Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме заимствования образов и принципов искусства Востока на Западе. Эта проблема связана с взаимодействием восточной и западной культур, которое со второй половины XIX века активизируется в культурной жизни общества, что проявляется в различных видах искусства, а в настоящее время становится всеобъемлющим явлением мировой цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСТОКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII – XVIII ВВ. 8
1.1. Историко-культурные особенности формирования художественных связей Востока и Запада 8
1.2. Стиль шинуазри как художественный синтез восточной и западной эстетики в европейской культуре XVII – XVIII вв. 13
1.2.1. Восточные коллекции и «китайские кабинеты» 15
1.2.2. Традиции декоративно-прикладного творчества. 17
1.2.3. Китайская живопись как источник европейского изобразительного искусства Нового Времени 29
1.2.4. Отражение восточных влияний в архитектуре и садово-парковом искусстве Западной Европы XVII – XVIII вв. 32
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ИМПРЕССИОНИСТОВ И ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА 42
2.1. Первый этап японизма 42
2.1.1. Влияние японского искусства на творчество Э. Мане и Э. Дега 42
2.1.2. Освоение японского опыта в творчестве К. Моне 46
2.2. Второй этап японизма 50
2.2.1. Японские мотивы в эволюции творчества А. де Тулуз-Лотрека и В. Ван Гога 50
2.2.2. Влияние японского искусства на новую концепцию художественного полотна у П. Гогена. 55
2.2.3. Японизм художников группы «Наби» (около 1890-1905 гг.) 58
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ В ЗАПАДНОМ ИСКУССТВЕ XX – XXI ВВ. 69
3.1. Основные принципы восточного театра. Японские театры Ноо и Кабуки. 69
3.1.2. Заимствование восточных традиций западноевропейским театром 73
3.2. Восточные мотивы в культуре и искусстве второй половины XX – начала XXI вв. 76
3.2.1. Адаптация йоги на Западе 76
3.2.2. Боевые восточные единоборства в Европе 78
3.2.3. Ассимиляция искусства фэн-шуй в европейском дизайне 82
3.2.4. Анимэ и манга: европейская мода на японское искусство 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 96
Несмотря на
то, что европейские мастера
Обращение членов группы «Наби» (П. Боннара, Э. Вюйара, П. Серюзье, М. Дени, П. Рансона) в конце XIX - начале XX вв., к японскому искусству имело две формы выражения. Одна была связана декоративными качествами картины, другая - в интересе к работе в графике.
Японское влияние на модерн (конец XIX - начало XX вв.) проявилось в обращении к природе, как первоисточнику вдохновения. Под влиянием японских мотивов в модерне живописцы использовали такие приемы, как орнаментация, орнаментализирующие элементы S-образной формы.
Архитекторы модерна пришли к идее проектирования «изнутри наружу», когда план здания и функциональное назначение помещений определяют внешний объем и его особенности. Использовались такие приемы, как орнаментика волнообразно изогнутых линий, конструкция, плавно переходящая в форму, а форма - в декор.
Также в данной работе было охарактеризовано влияние Востока на европейский театр. В первой половине XX в. такие режиссеры как Макс Рейнхард в Германии, Жак Копо и Антонен Арто во Франции, Гордон Крэг в Америке, интерпретируют эпохи театральной истории, языки и стили театра прошлых столетий. Во второй половине XX в. такие европейские режиссеры, как Ежи Гротовский, Морис Бежар, Питер Брук, Ариана Мнушкина, стремятся соединить Запад и Восток.
Театральные формы Востока были переосмыслены и введены в систему нового европейского театра. Такие элементы восточного театра, как: открытая сцена, условное оформление, использование поворотного круга, условность актерской игры, использование маски, высокое мастерство игры актеров, создающее на сцене новую реальность, - на сценических площадках Европы уже не воспринимаются как чужеродные.
Нами было рассмотрено проявление восточного влияния на отдельные виды современного искусства. На Западе в XX в. процессу ассимиляции и адаптации были подвергнуты такие виды восточного искусства, как йога, дизайн, фэн-шуй, боевые искусства.
Йога без соблюдения нравственных принципов и изучения духовных текстов рассматривается как занятие в фитнес-центре. Йогой занимаются для улучшения физической формы, не заботясь о духовном самосовершенствовании. А рассмотрение восточных боевых искусств в Европе как зрелищной экзотики привело к замене истинных ценностей внешней атрибутикой и ритуалами без понимания их смысла.
Искусство фэн-шуй на Западе утратило свои первоначальные черты и превратилось в индустрию дизайна и развлечений. Дизайн становится популярным в Европе во второй половине XX в. и охватывает все аспекты окружающей человека среды. В настоящее время дизайн находится на подъеме своей популярности. Широко распространены такие отрасли дизайна, как дизайн интерьера, индустриальный дизайн, ландшафтный дизайн, и появляются новые отрасли, такие как веб-дизайн.
В конце XX в. мода на анимэ захватила мировой шоу-бизнес и фэшн-индустрии. Идеи и стили из анимэ появляются и в европейском кино, и в мультипликации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Монографии:
1. Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. / Н.Г. Анарина. - М.: Наталис, 2008. - 336 с.
2. Бирюкова Н.Ю.
Западноевропейские набивные
3. Бутлер К. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа: Каталог. / К. Бутлер. - Л.: Аврора,1977. - 75 с.
4. Ван Гог. Письма. / Ван Гог. - М.: Азбука, 2000. - 848 с.
5. Ван Гог. Письма к брату Тео. / Ван Гог. - М.: Азбука, 2011. - 384 с.
6. Вентури Л. От Мане до Лотрека. / Л. Вентури. - М.: Азбука, 2007. - 352 с.
7. Вестфален
Э.Х., Кречетова М.Н. Китайский
фарфор. / Э.Х. Вестфален, М.Н.
8. Вивекананда С. Философия йога. / С. Вивекананда. - Магнитогорск: «АМРИТА», 1992. - 512 с.
9. Вольская В. Антуан Ватто. / В. Вольская. - М.: ИЗОГИЗ, 1933. - 51 с.
10. Воркунова Н.И. Тулуз-Лотрек. / Н.И. Воркунова. - М.: Наука, 1972. - 392с.
11. Воронова
Б.Г. Кацусика Хокусай.
12. Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков / Под ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. - М.: Искусство, 1963. - 1067 с.
13. Гацура Г.
Мебельные стили: История
14. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи / Пер. с англ. В.Н. Неведомского. - М.: Наука, 2006. - 428 с.
15. Гоген. Письма. Ноа Ноа. / Гоген. - М.: Азбука-классика. - 256 с.
16. Государственный
Эрмитаж. Западноевропейское
17. Григорьева
Т. П. Красотой Японии
18. Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. / Л.Д. Гришелева. - М.: «Искусство», 1977. - 237с.
19. Гундзи М. Японский театр Кабуки / Пер. с японского Б.В. Раскина. - М.: Прогресс, 1969. - 232 с.
20. Гуревич И.М., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г. Большой петергофский дворец. / И.М. Гуревич, В.В. Знаменов, Е.Г. Мясоедова. - Л.: Лениздат, 1979. - 168 с.
21. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева. - М.: АСТ-Пресс, 2008. - 624 с.
22. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. / А.А. Долин, Г.В. Попов. - М.: Наука, 1990. - 432 с.
23. Завадская Е.В. Восток на Западе. / Е.В. Завадская. - М.: Наука, 1970. – 127 с.
24. Завадская
Е.В. Культура Востока в
25. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. / В.В. Згура. - М., 1929. - 45 с.
26. Иванов Б.А.
Введение в японскую анимацию.
/ Б.А. Иванов. - М.: Фонд развития
кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский
центр исследований кинокультур
27. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. М.: Искусство, 1969. - 388 с.
28. Кверфельдт
Э.К. Предмет в китайском
29. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие: ОАО «Тип. Новости», 1998. - 471 с.
30. Лифшиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. / Н.А. Лившиц. - Л.: Советский художник, 1967. - 168 с.
31. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. / Г.Н. Лола. - СПб.: Элмор, 2011. - 140 с.
32. Максимов
В.И. Введение в систему
33. Мак-Коркодейл
Ч. Убранство жилого интерьера.
34. Моран Анри,
де. История декоративно-
35. Мурина Е.Б. Ван Гог. / Е.Б. Мурина. - М.: Искусство, 1978. - 440 с.
36. Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX вв. / Н.С. Николаева. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.
37. Прокофьев
В.Н. Об искусстве и
38. Рандхава М. Сады через века. / М. Рандхава. - М.: Знание, 1981. - 320 с.
39. Ревалд Д. История импрессионизма. / Д. Ревалд. - М.: Астрель, 2011. - 480 с.
40. Ревалд Д. Постимпрессионизм. / Д. Ревалд. - М.: Астрель, 2011. - 512 с.
41. Саид Э.В.
Ориентализм. Западные
42. Слово о живописи из сада с горчичное зерно/Пер. и коммент. Е.В. Завадской. М. Издательство В. Шевчук, 2001.-512 с.
43. Сорокина
А.Ю. Взаимодействие и
44. Спектор А.А. Полная энциклопедия фэн-шуй. / А.А. Спектор. - М.: Харвест, 2009. - 368 с.
45. Танге К. Архитектура Японии. Традиции и современность. / К. Танге. - М.: Прогресс, 1976. - 239 с.
46. Федотова Е. Франсуа Буше. / Е. Федотова. - М.: изд-во «Белый город», 2012. - 48 с.
47. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). / О.Л. Фишман. – Спб., ИВРАН, 2003. - 544 с.
Статьи в сборниках статей и материалах конференций:
48. Алпатов М.В. Поэтика импрессионизма / М.В. Алпатов // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. - М.: Советский художник, 1972. -206 с. С.88-104.
49. Бессонова М. От клуазонизма к скрытому смыслу в картине (К истории создания натюрморта Гогена «Фрукты») / М. Бессонова // Поль Гоген. Взгляд из России. - М.: Советский художник, 1989. - 366 с. С. 87-96.
50. Валери П. Дега. Танец. Рисунок / П. Валери // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1971. - 304 с. С. 203-300.
51. Васильев
Л.С. Восток и Запад в истории
(основные параметры
52. Гротовский
Е. От бедного театра к
53. Катасонова
Е.Л. Анимэ: вчера, сегодня,
54. Колотова Е.Е. Рецепция театральной традиции на Западе и в России в XX в. / Е.Е. Колотова // Философия, религия и культура стран Востока: материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. - Спб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. – 815 с. С. 617-628.
55. Кречетова
М.Н. Сюжеты росписи
56. Куланов А.Е. Роль боевых искусств в формировании имиджа Японии в России / А.Е. Куланов // Япония 2006. Ежегодник. - М.: «АИРО - XXI», 2006. - 292 с. С. 128-142.
57. Лемуан П.А. Записные книжки Дега в гравюрном кабинете / П.А. Лемуан // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1971. - 304 с. С. 138-147.
58. Малявин
В.В. Театр Востока Антонена
Арто / В.В. Малявин // Восток —
Запад. Исследования. Переводы. Публикации.
- М.: Главная редакция восточной
литературы издательства «
59. Маркарьян
С.Б., Молодякова Э.В. Вклад Японии
в мировую техногенную культуру
/ С.Б. Маркарьян, Э.В.
60. Мастера искусства об искусстве / Под ред. А.А. Губера. - М.: Искусство, 1965. Т.5. - 268 с. С. 161-172.
61. Михайлова
О.Э. К вопросу о возникновении
в Дельфте фаянсов с росписью,
подражающих китайскому
62. Науменкова
Н.Н. «Китайщина» и роль
63. Тугендхольд
А.Я. Эдгар Дега и его
64. Эйзенштейн С.М. Чет – нечет / С.М. Эйзенштейн // Восток-Запад. - М.: Наука, 1988. - 292 с. С. 234-257.
65. Юнг К. Йога и Запад / К. Юнг // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. - М.: «Республика», 1994. – 528 с. С. 287-289.
Статьи в периодических
66. Катасонова
Е.Л. Анимэ-индустрия:
67. Катасанова
Е.Л. Японские комиксы-манга:
68. Левин М. Немного из истории обоев / М. Левин // Искусство и быт. Сборник. 1974. №2. С. 2-9.
69. Любимов Ю. В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) / Ю. В. Любимов // Историческая психология и социология истории. 2009. №2. С. 5-26.
70. Осипова Э.В. Европейское и восточное театральное искусство в метакультурном пространстве / Э.В. Осипова // «Ойкумена». 2010. №1. С. 41-54.
Справочники, словари:
71. Власов
В.Г. Новый энциклопедический
словарь изобразительного
72. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т.5. - Спб.: Азбука-классика, 2006. - 768 с.
Интернет-источники:
73. Ашкинази, С.М.
Восточные боевые искусства и
спортивные единоборства –
74. Соколов А.Б.
«Фэн-шуй в вопросах и ответах»
[Электронный ресурс] / А.Б. Соколов.
– Режим доступа: http://fengshui.ru/info/cite/
75. Филимонов
Г.Ю. Адаптация различных
76. Ту Л. «Основы
Фэн-шуй» [Электронный ресурс] / Л.
Ту. – Режим доступа: http://log-in.ru/books/osnovy-
1 Шахматова Е. В. Традиции восточного театра в эстетике Мейерхольда // Театральное искусство Востока. Особенности развития. - М., 1984. С. 102-121.
2 Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа: конец XVI-XIX век. Спб., 2003.
3 Ляхова Л.В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора. Спб., 2007.
3 Ту Л. «Основы Фэн-шуй» // URL: http://log-in.ru/books/osnovy-
4 Доступ к записям о данных мероприятиях:
http://russian.china.org.cn/
5 Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX вв. М., 1996.
6 Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). Спб., 2003. С. 398.
7 Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.