Образ беременной женщины в первобытном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Из века в век вечно единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных народов. Само происхождение слова «мать» насчитывает тысячелетия и имеет один корень со словом «материя», что в философском определении является «основой всех реально существующих в мире свойств, связей и форм, бесконечного множества всех существующих в мире объектов и систем» [16, с.44].

Содержание

Введение 3
Заключение 38
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение   3

Заключение 38

Список использованных источников 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность

Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Из века в век вечно  единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных народов. Само происхождение слова «мать» насчитывает тысячелетия и имеет один корень со словом «материя», что в философском определении является «основой всех реально существующих в мире свойств, связей и форм, бесконечного множества всех существующих в мире объектов и систем» [16, с.44].

На протяжении веков  положение женщины в обществе всегда связывалось именно с этим феноменом. Материнство всегда архаично и всегда современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой, культурой и историей. Анализ древних письменных источников различных этносов показал изначальное родство глубинных корней почитания матери, идущее от осознания материнства как общечеловеческой ценности, значимость которой трудно переоценить. Материнство органично связано с материальной и духовной культурой народа и его традициями и во все времена было свято и являлось высшей ценностью.

Образ женщины-матери навечно  запечатлен на полотнах известных художников всех времен и народов. «Мама» - эталон прекрасного, нравственный ориентир в обществе. Данная тема не иссекаема и будет волновать художников всегда, так как индивидуальное чувство любви к матери невозможно выразить какой-либо одной картиной, что делает актуальным данную тему в любую эпоху.

Нежность и уязвимость, хрупкость и значимость, эстетика формы и глубина содержания - это лишь несколько слагаемых красоты будущей мамы. Такое состояние женщины тревожило умы и взоры художников с давних времён. Знаменитый «Портрет беременной женщины» Рафаэля, где очарование героини просто и тем превосходно. Картина Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», на которой супруги трогательны, но полны достоинства и сознания величия момента, здесь и смущение и тихая гордость - эти яркие примеры искусства без лишних пояснений говорят о притягательности такого положения женщины для творчества художников.

Живописцы и фотографы  и сегодня стараются передать всё очарование и глубокий смысл таких периодов в жизни женщины, что и подтверждает актуальность темы.  

Цель исследования – рассмотреть социокультурные особенности репрезентации беременности в изобразительном искусстве, определить, как образ беременности отражал общественные трансформации.

Объект – европейское и русское изобразительное искусство от эпохи первобыта до современности.

Предмет – принципы и способы репрезентации беременности в европейском и русском изобразительном искусстве от эпохи первобыта до современности.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть динамику репрезентации беременности в европейском и русском изобразительном искусстве от эпохи первобыта до современности;

2) проанализировать способы изображения беременности;

3) выявить трансформации образа беременной в изобразительном искусстве как отражение социокультурных процессов.

Степень исследования

Встречаются работы, которые исследуют тему материнства женщины, ее красоты. Это такие работы, как «Образ материнства в архаико-мифологическом сознании» Ивакиной В.В. Интересным исследованием показалась работа Эстес К. «Бегущая с волками», где проанализированы женские архетипы в мифах и сказаниях. В Энциклопедии славянской мифологии мы познакомились с отношением к беременной женщине на протяжении многих веков. Исследований образа беременной женщины в искусстве практически нет, лишь некоторые авторы кратко упоминают данную тематику. Например, Михель Д.В. и его работа «Мир репродукции: материнское тело и его негативные образы».

Методы исследования

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования:

1.Системный метод, который позволил нам интегрировать исследовательский материал, накопленный различными областями гуманитарного знания.

2.Диахронический метод,  позволил выяснить хронологическую последовательность изменения образа беременности.

3.С помощью сравнительно-исторического метода мы выявили общее и особенное в развитии искусства определенных периодов.

4.Структурно-функциональный метод, позволил разделить исследуемое явление культуры на составные части и выявление соотношения между ними.

5. С помощью типологического метода мы систематизировали исследуемый материал.

Структура

Курсовая работа состоит из Введения, где обосновывается актуальность изучения данной темы, выявлены предмет, объект исследования, определены цели и задачи, проанализирована степень исследования темы; двух взаимодополняющих  глав, в которых прослежен весь период трансформации образа беременной женщины от первобытного времени до наших дней; Заключения, в котором обобщены итоги исследования и списка использованной литературы, состоящего из 47 источников.

 

1.Беременность в изобразительном  искусстве традиционной культуры

1.1. Образ беременной  женщины в первобытном и античном искусстве

Древнейшие памятники эпохи первобыта, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм.

Особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад. Небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве.

Подобные «Венеры» найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах.

Гущин А.С. отмечает, «первобытные Венеры  олицетворяют богиню плодородия или богиню мать. Практически все Венеры обнажены: именно по этой причине им дали имя римской богини. Внешний вид статуэток подчёркивает истинно женские атрибуты: грудь, живот, половые органы и ягодицы сильно увеличены. Многие Венеры выглядят беременными. Всё это, безусловно, символизирует любовь и плодородие» [7, с.29].

В советской исторической науке постулат об эпохе матриархата долгое время считался незыблемым. Позже его стали так же решительно отвергать, как прежде отстаивали, либо просто перестали рассуждать на эту тему. Однако многие ученые говорят, что «концепцию матриархата зря похоронили» [9, с.69].

Так, Н. Дмитриева отмечает, что «возможно, они (Венеры) символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу»[9, с.71]. Также «в этих произведениях бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность... Мастерство - в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и... даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. Палеолитическая Венера... - сосуд плодородия, и ничего сверх этого»[9, с.73]. Н. Дмитриева приходит к выводу, что изображения Венер более животны, чем сами животные на стенах пещер. Ведь  животных человек изображал с чувством восторга перед их силой, их образы одухотворены. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

В первобытном обществе смерть человека подстерегала на каждом шагу – хищники, стихии, болезни. Люди умирали в довольно раннем возрасте, примерно 40 лет. Следовательно, продолжение рода было для человека самой насущной задачей. Поэтому-то время было временем господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, родство определялось по женской линии. Владычица, мать источник благополучия рода. Эта цель нашла утверждение в творчестве, поэтому изображения женщин были одной из главных тем верхнего палеолита. Археологами было найдено немало различных изображений женщин – статуэтки, наскальная живопись, рельефы.

 Эти изображения, как отмечает Абрамова З.А., «не передают грацию, женственность, красоту женщин. Скорее наоборот, древние художники подчеркивают одну социальную роль женщины – быть матерью, хранительницей очага. Возможно, эти «венеры» олицетворяли собой Мать-Землю, которая в представлениях предков постоянно беременной умершими ранее, но готовыми родиться вновь. Она постоянно производит на свет жизнь. Поэтому все изображения женщин не наделены какими-то личностными, индивидуальными признаками. Она – вечно беременное» [1, с.54].

Первобытное искусство  сыграло важную роль в истории  и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось  в новой форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный  человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Необходимо отметить, что изображения женщин, порой  весьма реалистические, порой наделенные гипертрофированными плотскими формами, – всегда или почти всегда лишены лиц, а часто и голов - относятся к изобразительному искусству палеолита. Какой бы грани сложного, многозначного образа палеолитической женщины мы ни касались, – любая органически входит в комплекс всеобщей социальной значимости, вокруг которого разворачивается полная картина бытия и действий первобытной коммуны – в природопользовании, жизнеобеспечении, социальном общении, воспроизводстве человека и общества.

Таким образом, в первобытном  искусстве особое внимание уделялось женщине, как символу женского начала, жизни и плодородия. Продолжение рода было для человека самой насущной задачей. Владычица, мать, источник благополучия рода. Эта цель нашла утверждение в творчестве, поэтому изображения женщин были одной из главных тем верхнего палеолита.

 

 

1.2. Беременность в искусстве средних веков

У разных народов, особенно земледельческих, почитание земли  являлось одним из самых распространенных культов, а сам образ земли  считался божественным источником рождения всего живого. Земля как порождающее начало идентифицируется нашими предками с образом Богини-Матери, т.к. только женщина и земля способны рожать, создавать живое. Таким образом, от древнего мира к средневековью образ женщины - матери постепенно трансформируется от богини – прародительницы, выражающей идею плодородия, к передаче возвышенных неземных чувств матери Божьего Сына.

Отношение к беременности у славян двойственно. Беременная женщина почитается как олицетворение плодородия, ей приписывается магическая сила, охранительные и другие благотворные свойства. С другой стороны, беременность считается состоянием и временем, опасным и даже «нечистым», отсюда многочисленные запреты и ограничения в поведении беременной женщины, направленные на защиту ее и будущего ребенка. Опасность, исходящая от беременной женщины, связана с присутствием в ней двух душ и с ее близостью к границе жизни и, и это вызывает разнообразные охранительные меры со стороны окружающих.

Информация о работе Образ беременной женщины в первобытном искусстве