Общая характеристика развития культуры европейских стран эпохи средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотрение и изучение культуры Европейских стран в эпоху средневековья.
Объект исследования: рассмотрение искусства, архитектуры, музыкальных течений, религии данной эпохи.
Цель, объект исследования требует решения следующих задач:
Изучить литературу данного периода
Изучить религию средневековья

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика культуры средневековья…………..4
1.1.Основные периоды развития эпохи Средневековья…………….4
1.2.Роль религии в Средневековой культуре…………………….......7
Глава 2 Художественная культура Средневековья…………………14
2.1. Общие черты художественной культуры……………………....14
2.2 Средневековая музыка и театр…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

     XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения. 8

  По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

  Определенные  праздники были знамениты своей  театральностью, как, например, шествие  к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.9

  В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-, пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы - например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

  Реализм использовался в постановках  избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные  лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

  Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились  повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки - различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями.

  Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились "вкруговую" - на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

  В течение  последующих двухсот лет литургическая  драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно - пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью - искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад - на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

  Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально  тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные места и  представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

  Хотя церковь  поддерживала раннюю литургическую  драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность  усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес  драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.10 
 
 
 
 
 

    Заключение

  Средние века - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков  мировоззренческих конструкций, которые  могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

  Важнейшей особенностью европейской средневековой  культуры является особая роль христианского  вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения людей, распространяла  свои главные ценности и идеи.

  Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.  Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр – рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.

  При всем многообразии художественных средств  и стилевых особенностей искусство  Средневековья имеет и некоторые  общие черты: религиозный характер, т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов.

   Наряду  с господством христианской морали  и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех  сферах жизни средневекового  общества, в том числе и искусстве  и культуре, тем не менее, эта  эпоха явилась самобытным  и  интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и Просвещения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Радугин А. А. "Культурология". Москва 2002 г
  2. Свенцицкая И. С."Раннее христианство: страницы истории". Москва 1989 г.
  3. Кулаков А.Е. Религии мира, Москва, 1996г.
  4. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999г.
  5. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003г.
  6. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003г.
  7. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 4-е изд., стереотипное. – Москва.: Гардарики, 2005г.
  8. Даркевич В.П. "Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв." - М., 1988 г.

Информация о работе Общая характеристика развития культуры европейских стран эпохи средневековья