на Большой Морской),
применение рельефов, элегантность, повышенное
внимание к узлам, примыканием элементов
- черты, общие для обоих зданий. Каждое
из них имеет свой образ, свое "музыкальное"
звучание. Быть может, наибольшее искусство
Лидваля проявилось даже не в решении
фасадов (хотя и незаурядных), а в тщательной
разработке сложной планировочной структуры,-
ведь ему приходилось считаться с особенностями
участков - узкого и вытянутого в глубь
квартала на Садовой и неправильной формы
- на Большой Морской. В доме на Садовой
автор создал два световых двора, четкое
зонирование пространства по функциональному
признаку (основные планировочные зоны
выделены на фасадах). Строительство банка
на Большой Морской улице шло в два этапа
в связи с постепенным приобретением соседних
участков (№ 3 и 5). Отсюда строго симметричная
и как бы самостоятельная композиция каждого
фасада. В то же время они образуют единое
целое. Композиционное ядро - операционный
зал, созданный на основе железобетонного
каркаса. Вокруг зала - целая система хорошо
спланированных рабочих помещений, обращенных
во внутренние дворы. Это здание, безусловно,
памятник модерна, но с творчески примененными
формами и мотивами классики - колоннами
и пилястрами, скульптурным декором того
же цвета и фактуры, что и стены. Помимо
владения формой здесь проявилось и мастерство
Лидваля-строителя. Лидваль проявил себя
и в гостиничном строительстве. Это внутренняя
перестройка, отделка и надстройка гостиницы
"Европейская" на Михайловской улице
(1908-1910) и проектирование и строительство
гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской
площади (1911-1912). До сих пор оценки этого
здания неоднозначны. В градостроительном
отношении "Астория" в какой-то степени
является диссонансом - слишком массивен
ее объем, хотя автор плавно скошенным
углом попытался вписать здание в среду
и оформить выход Большой Морской улицы
на площадь. Элегантность и спокойная
монументальность сочетаются здесь с
некоторой вялостью и дробностью деталей.
Однако ни банки, ни гостиницы не могли
отвлечь архитектора от его главной темы
- жилого дома, и здесь он снова проявил
большую гибкость творческого мышления.
Дома, построенные в 1910-х гг., обладают
новыми качествами, что связано с требованиями
времени. Планировка и художественный
образ жилого дома были в центре внимания
Лидваля в процессе проектирования и строительства
двух, быть может, самых незаурядных и
зрелых его произведений - доходных домов
М. П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 54,- ул. Рубинштейна,
15-17) и Э. Л. Нобеля (Лесной пр., 20). Оба здания
построены в 1910-1912 гг.: как обычно, мастер
строил одновременно несколько больших
объектов. Огромный шестиэтажный дом Толстого
занимает длинный и узкий участок между
улицей и набережной, это целостный, близкий
современным требованиям жилой комплекс,
состоящий из двух лицевых корпусов и
двух дворовых. Оба лицевых фасада выделены
высокими проездами во двор - тройными
арками ренессансного типа. Но главным
здесь является композиция внутриквартального
пространства - своеобразная "улица
Лидваля", образованная тремя дворами-интерьерами
под открытым небом, разных очертаний,
средний из которых представляет собой
небольшую уютную площадь. Архитектура
дома благородно сдержанна, здесь нет
того разнообразия пластических и декоративных
приемов, которое свойственно ранним постройкам
Лидваля, но они здесь и не нужны. Красный
отделочный кирпич, известняк, штукатурка,
лаконичность декора - во всем ощущается
вкус и чувство меры. И здесь, наконец,
можно говорить об определенной стандартизации
элементов, сокращении типов окон, большей
строгости цветовых и тональных соотношений.
Квартиры разной степени удобств и размеров,
различных очертаний в плане свидетельствуют
о чутком отношении зодчего к меняющимся
требованиям. И этот дом оказал влияние
на современников Лидваля (дом на ул. Ленина,
41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).
Постройки Лидваля и мастеров его круга
в большой степени опрёделили своеобразие
и высокий уровень петербургского зодчества
1900- 1910-х годов.
Заключение.
Модерн явился одним из самых значительных стилей в истории архитектуры, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера.
Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики. Он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, своим общим духом, как бы предвещающим декаданс.
Своей ярко выраженной градостроительной концепции модерн в России не создал. Его здания включались в готовые ансамбли, внося в них новую ноту, подчас нарушая прежнюю строгость, заполняли пробелы в рядовой застройке, лишь в редких случаях создавая самостоятельные ансамбли, доминируя в тех или иных местах, где происходило своеобразное «сгущение» зданий модерна.
Московский модерн наиболее последовательно выявил особенности нового стиля. Но весьма интересен был и петербургский вариант. Он обладал особыми качествами, связанными с тем, что в Петербург имел сложившееся лицо классицистического города. Если в московской ветви модерна новый стиль приобщал к себе формы неорусского стиля, то в Петербурге модерн делал то же самое по отношению к классицизму. В большинстве случаев классицистические элементы выступали в подчиненном качестве.
Одновременно
появились еще более
Литература
1."Зодчие Санкт-Петербурга XIX начала XX веков"; В.Г. Исаченко; С-Пб., 2000.
2. "Современная архитектура Ленинграда"; И.А. Бартенцев.; Ленинград.; 1966
3. Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992.
4. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Изд. 4-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2007
5. Москва: Краткий путеводитель, М.: Московский рабочий, 1987, С. Фролкин.
6. Москва
:Энциклопедия,М.:Советская
7. Жолковский
А.Н. Блуждающие сны. Из