Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 11:04, лекция
Наука и искусство — вполне самодостаточные области культуры; разумеется, научная и художественная деятельность существенно отличны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностноэмоционального и познавательно-теоретического. Действительно, художественное восприятие — это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Наука и искусство — вполне самодостаточные области культуры; разумеется, научная и художественная деятельность существенно отличны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностноэмоционального и познавательно-теоретического. Действительно, художественное восприятие — это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Какие черты искусства являются важными для сближения его с научной деятельностью?
Еще в Античности было обнаружено, что искусство содержит в себе известное разумное начало . В некотором роде искусство тоже является разновидностью мыслительной работы: искусство, как и наука, вовлечено в своего рода познавательное отношение. Опыт, развертываемый искусством, позволяет ему знать нечто о мире, причем совсем с другой стороны, чем это предлагается наукой. Искусство позволяет постичь и пережить красоту, целостность окружающего мира, его индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и их оттенки.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности. Так, музыкальный опыт включает в себя изучение звуковых структур (мелодических и гармонических), возможностей ритма.
Ряд функций оказывается для них общими:
1) упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
2) воспитательная (посредством обращения
к ценностно-насыщенным
3) инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Различия:
Наука отражает мир в понятиях, законах, категориях. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир; наука всегда объединяет знания в целостную систему; всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности;
наука сама выступает как ценность и сама оценивает различные теории и концепции.
Искусство отражает мир в образной форме. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.
Информация о работе Наука и искусство, их близость и различия