Московское искусство 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:57, контрольная работа

Краткое описание

В данном реферате хотелось бы рассмотреть основные тенденции развития русского искусства (архитектура, живопись, ювелирное дело) в XVII веке на примере культурной жизни Москвы.

Содержание

Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

московское искусство 17 века.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

К наиболее употребимым  техникам украшения в златоделии принадлежат филигрань(скань) и зернь (гранулирование). Обе техники, применявшиеся в античности, популярные в средние века и барокко, основаны на припаивании элементов из драгоценных металлов к поверхности изделия. Также часто в золотом и серебряном деле для декора использовалась резьба.

Ажурная работа – декоративная златодельная техника, которая состоит  в прорезывании или пропиливании декора напильником или в отливке с оставлением пустых мест; сюда же относится вырезание по листу. Эта техника была особенно популярна в предметах поздней готики и ренессанса.

Для достижения декоративного  эффекта в XVIII веке при украшении  золотых табакерок, часовых футляров и рукояток вееров также применяли золото различных оттенков.

У изделий дамасского оружия, через Византию Италия и  Германия заимствовали технику инкрустирования  – введения благородного металла  в железную или бронзовую основу. В Испанию эту технику принесли мавры, а высочайшего мастерства в ней достигли в Китае и Японии. Инкрустация выполняется двумя способами: 1) на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист, целиком разгоняя его на основу, благодаря чему оба металла крепко сцепляются друг с другом; 2) изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура набивается золотая или серебряная проволока. Поверхность шлифуется или полируется.

Кроме того, встречаются  золотые изделия, инкрустированные серебром, серебряные изделия, инкрустированные золотом, а также изделия из драгоценных металлов, инкрустированные проволокой из простого металла другого цвета.

Заключение

 

Польско-шведская интервенция  в начале XVII века привела страну в состояние крайнего экономического разорения. Необходимость расходовать средства на военные нужды опустошила государственную казну, приводила к массовой гибели памятников культуры и искусства. Но несмотря, на нехватку денег в бюджете государства, после изгнания врагов в 1612 году, быстрыми темпами шло восстановление полуразрушенных дворцовых покоев в Кремле, все драгоценности из которых были расхищены интервентами. Приводились в порядок соборы и монастыри Кремля, а также сильно пострадавшие художественные мастерские - Оружейная, Царицына, Золотая, Серебряная палаты, Конюшенный приказ и ряд других.

Гражданское строительство  в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений: торгово-промышленные здания (гостинные дворы в Китай-городе в Москве и в Архангельске); здания общественного назначения (Сухарева башня Михаила Чоглокова, здания Земского приказа и Монетного двора); жилые здания, прообразом для которых послужили деревянные пятистенные дома. В живописи новые явления проявились слабее. Это была преимущественно иконопись, находившаяся под контролем церкви и государства.

Наиболее известной  стала школа Симона Ушакова, характерными чертами творчества которого стал пристальный  интерес к изображению человеческого  лица ("Нерукотворный спас"). Его  икона "Насаждение древа Государства Российского" стала живописным панегириком Романовым. Его последователи Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев продолжали традиции школы.

Выделялась и роспись  храмов (Архангельский собор), а возникшая  еще в XV в. Оружейная палата Кремля в XVII в. становится художественным центром страны. Век XVII положил начало двум светским жанрам - портретной живописи (парсуна) и пейзажу, в которых все же видно сильное влияние иконописи.

Уже в первой трети XVII века Золотая и Серебряная палаты были укомплектованы высокопрофессиональными мастерами различных специальностей, собранными по всей России, а также приглашенными из-за границы. В XVII столетии деятельность Золотой и Серебряной палат строилась по принципу мануфактуры, с разделением процесса изготовления вещи на этапы, а труда мастеров по узким специальностям - чеканщик, эмальер, резчик и т.п. Каждый выполнял тот вид работ, которым владел виртуозно. Это позволяло достигать высочайшего технического качества изделий, которым славились мастерские Московского Кремля. Их деятельность нашла отражение в приходно-расходных книгах, сохранивших для нас сведения об ассортименте изделий, имена заказчиков и мастеров.

Мастера для царя и  именитых бояр делали светские и культовые  предметы для украшения теремов, кремлевских соборов и монастырей, вкладов в особо чтимые монастыри России. Известно, что они не только создавали новые изделия, но и "копировали" ряд выдающихся произведений ювелирного искусства предшествующего времени. Вторя форме, а зачастую и декору "образцов", выполняли их в рамках новой художественной традиции поражающей пышностью, буйством ярких красок драгоценных камней и эмалей.

Одним из прославленных  царских ювелиров был Гаврила  Овдокимов, проработавший в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет. Нам известны имена мастеров: Данилы Осипова, Третьяка Пестрикова, Юрия Фробоса, Христиана Кеймера, Ивана Семидела, Юрия Нырина, Михаила Васильева, Дмитрия Терентьева и многих других.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.
  2. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV - XVII в.в. М.,1966.
  3. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973.
  4. Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М., 2000.
  5. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.
  6. Лифшиц Л. Русское искусство X – XVII веков. М.: Трилистник, 2000.
  7. Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков : Книга для чтения .- М.: ЦГО, 2000
  8. Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М. Сахарова. Ч. 1 – 2 . М.: Изд-во МГУ, 1979.
  9. Сахаров А.М "Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры IХ-ХУII вв. М., 1984.
  10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М., 1996.
  11. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.
  12. http://www.kreml.ru/ru/main/museums/armoury/
  13. http://docs.antiq.info/
  14. http://www.orthodoxantique.ru/

 

 

1 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972. – C. 19.

2 Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973. – С. 28.

3 Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М., 2000. – С. 112.

4 Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М. Сахарова. Ч. 1. М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 46.

5 Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV - XVII в.в. М.,1966. – С. 214.

6 Там же. С.

7 Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973. – С. 76.

8 Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М., 1996. – С. 301.

9 Там же. С. 314.

10 Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992. – С. 238.

11 Там же. С. 240.

12 Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М. Сахарова. Ч. 1 – 2 . М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 83.

13 Там же. С. 94.

14 Лифшиц Л. Русское искусство X – XVII веков. М.: Трилистник, 2000. – С. 359.


Информация о работе Московское искусство 17 века