Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:35, доклад
МУСУЛЬМА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО (через татарск. musulman, турецк. musliman, от арабск. muslim — "покорный Богу"; см. искусство) — условное обобщающее название различных историко-региональных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией — исламом (от арабск. al islam — "предание себя Богу", "покорность"). Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков региональное — арабское и религиозное — исламское начала взаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру. Арабское искусство складывалось в V—VII вв.; мусульманское, охватывая более значительные территории, достигает апогея в XIV—XVI вв.
МУСУЛЬМА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО (через татарск. musulman, турецк. musliman, от арабск. muslim — "покорный Богу"; см. искусство) — условное обобщающее название различных историко-региональных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией — исламом (от арабск. al islam — "предание себя Богу", "покорность"). Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков региональное — арабское и религиозное — исламское начала взаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру. Арабское искусство складывалось в V—VII вв.; мусульманское, охватывая более значительные территории, достигает апогея в XIV—XVI вв. Главной особенностью мусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображение живых существ. Однако в Коране, главной духовной книге мусульман, об этом прямо не говорится. Запрещение изображать живые существа содержится в хади́сах (арабск. hadis — "новость, рассказ, известие"), сборниках преданий о словах и делах пророка Мухаммада (VII—IX вв.). Этот запрет заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств — идолов. В IX—X вв. в комментариях к Корану запрет был ужесточен из политических соображений: идеологически "нейтральные" орнаментальные формы позволяли успешнее объединять художественные и эстетические традиции разных народов, принимавших ислам. Длительный процесс интеграции многообразных художественных форм в общую средневековую арабо-мусульманскую культуру требовал предельно емких, обобщенных, абстрагированных схем. Сложные и не всем понятные сюжетные композиции исключались; более всего поставленной цели отвечал геометрический орнамент. Однако привлекает внимание факт осознания мусульманами невозможности достижения всеобщей гармонии даже в формах геометрического, регулярного орнамента, поскольку идеал — всемогущество Аллаха — не может быть органичен им самим созданными законами. Тем не менее восторженное, религиозно-мистическое отношение к орнаменту сохранялось в течение многих столетий. "Европейцев тревожит беспорядочность, а мусульман удивляет регулярность", — писал Г. фон Грюнебаум, подчеркивая различия между стремлением европейского мышления к отражению мира в геометрических формулах гармонии и пониманием той же гармонии в эстетике ислама, где она трактовалась "как привычки божества, от которых оно в любое время может отказаться"1. Мусульмане-сунниты, представители наиболее ортодоксального течения ислама, требовали неукоснительного соблюдения запрета изображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шииты, обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. Они использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные — перерабатывались (рис. 605, 606). Так, греческий меандр превратился в причудливый мотив плетения и гирих. Из коптских мотивов сохранились изображения уток, зайцев и восточных пальметт (см. бута). Из Византии мусульмане заимствовали вышивку по шелку "волоченым золотом" (см. "кипрская нить"; ситара), раппо́ртный принцип декорирования тканей с мотивами барсов и грифонов. Орнаментальные завитки арабесок и моресок, ислими сочетались с ая́тами (арабск. a’jat — "знак, чудо, знамение") — краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезали на камне, майоликовых плитках, декорирующих порталы мечетей, гравировали на амулетах, оружии, татуировали на теле (рис. 607, 608). Другим жанром арабской каллиграфии является кита́ (арабск., "отрезанный кусок") — надпись, выполненная на бумаге чернилами разного цвета и золотом в орнаментальном обрамлении. Кита́бе (арабск., "надпись, письмо") — отдельная панель, например в архитектуре, с какой-либо надписью (сравн. плетение). Основу эстетики мусульманского искусства составляет понятие кала́ма (арабск. kalam — "письмо"). "Высший калам" — мировой разум, который "пишет на дощечке судьбу мира" (сравн. скрижаль). Соединение двух начал мусульманского искусства, в частности в искусстве Ирана, семитского и арийского (одним из проявлений первого являются росписи синагоги в Дура-Европос), к концу XVI в. явственно сформировало две традиции. Одну выражает графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее начертаниями магических фраз состояние космоса. Вторую — живописное, пейзажное искусство, представляемое в основном мастерами неарабского происхождения. Они рисовали красоту земли, гюлистана — райского сада (см. рис. 444). Теория двух каламов, однако, не сводится к противопоставлению аскетического суннитского и более свободного шиитского отношения к изобразительному искусству. Оба калама, по убеждению мусульман, созданы Всевышним. "Первый калам — растительный, тростниковое перо каллиграфов. Второй калам — животный, кисть живописцев". Перо каллиграфа связано с "сакральными и космическими основаниями Бытия, а животный калам, кисть живописца, своим священным происхождением призван онтологизировать воображаемый мир изображений"2. Оба начала дополняют друг друга аналогично тому, как, к примеру, в искусстве Византии конкретное изображение рассматривалось в качестве символа неизобразимого (см. апофатизм). Способы дополнения изобразимого и неизобразимого в христианском и мусульманском искусстве различны, но смысл один и тот же: увидеть сквозь неустойчивые формы бренного материального мира истинную реальность. Обороты поэтической речи, изысканные извивы философской мысли и изобразительно-орнаментальные формы мусульманского искусства развивались параллельно, впитывая различные национальные элементы (см. изображение и слово). Отсюда особенная "наука украшения" ("илм-ад-бади") страницы книги, стены здания, поверхности сосуда. Эти формы нельзя называть декоративными, поскольку они представляют собой результат особенного образного мышления мусульманина, в котором архитектоника слова и изображения идентичны. Высшим авторитетом, в том числе и в искусстве (здесь уместны аналогии с Византией), считался имамат ("цикл имамов"). Имам — институт власти, "божественное установление" (от арабск. amma — "стоять впереди"). Первым имамом был пророк Мухаммад, затем — его наместники халифы. Этот институт, однако, не был замкнутым. В IX—XIII вв. в связи с образованием арабского халифата мусульманские торговцы уходили далеко за его пределы, они достигали Скандинавии, торговали в славянских землях. В свою очередь русы привозили товары в Багдад, там они встречали своих соотечественников, служивших переводчиками или воинами в войске халифа (при этом все, кроме правоверных арабов, считались людьми второго сорта). Греческие и римские писатели называли мусульман сарацинами. Один из самых распространенных сюжетов мусульманского искусства (исключение, допускаемое даже в ортодоксальном исламе) — путешествие пророка Мухаммада в сопровождении Ангела Джебраила (Гавриила) на небо. Согласно 17-й суре Корана, ночью Мухаммад на сказочном коне Аль Бораке (арабск. al buraq — "блистающий"), "крупнее осла, но меньше мула", был чудесно перенесен из Мекки в Иерусалим, на гору Мориа, откуда вознесся к престолу Аллаха, беседовал на небе с патриархами и Ангелами, а затем возвратился в свой дом, где "постель его еще не остыла, а вода из опрокинутого кувшина еще не пролилась" (см. мирадж). На иранских миниатюрах XV—XVII вв. часто изображается сцена вознесения пророка на белом коне с человеческим ликом, хвостом павлина и маленькими крыльями на ногах (см. т. 7, рис. 206). В Иерусалиме сохраняется камень — место вознесения, называемый седлом Бурака (Борака). В мистической философии белый крылатый конь трактуется как символ "божественной любви и сердечной чистоты". Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу (гипсу) и дереву, с XII в. — по терракоте. В XIIi—XIV вв. стены мечетей и своды, ниши — михрабы — инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах (сравн. Индии искусство). Поливные изразцы с глазурью ярких красного, голубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, при соединении они образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа (см. кашани). Принцип комбинаторики простейших геометрических форм, получивший столь изысканное выражение в мусульманском орнаменте, окружности, квадрата, шестиугольника, обнаруживается и в планировке зданий, где используется модульная сетка (рис. 609—611). В этом проявляется зрелость, целостность художественного мышления. "Мусульманская архитектура, столь причудливая по внешнему виду, — писал О. Шуази, — в сущности — геометризованная конструкция. Только с помощью простого закона можно было внести порядок в сложность ее планов"3. Одна из священных "заповедных" территорий ислама (ал-харам) — Мекка, город близ побережья Красного моря (ныне территория Саудовской Аравии). С VII в. — центр паломничества мусульман всего мира, место, где жили (согласно исламу) Адам и Ева, родина пророка Мухаммада. В Мекке (арабск. Makka) находится главная мечеть Масджид ал-Харам (см. Кааба). На Мекку ориентированы все другие мечети мусульманского мира (ал-Кибла — "то, что находится напротив"). Молитвенные ниши мечетей (соответствующие христианским алтарям) — михрабы — указывают направление на Мекку (арабск. michr’ab, от Makoraba — древнейшее название Мекки). Характерная черта мусульманской архитектуры — высокие башни (минареты) (рис. 612, 613; см. также т. 4, рис. 577). Их происхождение связывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов (661—750) минареты строили квадратными в плане, в Иране — цилиндрическими. Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте — сочетание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. Как предполагает О. Шуази, такое чередование многогранников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийского маяка, который еще существовал в то время и представлял собой "восьмиугольник, поставленный на квадрат"4 (см. т. 1, рис. 150). С 1250 г. Египет находился под властью династии Мамлюков (арабск. Mam’luk — "тот, кем владеют"), потомков рабов-воинов, достигших в арабской армии высокого положения (см. Каир). Региональную разновидность мусульманского искусства представляют собой памятники Средней Азии XIV—XVI вв. (см. Афрасиаб; Бухара; Мавераннахра искусство; Самарканд). Архитектурные памятники Средней Азии отличают геометризация форм, симметрия планировочных решений, колористическое богатство за счет применения сверкающих на солнце облицовочных изразцов. Выбеленная однообразная плоскость песчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют ярких красок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а их поверхность отражает солнце. Форма куполов — органическая, она не конструктивна, а изобразительна и напоминает гигантские кактусы. Изредка встречаются ребристые купола, заимствованные из древней персидской архитектуры. "Рёберный" купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (рис. 614) послужил прототипом купола мечети в Санкт-Петербурге — оригинальном памятнике северного модерна. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными, создающих сложнейшие узоры геометрического орнамента, рождает ощущение непрерывного движения, течения жизни:
Весь мир — поток
Метафор и символов узор.
Омар Хайям
В изделиях художественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построений дополняется эффектным контрастом материалов. К примеру, курсий — небольшой столик-ларец для хранения Корана — делали из латуни, инкрустировали серебром с чернью (рис. 615) (сравн. "мавританский стиль"). Так же декорировали оружие, рамы зеркал, дорогие ювелирные изделия.