Описание храмового комплекса Кайласанатха в Канчипураме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Храм Кайласанатха является старейшим храмом в Канчипураме, расположен в штате Тамилнаду, в Индии. Это индуистский храм посвященный богу Шиве и считается лучшим образцом паллавской архитектуры в Южной Индии.

Храм является уникальным по своей архитектуре и рассматривается скорее как архитектурное чудо, чем как святое место. Строительство храма начал правитель Нарасимхаварман II (680—720), из династии Паллавов.

Вложенные файлы: 1 файл

описание храмового комплекса.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)
 

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА 

    ВШР 
     
     
     

                                 Овчинникова Ангелина Анатольевна

Описание  храмового комплекса Кайласанатха в Канчипураме. 
 

                                                       По предмету: Искусство Азии

    4-го курса, очно-заочной формы обучения  
     
     
     
     

       
     
                  Руководитель

      _ ______________________

      (ученая  степень, ученое  звание) 

      __Белозерова В.Г.___________   

       


 
 
 
 
 

                                                      Москва 2011 

       Храм Кайласанатха  является старейшим храмом в Канчипураме, расположен в штате Тамилнаду, в Индии. Это индуистский храм посвященный богу Шиве  и считается лучшим образцом паллавской архитектуры в Южной Индии.

     Храм  является уникальным по своей архитектуре  и рассматривается скорее как  архитектурное чудо, чем как святое место. Строительство храма начал правитель Нарасимхаварман II (680—720), из династии Паллавов. А завершил строительный этап уже сын Нарасимхавармана II - Махендраварман III. 1

     Структура храма довольно интересная – он окружен стеной, опоясанной изнутри рядом ниш с фигурами богов и барельефами. Храм состоит из нескольких отдельных частей: входные ворота, святилище быка Нанди (символ бога Шивы), зал для молящихся и святилище бога Шивы, окруженное пятью небольшими кельями. Особое впечатление производят 58 небольших святилищ, посвященных божественной чете - Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше и Субраманья и другим божествам. Скульптуры храма, как и росписи носят скорее фантазийный, а не традиционный характер. Главное божество храма, двуполое воплощение Шивы - Ардханаришвара представляет собой фигуру, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, а мужская половина изображена сидящей на быке Нанди.

     Верхушка  храма над святилищем — пирамидальной  формы, с небольшим наклоном, но высота ее всего четыре этажа. Пилястры колонн  украшены львами — эмблемой Паллавов. Повторяющиеся по всей внешней поверхности  храма, они больше напоминают британские геральдические символы, чем мотивы индийского храма. Этот храм, сооруженный  внутри высокой стены, которая украшена увенчанными куполами нишами с пилястрами, представляет собой идею огороженного храмового комплекса.

     Рационально использованы строительные материалы: цокольная часть, столбы и стены святилищ выполнены из гранита, остальные части – из песчаника. Пропорции храма почти соответствуют предписаниям индийских трактатов для храмов этого типа. Например, в Вимане соблюдено соотношение между сторонами прасады, габхагриха и высотой шикхары 1:2. Двор в плане с наружными размерами 30 × 56 м делится на два квадрата. Скульптура и пластическое убранство стали типичными для шиванских храмов.2

     Разнообразие  форм и масштабов скульптурных рельефов храма и изваяний поистине удивительно. Здесь, и далеко выступающие вперед, круглые скульптуры львов или слонов  -  кариатид, и ряды небольших рельефов — фризов, повествующих во многих отдельных сценах об эпизодах «Рамаяны»,   и крупные горельефные композиции, обычно расположенные в нишах на стенах или между пилястрами, изображающие драматические эпизоды из индийской мифологии и эпоса, и, наконец, имеющие символический смысл или чисто декоративное назначение отдельные фигуры божеств, фантастических существ, животных, а также орнаментальная резьба иногда с изображениями ритуальных сцен. Повсюду скульптура слита с архитектурными формами, органически соединяется с ними, является их необходимым продолжением, бесконечно умножающим и обогащающим их пространственные и архитектонические соотношения.

     Судя  по храмовой росписи, можно отметить, что живопись играла сравнительно второстепенную роль во внутренней отделке храма. Сохранившиеся фрагменты ее свидетельствуют об усилении в ней черт схематизма и условности.

     Храм  Кайласанатха считается одним из самых ярких во всей группе палласквих памятников, так же он превосходит все остальные храмы своими размерами, цельностью архитектурной композиции и богатством пластического декора. 3

      Перси Браун считает, что, «изучение храма Кайлоса в Канчи (храм Кайласанатха в Канчипурами принято сокращенно называть храмом Кайлоса в Канчи), может послужить основанием для любого исследования дравидийского (т.е. южного) строительного искусства»4, а Лонгхерст признает храм Кайлоса краеугольным  камнем всей «дравидийской архитектуры»5.

      Состояние храма в относительно хорошей  сохранности, так как поддерживается Археологическим департаментом  штата Мадраса. Полностью восстановлен прежний облик храма Кайлоса, соответствующий времени его создания.

     Храм выполнен в основном из мягкого песчаника, надстройка – шикхара из кирпича. Главный объем святилища – виманы в виде трехэтажной пирамидальной надстройки, венчанной восьмигранным куполом.  Он  является образцом рационального использования строительных материалов. Так, например, цоколь комплекса, передние столбы – мантапам и стены святилища выполнены из гранита, а стены двора вместе с примыкающим к ним целлами из песчаника. Башенная надстройка шихары и верхней части гопурам выполнена из кирпича, так же и большие скульптуры львов, стоящие по углам здания. Применение более прочных пород камня в несущих частях здания и более легких пород камня и кирпича в его верхней части и второстепенных частях и скульптурах свидетельствуют о целесообразном подходе строителей к распределению веса, о желании облегчить процесс работ и тем самым удешевить и ускорить все строительство.

        Применение смешанных материалов  вызвало необходимость оштукатуривания  зданий. Все здание в целом покрывалось штукатуркой особого состава, отличающейся замечательными качествами прочности и блестящей полированной поверхностью. Штукатуркой легко скрыть стыки материалов, так же, ею покрывали храм еще в целях предохранения от выветривания.

      В храме Кайлоса применялся песчаник неслоистой структуры, легко поддающейся  обработке во всех направлениях. Большинство  скульптурных работ исполнялось  на месте после окончания каменной и кирпичной кладки,  и лишь немногие скульптуры выполнены из монолитного  куска камня. Это подтверждается сохранившимися под штукатурным  слоем швами, перерезающими скульптурные фигуры. Скульпторы, привлеченные к работам в храмах, сложенных из камня, использовали привычные навыки работ в сооружениях из дерева или в скульптурах, высеченных в скале. Как обычно в каменной и кирпичной кладке цементный или известковый раствор не применялся. Каменные блоки соединялись деревянными или металлическими штырями или скрепами.

      Архаичная композиция храма Кайласа сближает его с известным сооружением  –буддийским монастырем  Такхт-и-бахаи  II века, расположенным на северо-западе Индии.6Тот же прямоугольный двор, окруженный по внутреннему периметру целлами, и возвышающийся в центре двора главный объем святилища – вимана,  сдвинутый от входа  к западному торцу и соответствующий стоявшему в монастыре ступа. К наружным стенам главного объема виманы примыкают, как и в ранних храмах на севере, дополнительные святилища. По структуре эти объемы идентичны целлам, окружающим двор, но несколько превосходят их размерами. И те и другие называются ратха или альпапрасада, т.е. первичный храм. Это – самостоятельный, квадратный в плане, объем с глубокой нишей, завершенный куполом и выступающим вперед портиком, на внутренних стенах имеются скульптурные изображения, а внутри стоит лингам.

      Компoзиция  вимaны связывается в oднo цeлoe с интерьером двopa, выделяющимся бoлee кpyпными рaзмepами альпапрaсадa, рaспoлoжeннными  напpoтив вимaны  по  трем ee цeнтpальным осям. Сомкнyтый ряд oбъeмoв aльпaпpaсадa, идущий по внyтрeнним стopoнам двopa в xpaмe Кaйласa в Канчи, являeтcя eгo xapaктepнoй oсoбeннoстью и в других паллавскиx и чaлукийсиx хрaмax не встpeчaeтся. B xpамe Кайлaсa в Кaнчи пoмeщeниe святилища - гаpбxaгpихa oкpyжeнo двoйнымм кoльцoм стeн, мeждy кoтopыми  oбpазyeтся кoридop для цeрeмoнии прадaкшина (ритуальное шествие), o6язaтeльный для всex южных храмов.

      Зал для молящихся в xpaмe Кайласa, пpeдстaвляeт сoбoй oтдeльнo стoящий мнoгoстoлпный пaвильoн с плoским пepeкpытиeм. По фopмaм и композиции oн сxoдeн с паллавскими пeщeрными xрамамaми типа мантапам пoмeщeниeм aнтapалa. Пepвoнанaльный зaмысeл кoмплeксa Кaйлaсa нарушен пoстрoeнным нeскoлькo пoзжe, стoящим пo цeнтpу композиции сo стoрoны вxoдa, нeбoльшим xpaмoм Hаpaдeшвapa. Этот храм по рaспoлoжeнию  и oбъeмy лeгкo пpинять зa гoпyрам (сооружение оформляющее вxoд). Он являeтся пoчти кoпиeй мoнoлитнoгo xрама-paтxи Гaнeшa в Мaмаллапyрaмe. Здесь же гoпypам прeдстaвляeт сoбoй пpoстoй пилон, завершенный сводчатым перекрытием.7

  Священный бассейн для омовений, жертвенник, колонна-светильник -  дваджха стамбха и павильон со статуей быка Нанди вынесены за пределы двора и должны по замыслу входить в пределы второго двора. По неизвестным причинам эта идея не была осуществлена. Об этом замысле свидетельствует лишь оставшийся незаконченным ряд асимметрично расположенных относительно входа целл–альпапрасада, подобных тем, какие стоят внутри первого двора.

      Все сооружения храма, за исключением квадратного  в плане водоема, обрамленного ступенями, нанизаны на одну ось. На каждом этаже имеется помещение гарбхагриха, содержащие лингам или статую божества. Вокруг святилища на каждом этаже идет узенький открытый проход огражденный парапетом. Он составлен из миниатюрных моделей двух типов построек, называемых куту. Угловые куту, квадратные в плане, завершены куполом, а между ними -  продолговатая, со сводчатым перекрытием.

  В храме Кайлоса в Канчи встречается знакомый паллавский ордер, но колонна видоизменилась, - фигура сидящего льва заменила фигура вздыбленного льва. В этом случае колонна утратила свою тектоничность – фигура льва выглядит приставленной к столбу. Пилястры, похожие на контрфорсы с фигурами вздыбленных львов высотой 1,5 метра идут метрическим рядом по всему наружному периметру двора, внутри двора колонны той же формы но различаются по высоте от 1,5 до 3 метров. Более крупные колонны оформляют целые, примыкающие к главному святилищу, а более низкие характерны для всех остальных сооружений. Самые высокие пилястры высотой 3,5 оформляют углы здания мантапам, а высота фигуры вздыбленного льва в 1,5 метров, остается одной и той же.

      В храме Кайлоса в Канчи встречается несколько типов колонн и пилястр. Два массивных, архаических по характеру, наружных столба – мантапам воспроизводят деревянный столб  с выносной консолью. Гладкие пилястры с капителью, оформляют ниши со скульптурными изображениями.

      В святилищах коплекса Кайласа в Канчи, как вообще почти во всех средневековых  храмах, единственные входные проемы и стены покрыты обрамленными нишами с барельефами. В мантапам храма Кайлоса в Канчи окна заполнены алебастровой решеткой. По сторонам входов ниша со скульптурами стражников – два-рапала. У них довольно грозный вид, что вполне сочетается с чудовищными фигурами вздыбленных львов, стоящих рядом с ними.

      Главной особенностью храма Кайласанатха является сочетание фантастичности художественного замысла с наглядностью его пластического воплощения. Широкого размаха архитектуры, ее необычной пространственной композиции с четкостью и ясностью ее конструктивных форм. Кажется, что здесь,  в конкретных формах нашло свое выражение соединение богатства образов и форм. Причудливый и яркий мир древнеиндийского эпоса воплощен в бесчисленных скульптурных рельефах и изваяниях, щедро украшающих архитектуру здания, так и в самой общей идее храма, посвященного богу Шиве и изображающего священную гору Кайласа. Контуры здания отдаленно напоминают очертания гималайской горы Кайласа, на вершине которой, по преданию, обитает Шива.8

     В этом храмовом отражено величие гигантского труда, вложенного в реальное осуществление всего скального комплекса. Масштабность и изумительная точность работы, затраченной целой армией безвестных художников-ремесленников, архитекторов, скульпторов и каменотесов, несомненно, остается одним из выдающихся свидетельств коллективного народного творчества в эпоху феодализма.

      В целом, храм Кайласанатха представляет собой уникальное архитектурное сооружение не только в индийском зодчестве, но и во всей мировой архитектуре. Возможность возникновения подобного храма связана и с многовековым развитием, и с тем особым значением, которое имело в Индии пещерное строительство. Только в период кризиса пещерного зодчества и начала развития более крупного наземного каменного строительства, мог быть создан столь крупный скальный храм. Суммируя длительный опыт пещерного зодчества, храм Кайласанатха знаменует собой отказ от этого опыта. Технические неудобства и специфические трудности скальной архитектуры, зависимость от определенного рельефа местности, структуры скал и т. п.— все это препятствовало широкой практике скального строительства. Именно поэтому храм Кайласанатха остался единственным в своем роде оригинальным опытом такого крупного скального храма.  

Информация о работе Описание храмового комплекса Кайласанатха в Канчипураме