Образ художественной культуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

В основе древнеримской культуры лежали следующие идеи:
Объединение предшествующих культур (Древний Рим строил свою культуру на основе культур этрусков и греков);
Идея величия Рима (претензия Рима на звание столицы мира заставляла правителей постоянно заботиться о внешнем виде и процветании города – так создавались величайшие произведения архитектурного и скульптурного искусства);
Культ богов;
Интерес к психологии, внутреннему миру человека.

Вложенные файлы: 1 файл

obraz-hudozhestvennoj-kultury-drevnego-rima.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Образ художественной культуры Древнего Рима. Особенности римской архитектуры (акведуки, термы, форум, амфитеатр, Колизей, триумфальные арки). Пантеон – отражение  идеи славы и величия Древнего Рима. Особенности древнеримской  скульптуры. Римский реалистический портрет.

В основе древнеримской  культуры лежали следующие идеи:

    • Объединение предшествующих культур (Древний Рим строил свою культуру на основе культур этрусков и греков);
    • Идея величия Рима (претензия Рима на звание столицы мира заставляла правителей постоянно заботиться о внешнем виде и процветании города – так создавались величайшие произведения архитектурного и скульптурного искусства);
    • Культ богов;
    • Интерес к психологии, внутреннему миру человека.

Особое развитие в Древнем Риме получает архитектура, создающая величайший город на Земле. С VI в. до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум – площадь, где кипела городская жизнь. Каждый правитель старался перестроить Форум, чтобы превзойти предшественника в пышности и богатстве сооружений. Именно на Форуме были возведены величайшие римские архитектурные памятники – колонна Траяна и храм Сатурна.

Характерным элементом римской архитектуры были разнообразные арки и арочные конструкции. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках – многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали техническую и питьевую воду с помощью акведуков.

Арочные и сводчатые конструкции  использовались также при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены. Самым известным амфитеатром является Колизей, где проводились гладиаторские бои.

Специфически римским  типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов  – Пантеона в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие  по размерам греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое "окно" – "глаз Пантеона", как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни  римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

В изобразительном  искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений: на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии. В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

Позднеримское искусство  символично – статуи императоров  воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь  горит только в глазах, отражающих душу.

 


Информация о работе Образ художественной культуры Древнего Рима