Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:22, контрольная работа
Цель работы: проанализировать новые жанры искусства.
Задачи:
Изучить современное искусство как культурное явление.
Охарактеризовать новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Современное искусство как культурное явление ............................……….........5
2 Характеристика новых жанров искусства .........................…………………........9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………16
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет: культуры
Кафедра: СКТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культура ХХ века
на тему: Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг
Выполнила студентка:
4курса, группы 402кз
Кащенко О.
Проверил:
_____________________
Доцент
Антонова И.В.
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Современное искусство как культурное
явление ............................……
2 Характеристика новых жанров искусства
.........................……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………16
Актуальность темы. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве - всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
Именно в связи с необходимостью дальнейшего развития искусства, с уходом от кризиса и возникли жанры инсталляция, перформанс и хэппенинг. Идя в ногу с изменяющимся миром, художники послевоенных лет обретали новый взгляд на реальность. Результатом этих перемен стали весьма спорные произведения, которые многим кажутся совершенно оторванными от искусства и реальной жизни. Но, пристальнее взглянув на послевоенный период и уяснив, что в те годы шло переосмысление самого содержания искусства, мы сумеем понять его современные, пусть даже самые эксцентричные формы.
Степень изученности темы. Данная работа была написана с использованием исследований таких авторов, как Бедарева И.В., рассматривающая в общей полноте специфику современного искусства; Волокитина Е.А., характеризующая развитие искусства от его истоков до современности; Гниренко Ю., предлагающая глубокое рассмотрение перформанса в отечественном искусстве; Петрушин А.П., проводящего анализ современного искусства.
Цель работы: проанализировать новые жанры искусства.
Задачи:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.
Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне-живущих аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств. В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство»1 был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания.
Современное искусство
в нынешнем своем виде сформировалось
на рубеже 1960-70-х годов. Художественные
искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (
Современное искусство, которое часто обозначают также термином «актуальное», чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер, обладает мощным потенциалом культурной критики. В настоящий момент критическая функция искусства осуществляется через поиск и представление возможных моделей поведения и сосуществования в целях сохранения личностной и групповой идентичности. Возрастает роль художника в борьбе за толерантный, справедливый и мультикультурный социум, противостоящий корпоративной модели
Помещая технологию в свой креативный контекст, анализируя её отношения с суперструктурой, искусство производит модели отношений с миром, которые направлены в будущее. Можно предположить, что на площадке искусства отрабатываются сегодня социальное конструирование и моделирование исторического творчества в целом. В этих рамках со всей очевидностью проявляется актуальность исследования места и роли искусства в постмодерном обществе, в котором характер социальных связей и вся социальная сфера существования индивида претерпели значительные трансформации. Исследование названных аспектов современного искусства, таким образом, не только способствует приращению знания о социальной действительности, но и ведет к формированию знания относительно процессов коммуникации, где действуют конкретные индивиды и артикулируются возможности социального бытия.
Искусство должно "удваивать"
реальную жизнедеятельность человека,
быть её воображаемым продолжением и
дополнением и тем самым
Художественно-творческая
деятельность человека развёртывается
в многообразных формах, которые
называют видами искусства, родами и жанрами искусства Обилие
и разнообразие этих форм могут показаться
хаотическим нагромождением, в действительности
же они являются закономерно организованной
(вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся)
системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, эстетическая теория установила,
что в зависимости от материальных средств,
с помощью которых конструируются художественные
произведения, объективно возникают три
группы видов искусства: 1) пространственные,
или пластические (живопись, скульптура,
графика, художественная фотография, архитектура,
декоративно-прикладное искусство и дизайн),
т. е. такие, которые развёртывают свои
образы в пространстве; 2) временные (словесные
и музыкальные), т. е. такие, где образы
строятся во времени, а не в реальном пространстве;
3) пространственно-временные (танец; актёрское
искусство и все базирующиеся на нём синтетическое
искусство - театр, киноискусство, телеискусство,
эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т.
е. такие, образы которых обладают одновременно
протяжённостью и длительностью, телесностью
и динамизмом. С другой стороны, в каждой
из этих трёх групп искусства художественно-творческая
деятельность может пользоваться: 1) знаками
изобразительного типа, т. е. предполагающими
сходство образов с чувственно воспринимаемой
реальностью (живопись, скульптура, графика
- так называемые изобразительные искусство;
литература, актёрское искусство); 2) знаками
неизобразительного типа, т. е. не допускающими
узнавания в образах каких бы то ни было
реальных предметов, явлений, действий
и обращенных непосредственно к ассоциативным
механизмам восприятия (архитектурно-прикладные
искусство, музыка и танец); 3) знаками смешанного,
изобразительно-
Реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной. Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х сталфеминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп3.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — интернет.
Начало 2000-х годов отмечено
разочарованием в возможностях технических
средств для художественных практик.
При этом конструктивных философских
оправданий современному искусству XXI века
пока не появилось. Некоторые художники
2000-х полагают, что «современное искусство»
становится инструментом власти «постдемократического (англ.)»
Ряд художников 2000-х, возвращается
к товарному объекту
Инсталляция (англ. installatio
Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и сюрреалисты.
Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.
Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.
Перформанс (также употребительное название — перфоманс, англ. Performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют
действия художника или группы в определённом месте и в определённое
время. К перформансу можно отнести любую
ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело х
Иногда перформансом
называют такие традиционные формы
художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирк
Перформанс определяется как нечто инновационное, что заменило для современного художника традиционную картину, скульптуру, театральное действие. Работая с теми же объектами искусства, как профанная, предметная среда, человеческие отношения, перформанс выстраивает просто другие отношения с этими объектами. Еще один довод в пользу видового характера, состоит в том, что, работая в определенном виде искусства, художник совершает действие (в отличие от жанра, в котором просто определяется тематика), какую-то определенную работу, что заложено в самой основе перформанса.
Слово "перформанс" буквально переводится, как "полностью снабжать" и происходит от французского глагола "perfounir". В английском языке есть глагол "perform", (точный перевод: "исполнять"), который считают основополагающим для перевода самого термина, однако если исходить для точности определения из сути перформанса, то скорее близок глагол "furnish" (англ.), что переводится как "снабжать" в подразумении игры (то, есть, снабжать правилами). Такой перевод, данный Х. Майером, довольно наглядно показывает, что если перформанс и относят к визуальному искусству, то не в смысле новой формы театрального искусства.
Перформанс - это действие предполагающее паратеатральные формы исполнения, направленное на достижение художественной цели (чего в хэпеннинге нет, а в акции не считается главным). Перформанс не стоит относить к театральному искусству, так как это чисто художественное действие оперирует отнюдь не театральными атрибутами. В нем нет нарочитости игры. Возможно, и вполне оправдано в перформансе искусственность самого действия, но постановка перфомативного акта более напоминает создание произведения, чем постановочно - режиссерские моменты. Перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр - понятием серийности, которое в перформансе является одной из главных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса - то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра - художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель - это объект приложения, но его эмоции и чувства это совсем не цель перформанса5.
Информация о работе Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг