Натуральные красители для ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Натуральные красители для ткани..doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 В красильном деле используют все органы этого растения - и стебель, и листья, и яркие желтые цветы, собранные в метельчатые соцветия. Сельские красавицы румянили свои щеки не только соком свеклы, но и кожицей, снятой с корня вербейника.

     Дуб - его желуди, похожие  на головку в шляпе, его характерные заоваленные листочки сопровождают нас с детства. Насекомые из рода откладывают яйца в толщу дубовых листьев, что приводит к образованию на них "чернильных орешков"; в них чрезвычайно много дубильных веществ, которые можно использовать в приготовлении чернил темно-коричневой краски, прекрасно ложащейся на растительные материалы.

 

      Красные краски

     Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

     Марена красильная или крап - растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.

    Бузина - кустарник, растет почти повсюду; красящее ве­щество в спелых ягодах.

     Ветла - кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.

     Душица - трава красит шерсть.

     Мак дикий - сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. ук­суса и 6 ч, воды.

     Терн - кора, варенная со щелоком, красит шерсть.

     Бирючина - сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.

    Стружки красного или бразильского дерева варить с при­бавлением 2 — 3% квасцов.

     Каркаде чай - (тот,  что в Египте на развес горами  продается) - при соотношении 1:2 дает густой малиново-лиловый цвет. При окраске ткани типа бязи цвет \"уходит\" в розово-красный, на шерсти приобретает сероватый оттенок.

Для закрепления цвета можно  прополоскать в воде с уксусом  или лимонной кислотой.

 

      Серые краски

      Барвинок - трава красит шерсть в темно-серый цвет.

      Ель - кора красит шерсть.

      Кувшинка - корень красит хлопок и лен.

      Ракитник - кора дает темно-серый цвет.

      Толокнянка - листья красят шерсть в светло-серый цвет.

      Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.

      Подорожник - из цветов  подорожника можно извлечь краситель,  которым соломку или растительные  ткани можно окрасить в серо-голубой  цвет.

 

     Черные краски

     Душица - сравнительно  недавно экстрактом стеблей душицы окрашивали пряжу и ткань в интенсивно-черный цвет. Как и вербейник, его часто использовали при окраске волос. Протравой обычно служил железный купорос.

 

     Красители животного  происхождения

     Несмотря на наличие  достаточного количества растительного сырья для получения красной краски, в древности более всего ценились краски, полученные из живых организмов. Так, красную краску "кермес" ("кармин") добывали из дубового червеца, насекомого, паразитирущего на карликовом средиземноморском дубе. Для приготовления красителя галлы (''орешки'' на листьях), а в более поздние времена – самок насекомых в определенное время собирали, умерщвляли уксусом, выдерживали на солнечном свету и высушивали. Красящее вещество растворимо в воде, от кислоты желтеет, а от щелочи приобретает фиолетовый цвет. С алюминиевыми квасцами оно дает кроваво-красный цвет, с желтой кровяной солью – фиолетово-серый, с медным купоросом и винным камнем – оливково-зеленый, с хлоридом олова и винным камнем – канареечно-желтый. С железным купоросом кермес дает черный цвет вследствие наличия в нем таннидов. В I в. н. э. Плиний Старший писал, что половина податей, выплачиваемых Испанией Риму, погашалась поставками кермеса.

     Кармин (или кошениль) добывается сейчас из кошенильных  червецов Coccus cacti, травяных тлей из рода Coccidae, живущих в Мексике на кактусе-нопале (Opuntia coccinellifera). Раньше в Европе эту краску производили из польских насекомых Porphyrophora polonica того же рода, живущих на корнях дивалы (Scleranthus), грыжника (Herniaria), постенницы (Parietaria) и других растений.

     Самая драгоценная  краска – пурпур, добывалась из  трех видов брюхоногих моллюсков,  водившихся у восточного побережья  Средиземного моря и на отмелях  Крита: Murex brandans, Trunculariopsis lrunculus и Thais haemasfoma. Эта краска была известна в Месопотамии по меньшей мере со II тысячелетия до н. э.

     Пурпур был очень  дорогим, прежде всего из-за  технологии его получения. Образующее  краску вещество находится в  маленькой железе в виде мешочка, из которого выдавливали студенисто-жидкую бесцветную массу с сильным чесночным запахом. При нанесении на ткань и высушивании на свету вещество начинало менять окраску, последовательно становясь зеленым, красным и, наконец, пурпурно-красным. После простирывания с мылом окраска становилась ярко-малиновой. Гай Плиний Секунд подробно описывал методику получения краски: моллюсков разрезали, замачивали в рассоле, затем их железы кипятили с медом в оловянно-свинцовых чанах в воде, раствор выдерживали на солнечном свету и упаривали до достижения нужной интенсивности окраски... Из 12 000 моллюсков можно было получить 1,5 г сухого красителя.

 

     Исследованиями установлено,  что окраска тканей проводилась  органическими красителями с  применениями протрав и дубителей. В приводимом списке отмечены не все растения, содержащие дубильные вещества. Подобные вещества содержатся во всех растениях семейства лапчаток (Potentilla), гречишников (Poligonum), в белых и желтых кувшинках, в корнях Иван-чая и коре очень многих деревьев и кустарников. Дуб, ель и ива всех видов дают первоклассный дубитель - корье; березовая, ольховая и ильмовая кора также используется для дубления.

     Для получения красителя используют как свежие, так и высушенные растения или их части. Сушка производится в тени на открытом воздухе. Сырье перед приготовлением красителя необходимо по возможности более равномерно измельчить путем резки, крошения или толчения. После этого сырье вымачивают в холодной воде в течение10-12 часов, а затем подвергают выщелачиванию. Для этого сырье заливают мягкой водой (т.е. содержащей малое количество солей кальция, можно использовать дождевую,перегнанную или взятую из чистых ручьев воду, жесткая вода из водопровода мало пригодна для этих целей), добавляют 1 чайную ложку соды или поташа на 1 л воды, доводят до кипения (но не кипятят) и вываривают при помешивании около 2 часов при температуре 70-90 градусов под крышкой, подливая свежую воду по мере выпаривания до тех пор, пока краситель полностью не перейдет в раствор. Цветы вываривают полчаса-час, листья - час- полтора, а для корней, которые желательно предварительно нарезать, может оказаться мало и трех часов.    

     После этого отвару дают отстояться и фильтруют его через сито, на которое положен кусок полотна. В растворе красителя не должно остаться комочков, вызывающих неравномерность окраски.

    

Квасцевание сырья.

     Большинство природных красителей, содержащихся в растениях, являются производными антрахинона и находятся в растениях в виде гликозидов – антрагликозидов. В процессе экстракции и крашения гликозиды распадаются на глюкозу и соответствующее производное антрахинона. На волокне большинство природных красителей закрепляется с помощью протрав – минеральных или органических соединений, образующих химические связи с одной стороны с волокном, а с другой – с красителем. Используя различные протравы, из одного и того же сырья можно получить до 40 цветов и оттенков. Цвет может также отличаться в зависимости от того, когда было осуществлено травление – до, в момент или после окраски. Для большинства протрав наиболее светлой окраской обладают образцы, окрашенные по 3 способу то есть когда обработка солями металла следует после крашения, а наиболее темной – окраски, полученные при крашении по способу с одновременным протравливанием. Это объясняется тем, что в зависимости от последовательности нанесения протравы и крашения могут образовываться комплексные соединения различного строения.

     Большинство растительных красителей - до 90% нуждаются в предварительной обработке - протраве. При извлечении красителей и окрашивании ткани добавляют тех самых «посредников»-протрав, о которых упоминалось выше, это квасцы - кристаллы двойных сернокислых солей металлов, включающие в себя молекулы воды, они обладают вяжущим кислым вкусом, за что получили свое название от слова «киснуть» еще в 15 веке. Квасцы обязательно содержат сульфат трехвалентного металла (алюминия, хрома, магния, железа, индия) и сульфат одновалентного металла (щелочного металла или аммония), от применения тех или иных квасцов также зависит конечная окраска одной и той же ткани одним и тем же красильным растением. Процесс осаждения красителя на ткани во многом обязан катионам металла используемых в процессе квасцов. При этом цвет ткани с одним и тем же растительным красителем будет изменяться в зависимости от того, когда осуществить протравливание одними и теми же квасцами - до окрашивания, в процессе окрашивания или уже после. Растительные красители, содержащие одновременно дубильные вещества (близкие к гликозидам безазотистые вещества), не требуют предварительной обработки ткани протравливанием квасцами.

     Растительные красители  осаждают на материал, используя  квасцы - как правило, это сульфаты  различных металлов. Практически  окрашиваемый материал сначала  пропитывают выбранным закрепителем, а затем смачивают его необходимым растительным экстрактом.

     Квасцы способны оказать влияние на оттенок краски, приобретаемой тканью, и это необходимо знать и помнить. Медный купорос применим при окраске соломки (и других материалов) в светлые оттенки желтых, зеленых и коричневых тонов. Темные их оттенки лучше передает железный купорос. Хромовые квасцы (сернокислые хром и калий-хром) хороши, если нужно окрасить материал в зеленовато-серый (хаки), бежевый или кофейный тон. Хлористое олово используют, если нужно получить оттенки желтого цвета. Для передачи голубых, серо-голубых и синих холодных тонов применяют железо-аммониевые квасцы (сульфат железа-аммония). Менее всего на свойства растительного экстракта влияют алюмокалиевые квасцы (двойная сернокислая соль калия и алюминия). Именно их используют, если желают сохранить естественный цвет природного красителя, получить более светлые и чистые тона.

     Интенсивность получаемого тона зависит от концентрации квасцов: для получения более светлых тонов количество квасцов уменьшают и наоборот. Обычно раствор для протравы готовят из расчета 3-10 г квасцов на литр воды.

 

     Красящее вещество  делается путем разрезания крупных  продуктов (типа капусты или  свеклы) и помещения нашей эко-краски в большую кастрюлю. Теперь необходимо довести до кипения и подождать часок-другой. Если вы любите одежду сочных, ярких оттенков — оставьте красящее средство (то есть воду в кастрюле) на ночь. После подготовки красителя, процедите его.

     Пока готовили средство для крашения ткани,  можно было успеть подготовить и саму материю.  Ведь нам важно, чтобы цвет не исчез после одной-двух стирок. Сделанный своими руками фиксирующий раствор поможет краске удерживать красящий пигмент.

 

     Рецепт фиксирующего  раствора:

     При использовании  ягод, нам нужен солевой раствор:  на восемь стаканов воды идет  пол стакана соли. В него надо  положить ткань и кипятить  все это на плите примерно  один час. Если ваша эко-краска  — это овощи, то тут будет  лучше использовать уксусный раствор: четыре части воды и одну часть уксуса смешать, положить в раствор ткань и также целый час держать на медленном огне. После чего материю нужно прополоскать холодной водой. Так вы подготовили ткань к окрашиванию.

      Теперь дело за  малым: опустить ее в наши натуральные красители для ткани  и оставить там до желаемого цвета. Понятно, что чем дольше это время, тем насыщенней будет цвет. При этом учитывайте, что в мокром виде материал кажется чуть ярче, чем он станет при высыхании.

 

     С самых давних времен и до 60-70 гг. XIX века крашение и роспись тканей осуществлялось натуральными красителями, которые добывали из растений и живых организмов. Древние рецепты крашения натуральными красителями используются и в наше время, так как они дают красивые стойкие цвета и могут использоваться в крашении и росписи тканей в домашних условиях.

 Натуральными красителями можно  расписывать натуральные шелка,  шерстяные, капроновые, хлопчатобумажные, льняные и вискозные ткани.  При этом получают чистые, мягкие, теплые и пастельные цвета; насыщенные цвета получить достаточно тяжело.

 Расписывать ткани нужно  свежеизготовленными отварами красителей, потому что многие из них  уже на вторые-третьи сутки  выпадают в осадок. Роспись можно  выполнять чистыми отварами красителей  без всяких добавок и с добавлением солей металлов (медного, и железного купороса), которые изменяют и углубляют, цвета и оттенки.

 При росписи чистые отвары  красителей равномерно покрывают  ткань и хорошо растекаются  по ней. При добавлении солей  растекание и покрывание ухудшаются, однако после запаривания эта неравномерность исчезает.

 

     Рецепты красок для  росписи натурального шелка и  капрона.

1. Чистый отвар красителя.

2. Медный купорос - 10 или 30 г/л;

отвар красителя - до 1л.

3. Железный купорос - 5 или 15 г/л.

отвар красителя - до 1 л.

 

     Увеличение в краске  солей меди с 10 до 30 г/л, железного  купороса с 5 до 15 г/л обусловливает  углубление полученных цветов.

      После росписи  этими красителями изделия запаривают  в выварке в течение полутора  часов, в медицинском автоклаве - это же время при температуре 102-103°С.

      После запаривания изделия промывают холодной и теплой водой.

      Во время работы и перед росписью ткани красители подбирают по тонам, находя нужный цвет. По необходимости краски смешивают между собой или разбавляют водой, при этом получается более широкая гамма цветов. Краски хорошо смешиваются, если они одного класса, одинаковой тональности.

     Зная специфику красильных растений, при помощи разных способов нанесения красящего вещества на ткань, варьируя кислотностью среды, комбинируя протравы-закрепители в виде квасцов и операции обработки, можно получать уникальные цвета и оттенки из одного и того же растительного сырья.

    

     Растительными красителями  наши предки на протяжении многих веков с успехом расцвечивали ткани (из льна, хлопка и других натуральных волокон) и кожу. Хотя и сейчас отдельные растительные красители продолжают использовать в производстве ковров и для окрашивания пищевых продуктов. Вообще-то красящие вещества содержат большинство растений, однако к красильным относят только те растения, содержание красителей в которых достаточно велико, причем последние должны обеспечивать стойкое окрашивание.

     Натуральные красители для ткани, используемые на Руси.

 

     Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски

Информация о работе Натуральные красители для ткани