Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 22:50, дипломная работа

Краткое описание

В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты НМС, можно выделить следующие направления:
1. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле.
2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном этапе.
3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).

Содержание

Введение 4
Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле 8
1. Координация методической работы 9
2. Формы методической помощи 11
3. Внедрение передового библиотечного опыта 13
4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14
5. Организация методической работы 16
6. Наполнение и оформление методического отдела 19
Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе 21
1. Терминологическое осмысление методического руководства 21
2. Функции научно-методической службы библиотеки 26
3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки 29
4. Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе 31
Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки 34
1. Научно-организационные аспекты работы 34
2. Перспективные формы методической помощи 38
2.1. Дистанционное консультирование 39
2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42
2.3 Подготовка научно-практических пособий 49
Заключение 53
Список литературы: 55

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи, устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих технических средств связи. Информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного консультирования - реальный способ сиюминутного необходимого общения и помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.

Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.

Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности,  но и предупреждать их.

Будучи «навигатором в море информации», консультантом для пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии - не самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу лучше, эффективнее.

ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают качественно новые услуги.

В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы - привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ. Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные станут доступными всему профессиональному сообществу.

Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных направлений научно-организационной работы.

 

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров

 

              Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь слушателям.

              Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).

              Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.

              Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых библиотек.

              На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов библиотечной деятельности.

              Система повышения квалификации, в частности День повышения квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать специалистов - практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают технологические  и организационные вопросы. Подготовка программы для повышения квалификации - лишь начальная стадия работы. Самое важное - ее реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс, электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе проблемы.

              Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере, организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты - своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый материал для обобщений.

              Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения: разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например, правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых тематических рубрик для индексирования документов, организация и актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол» (презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических, управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ, об актуальности ведения Web - страницы в Интернет, о необходимости использования современных информационных технологий в библиотечной работе, библиотекари смогли на практике в Интернет - классе убедиться в этом сами. Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет. Два с половиной месяца Интернет - группа ЦНСХБ функционировала вне графика, обучая работников библиотек АПК РФ.

              Весьма существенная проблема - рациональный подбор лекторов. Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников. Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных библиотекарей - практиков других структурных подразделений, когда необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной работы.

              Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни повышения квалификации - тематические семинары по конкретным вопросам библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ  дают консультации и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов; льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ), учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный уровень профессионального обучения.

              Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают лекции в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) по темам "Управление библиотекой в условиях экономического кризиса", "Библиотека и благотворительность", "Финансово-хозяйственная деятельность библиотеки" и др.

              Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ, методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по направлениям деятельности учреждения; Web - мастер рассказывает об информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web - страницу и т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых, преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ, опытных станций.

              Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского сельскохозяйственного колледжа Московской области и др.

              В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-практические конференции, которые являются школой профессионального общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации общества»-1999 г.).

              Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания, приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы, заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д.

              В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотеки с образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития образовательной системы, характерная для периода конца 1980-1990-х гг., в полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности содержания ее деятельности и организационных преобразований.

 

2.3 Подготовка научно-практических пособий

 

1.Планирование, анализ и контроль в работе сельскохозяйственной библиотеки в условиях рынка: Метод.

пособие/ Сост. Тартаковская Г.И.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1993.-15 с.

Цель и задача пособия- помочь сельскохозяйственным библиотекам перестроить свою деятельность на базе методологии маркетинга в условиях перехода на новые рыночные отношения, используя зарубежный опыт в планировании.

Информация о работе Научно-методическая служба в системе управления библиотекой