Ознакомление с произведениями живописи как средство развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического восприятия как важнейшему средству нравственного и умственного воспитания - средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры особенно важно в младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Приём «акцентирование деталей»- для восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. Усиливает восприятие ребёнка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым. Использование данного приёма активизирует речь детей.[30]

На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы, конкретные вопросы:  « Что понравилось в картине? Чем она понравилась? Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на картину? О чем думается? Что представляется?».  Такие установки вызывают у детей определенные чувства. Сопереживание побуждает ребенка использовать индивидуальный опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов  и эмоциональных установок  можно подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса« Почему понравилась картина?». Так  школьник учится развернуто высказывать эмоционально-личностные отношения к понравившемуся произведению. По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин педагог вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи.[41]

К таким приёмам относится сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью.[21]

Приём сравнения вводится в процессе восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например:  картины Оссовского « Сыновья» и «Ярмарка» Пластова,  а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» Левитана. Для сравнения можно брать картины разных художников, но одной тематики (например «Лето» Никонова и Пластова). Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту- настроению, цвету, композиции,  выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак. При сравнении двух картин они смогут назвать различные  отличительные признаки - по цвету, расположению, освещенности, динамики. Данный прием повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий детей: анализа, синтеза, умозаключения.

Научить сравнивать картину по контрасту можно при помощи приёма  Классификация картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Этот прием используется таким способом: развешиваются разные репродукции картин, педагог предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года (например «Март» Левитана, «Радостный март» Гаврилова, « Март в лесу» Кугача) и сравнить, что общего изображено  в этих картинах, чем они отличаются, что красивого заметили  в них, каким изображен март; предлагается отобрать репродукции картин попарно (покой и движение; веселье, радость и задумчивость, грусть), а также картины, выполненные цветовыми пятнами и ярким, сочным локальным цветом.

Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по- новому увидеть их.[10]

Игровые приёмы. Могут сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия  части портрета, активизировать мыслительную деятельность детей. Можно использовать такие игровые элементы как: «загадай что-либо о руке (глазах, одежде, человеке и т.д.), а мы отгадаем»; «узнай, к какому из портретов подходит музыка»; « Придумай свое название данному портрету»; «Кто лучше передаст в движении положение тела, рук, головы, изображенного образа»; « откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».[13]

На третьем этапе работы с детьми используется  приём мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что, как бы, ставит его в позицию «сотворчества с художником. Указанный прием целесообразнее использовать после приобретения ребенком опыта рассматривания картин на основе искусствоведческого рассказа педагога и подробных его вопросов тогда, когда у детей закрепилось умение определять средствами выразительности, точно и образно рассказывать о произведении. Чтобы данный прием стал результативным, в процессе восприятия произведений, необходима большая предварительная работа.[12]

Таким образом,  для ознакомления с произведениями живописи применяются методы: рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине, экскурсии, выставки, метод музыкального сопровождения, метод вызывания адекватных эмоций. Приёмы: искусствоведческий рассказ педагога, приём «вхождения в картину», приём точных установок,  приём композиционных и колористических вариантов, приём сравнения, приём классификация картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру, игровые приёмы, приём мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. В единстве всех методов и приёмов у детей формируется интерес к искусству, зарождается эстетическое видение и восприятие, возникает эмоциональный отклик на произведения  живописи и их содержание. Мы считаем, что наиболее эффективными являются приём классификация картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру, приём сравнения, приём вхождения в картину, метод формирования личностного отношения к живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Экспериментальное исследование по выявлению особенностей  эстетического восприятия детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

2.1  Выявление уровня эстетического восприятия у детей с ОНР III уровня

Исследование  проводилось в МБОУ СОШ № 20 г. Абакана в классах 1А, 1В, 1Г, с детьми ОНР III уровня и детьми с нормой речевого развития. Нами использовались адаптированные методики Е.М. Торшиловой направленные на исследование  перцептивно-образного видения и  диагностику восприятия эстетического образа, понимания изображения, умения сравнительной оценки и выявление уровня развития эстетического восприятия.

Методика 1. Тест «Джоконда» (адаптированная по Е.М.Торшиловой)

Цель: исследование  перцептивно-образного видения

Описание методики:  даны три репродукции - «Портрет Моны Лизы» Леонардо да Винчи, «Троица» А.Рублёва и портрет сэра Чарльза де Моретта Г.Гольбейна-младшего. Ребёнку  необходимо подобрать к каждой картине определённую геометрическую фигуру (треугольник к Джоконде, круг к «Троице», квадрат к портрету) и одна фигура неправильной формы - лишняя.

Оценка результатов:

Высший бал -6(по 2 балла за верный ответ)

Средний балл-4балла

Низкий балл- 3-0 балла

Примечание: можно  соотнесение «Портрета Моны Лизы» Леонардо да Винчи с кругом и «Троицы» А.Рублёва с треугольником оценивать в 1 балл.

Высокий уровень (6 баллов) - ребёнок понял инструкцию,  задание выполняет правильно.

Средний уровень (4 балла) - ребёнок понял инструкцию, сомневается при нахождении ответа, требуется незначительная помощь экспериментатора.

Низкий уровень (менее 4 баллов)- ребёнок испытывает затруднения в выполнении задания и не выполняет его. 

Исследование показало, что Влад, Абдумалик, Александра, Катя, Лера, Варя успешно справились с заданием на перцептивно-образное мышление. Образное мышление очень хорошо развито у Влада; он выполнил задание быстро, чётко и правильно. Средний уровень перцептивно-образного видения показали Тагир, Рома. Низкий уровень показала Настя. К портрету она подобрала круг, к Моне Лизе – квадрат. Подсказки не помогли. У Кирилла наблюдалось фрагментарное восприятие. Он охватывал деталь картины и уже, затем по отношению к ней подбирал геометрическую фигуру. Приходилось делать подсказки.

В контрольной группе преобладает высокий уровень эстетического восприятия. Саша и Катя показали средний уровень.

Таблица 1

Исследование  перцептивно-образного видения

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень

6 человек

8 человек

Средний уровень

2 человека

2 человека

Низкий уровень

2человек

 

 

Методика 2. Тест «Громкий - тихий» (адаптированная по Е.М.Торшиловой)

Цель: диагностика восприятия эстетического образа, понимания изображения, умения сравнительной оценки

Описание методики: детям предлагается набор из 9 цветных открыток:3 натюрморта,3 образца художественной посуды (блюда) и 3 образца художественного текстиля и кружев.

Инструкция: представь, что  картины звучат. Скажи, краски на какой  картине – звонкие (громкие), на какой  – глухие (тихие), на какой картинке краски средние: не звонкие - не тихие. Можно спросить: каким голосом  говорит картинка, громким, тихим, средним. Громкость определяется насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, звучанием фактуры.

Оценка результатов:

Высший балл – 18 - 15(по 2балла за верный ответ)

Средний балл- 14 - 9 баллов

Низкий балл- 8 - 0 баллов

Высокий уровень (18-15 баллов) - ребёнок понял инструкцию,  задание выполняет правильно, допускается 2-3 неточности.

Средний уровень (14 - 9) - ребёнок понял инструкцию, есть ошибки в выполнении задания.

Низкий уровень (менее 9 баллов)- ребёнок испытывает затруднения в выполнении задания и не выполняет его правильно.

Дети экспериментальной группы набрали от 13 - 8,5 баллов, что соответствует среднему уровню восприятия эстетического образа, понимания изображения, умения сравнительной оценки. Трудности возникали при определении средней  и тихой громкости картинки.

В контрольной группе соотношение высокого и среднего уровней оказалось равным.

Таблица 2

 

Диагностика восприятия эстетического образа, понимания изображения, умения сравнительной оценки

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень

 

5 человек

Средний уровень

10 человек

5 человек

Низкий уровень

   

 

Таким образом, нами было выявлено, что эстетическое восприятие у детей с ОНР III уровня снижено по сравнению с детьми, не  имеющими отклонений в речевом развитии.

2.2  Методические  рекомендации по развитию эстетического  восприятия детей младшего школьного  возраста с ОНР III уровня

Из теоретической части мы выяснили, что особую роль в становлении эстетического восприятия у детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи.

Нами разработаны методические рекомендации:

 Необходимым условием для развития эстетического восприятия является специальный подбор произведений живописи (натюрморт, портрет, пейзаж). Б.М. Неменский: «это произведения живописи, являющиеся «апогеем в искусстве», т.е. шедевры живописи. Е.М. Торшилова считает, что очень важно знакомить детей с произведениями беспредметной живописи, например работы В. Кандинского.

  1. Мы считаем целесообразным использование для ознакомления с произведениями живописи и развития эстетического восприятия приёма «вхождения в картину», приёма точных установок,  приёма сравнения, проведения экскурсий, посещения выставок, искусствоведческий рассказ педагога.
  2. Научить сравнивать картину по контрасту можно при помощи приёма «классификация» картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.
  3. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на уроках  и других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у  детей устойчивого интереса к искусству, глубины яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи, становлению образного эстетического восприятия.

На основании теоретической части нашего исследования мы можем утверждать, что разработанные нами методические рекомендации могут способствовать развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей курсовой работе мы подробно рассмотрели вопрос об ознакомлении с произведениями живописи как средстве развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

 Целью нашей работы  было: изучить роль ознакомления с произведениями живописи в развитии эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОНР III  уровня.

Информация о работе Ознакомление с произведениями живописи как средство развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста