Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 04:31, реферат

Краткое описание

Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden – так называют русскую Снегурочку заграницей.
Существует версия о связи образа Снегурочки с языческими весенними обрядами, когда закликали весну, и сжигали (или топили в реке) символическое чучело Костромы. Но, скорее всего, Снегурочка является не обрядовым, а чисто фольклорным персонажем. Встречается в сказаниях в образе девочки - внучки, сделанной из снега бездетными стариком со старухой и ожившей.

Содержание

Введение
3
1. Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии
5
2. Русская народная сказка «Снегурочка» в творчестве художников-иллюстраторов
11
3. Герои сказки «Снегурочка» в русской лаковой миниатюре
14
Приложение
17
Список литературы
25

Вложенные файлы: 1 файл

Снегурочка реферат.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Можно сказать, что все творчество Кустодиева - это поэтические картины на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..."

В полной мере эти слова  художника можно отнести и  к его работе над декорациями и костюмами для спектакля по пьесе Островского «Снегурочка».  (Приложение: Рис. 10)

Образ Снегурочки запечатлели  в своем творчестве и многие другие художники: В. Перов, В. Нестеров, И. Глазунов, А. Шабалин.

 

 

 

 

 

 

2. Русская народная сказка «Снегурочка» в творчестве художников-иллюстраторов

Еще в годы обучения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств начал формироваться самобытный стиль русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Им была разработана целая система графических приемов, позволяющих объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле.

Все творчество художника было посвящено русской сказочной теме. Для этого ему пришлось серьезно подготовиться. Билибин много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучая русское народное и декоративное искусство. По заданию этнографического отдела Русского музея в самом начале двадцатого века художник посетил Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. А в 1904 году Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства».

В поездках по глухим провинциям предметом изучения Билибина стали: русская архитектура, народный орнамент, крестьянская вышивка, кружево, узоры, старинная деревянная резьба, лубочные картинки. Он собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. Собранные материалы стали основой для нескольких статей, а привезенные фотографии вошли в книгу И. Грабаря «История русского искусства».

Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали Билибину богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль — стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и книжной графики.

Иллюстрациями Билибина оформлены такие русские сказки как, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Белая уточка». А также сказки А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" и многие другие.

В 1904 Пражский национальный театр заказал Билибину, эскизы декораций  к опере Н.Римского-Корсакова  «Снегурочка». Билибин оказался едва ли не первым русским художником, который занялся оформлением декораций для зарубежной сцены. Сказочные темы опер Римского-Корсакова были очень близки художнику.

В театральных эскизах  к опере «Снегурочка» яркий талант Билибина и его самобытный стиль проявились в полной мере. (Приложение: Рис.11, 12)

Художник Борис Васильевич Зворыкин -  один из ярчайших представителей русской традиции иллюстрирования книг. Однако до недавнего времени его имя было известно лишь специалистам-книжникам и коллекционерам, преимущественно западным. Книги, изданные при жизни художника, заграницей давно разобраны на отдельные полосные иллюстрации и продаются в виде эстампов.

Так сложилось, что свою творческую жизнь Зворыкину пришлось  прожить в тени более знаменитого современника - Ивана Билибина, несправедливо получив ярлык билибинского подражателя. Подражания не было. Просто оба мастера, вдохновленные общими идеалами, шли параллельно.

«Русская тема» увлекла  Зворыкина еще в юности. Стержнем, на котором потом строилась творческая судьба художника стали: любовь к русской старине, русской истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре.

После революции 1917 года Зворыкин эмигрировал во Францию. В эмиграции судьба благоволила художнику. Ему не пришлось отступать от излюбленной тематики и эстетических идеалов. Благодаря триумфу дягилевских сезонов,  "русская тема» была хорошо знакома и популярна у парижской публики. В парижских издательствах одна за другой вышли оформленные Зворыкиным книги: "Москва и деревня в гравюрах и литографиях" Г. К. Лукомского, "Исповедь" М. А. Бакунина, "Золотой петушок" и другие сказки" А. С. Пушкина, пушкинский "Борис Годунов"...

Особняком в этом списке стоит книга «Жар-птица. Русские сказки». Она была создана Борисом Зворыкиным самостоятельно от начала до конца. Он перевёл на французский язык четыре русские сказки. А сказку «Снегурочка», опираясь на текст русской народной сказки и сказки в стихах  Островского, переписал своими словами. Записал каллиграфическим почерком, нарисовал иллюстрации и оформил в кожаный переплёт с узорным тиснением. (Приложение Рис. 13, 14)

Эту во всех отношениях уникальную книгу он преподнёс директору  издательства "Пьяцца" Луи Фрикотелю, своему новому работодателю. Так в  Париже - царстве серого неба и мансардных крыш - родилась русская "Жар-птица", воплотившая в себе всё, что так любил художник в прежней жизни и о чём тосковал вдали от родины.

Однако увидеть "Жар-птицу" изданной художнику не довелось. Книга  вышла в свет через тридцать шесть лет после его смерти. И не в Париже, а в Нью-Йорке. Издание осуществила вдова американского президента Жаклин Онассис-Кеннеди, почитательница творчества Бориса Зворыкина. Случилось это в 1978 году - к слову, в разгар холодной войны между США и СССР.

 

 

 

 

 

 

3. Герои сказки «Снегурочка» в русской лаковой миниатюре

Человек издавна стремился  украсить свое жилище и все, с чем  ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о  красоте. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения искусства.

В коллекции произведений декоративно-прикладного искусства хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра.

Старейшим центром русской лаковой миниатюрной живописи является село Федоскино, расположенное в тридцати пяти километрах от Москвы.

Промысел лаковой миниатюры  возник здесь в конце XVIII века. Начало его было положено купцом П.И. Коробовым, основавшим небольшую мануфактуру по производству из папье-маше лаковых козырьков для фуражек для русской армии. Желая увеличить свои доходы, Коробов воспользовался опытом фабрики Иоганна Штобвассера в Германии, которая изготовляла табакерки, украшенные миниатюрами. На коробовской мануфактуре тоже начали делать из папье-маше круглые табакерки, на крышку которых наклеивали картинки-гравюры, а затем покрывали светлым лаком.

В 1819 году при фабрике открылась рисовальная школа, где стали учиться молодые художники фабрики. Фабрика стала изготовлять различные изделия: коробочки, шкатулки, обложки для альбомов чайницы, подносы и многое другое. На каждом из них была тщательно и грамотно выполненная уже масляными красками миниатюра.

В 1904 году фабрика закрылась, что поставило мастеров в очень  трудное положение. Многие из них ушли работать к другим предпринимателям, а оставшиеся 10 человек объединились в артель. После Октябрьской революции артель стала тем основным ядром, вокруг которого вырос современный промысел, фабрика миниатюрной живописи.

За время существования промысла федоскинцы прошли сложный творческий путь. Сначала они копировали картины известных художников, стремясь приблизить их к условиям миниатюрной живописи. Затем сюжеты их миниатюр стали исключительно оригинальными.

В последнее время искусство федоскинской миниатюры переживает заметный подъём. В промысел пришли молодые, талантливые художники.

Федоскинцы тщательнейшим образом выписывают все детали изображения, нанося краску тончайшими мазками, которые практически не видны. Миниатюра мягко выступает из глубины чёрного лака коробочки, светится, сверкает как самоцвет. Такое совершенное произведение искусства - результат огромного труда.

Как и у мастеров любого промысла, у современных федоскинских художников есть свой традиционные темы. Это, прежде всего сцены из жизни родного села Федоскина, архитектурные ансамбли Москвы, Кремль, среднерусский пейзаж, Подмосковье. В их работах можно встретить и персонажей известных литературных произведений и сказок, в том числе и русской народной сказки «Снегурочка». (Приложение: Рис. 14)

В наши дни фабрика  выпускает более восьмидесяти видов  изделий, украшенных знаменитой миниатюрой.

Федоскино – далекое  не единственное место в России, где активно развивается искусство  лаковой миниатюры. Не менее интересные работы создают мастера Палеха, Мстёры и Холуя.

Старинное село Палех  является настоящим центром русской  культуры. В 1920-е годы прошлого века в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца и шкатулки. Традиционный для лаковой миниатюры черный фон является отличительной чертой работ палехских мастеров. (Приложение: Рис. 15)

Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем поселке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы прошлого столетия. Сначала мастера Мстёры расписывали лаком деревянные изделия, но на международной выставке в 1923 году они не выдержали конкуренции с работами палешан. После этого под миниатюру во Мстёре также стали использовать изделия из папье-маше. С 1930-х до начала 50-х годов сложились и получили развитие основные особенности местного стиля лаковой миниатюры. В отличие от образов палехских художников, персонажами здесь становились вполне реальные люди. Начиная с 1960-х годов, художники Мстёры занимались поисками принципиально новых сюжетов и образов и обновлением средств выразительности. Большой интерес они стали проявлять к исторической теме. И сейчас русская история и фольклор для молодых художников Мстёры являются источником для создания декоративных композиций. (Приложение: Рис. 16)

В семье современных  промыслов лаковой миниатюрной  живописи на папье-маше, холуйский является самым младшим по времени возникновения. Не имея пахотных земель, жители Холуя издавна были вынуждены заниматься ремеслами. Главными были иконопись и вышивание.

Первые робкие шаги в  искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах XX века. Для холуйской миниатюры характерна близость к природе, живописная картинность. Золотой орнамент по краю изделия создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно сливается с изделием, которое она украшает. (Приложение: Рис. 17)

Изделия мастеров из Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя можно встретить в любом уголке нашей планеты. И всегда эти небольшие декоративные предметы несут в себе частицу любви русского народа к земле и ко всём людям, живущим на ней.

 

 

Приложение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. В. Васнецов. Снегурочка (1885)               Рис. 2. В. Васнецов. Лель

 

 

 

                                                                                                              

 

Рис. 3. В. Васнецов. Эскизы декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. В. Васнецов. Снегурочка (1899) Холст, масло 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рис. 5. М. Врубель. Снегурочка. (1890-е). Холст, масло

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рис 6. Н. Рерих. Снегурочка                       Рис 7. Н. Рерих. Снегурочка

  (1912)                                                               и Лель (1921)

 

 

Рис. 8. Н. Рерих. Эскиз к опере «Снегурочка». Урочище

 

 

 

 

 

Рис. 9. К. Коровин. Эскизы костюмов к опере «Снегурочка»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Б. Кустодиев. Берендеевка. Эскиз к спектаклю по пьесе  Островского «Снегурочка» (1918)

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. В. Билибин. У царя Бeрeндeя. Эскиз декорации ко 2-му действию оперы H.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

 

 

Рис. 12. В. Билибин. Слободка Бeрeндeeвка. Эскиз декорации к 1-му действию оперы H.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

 

 

 

 

Рис. 13. Б. Зворыкин. Снегурочка

 

 

Рис. 13. Б. Зворыкин. Снегурочка входит в дом

 

 

 

                                                                          


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Лаковая миниатюра. Федоскино

 

Информация о работе Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве