Организационная форма краеведческой работы в школе. Историко-краеведческий музей в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:10, реферат

Краткое описание

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа
нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной
работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и
широкие массы учащихся, их родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС 2 по краеведению(2 курс, 1 семестр).doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Гомельский Государственный  университет имени Ф. Скорины»              

 

 

 

Кафедра истории  Беларуси

 

 

СУРС по курсу: «Историческое краеведение Беларуси» 

на тему: «Организационная форма краеведческой работы в школе. Историко-краеведческий музей в средней школе»

 

 

 

Выполнил:

студентка группы И-31                                                                       Курочкина А. Н.

 

 

Проверил:                                                                                          Ермоленко А.С.

 

 

Гомель, 2011

Школьный  краеведческий музей.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая  работа

нередко  приводит  к  созданию  в  школах   историко-краеведческих   музеев.

Организация школьного музея  -  одна  из  лучших  форм  общественно-полезной

работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но  и

широкие массы  учащихся,  их  родителей.  Учителю  истории  остается  только

использовать  в образовательно-воспитательных  целях  тягу  школьников  к  не

всегда осознанному  ими коллекционированию: от собранных  вещей,  изображений,

письменных  документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная  в

них, становится доступнее и  понятнее  учащимся.

 

Задачи и цели историко-краеведческого музея

Воспитание  интереса  к истории, понимание  ценности  памятников  истории  и  культуры

гордость  за деяния славных земляков - одна из основных  задач  школьного  краеведческого музея.

В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию  учащихся

в духе  патриотизма,  приобщает  молодежь  к  общественно  полезному  труду.

Основными задачами музея являются: поиск и  сбор  краеведческого  характера;

учет и хранение  собранных  документов  предметов,  материалов;  их  научная

проверка,   систематизация   и   методическая   обработка;   оформление    и

экспонирование  материалов;  использование  материалов   музея   в   учебной,

воспитательной  работе в школе. Среди школьных музеев важное  место  занимают

военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы  Великой

Отечественной  войны,  эти  музеи  воспитывают  у   школьников   патриотизм,

готовность  к  защите  Родины.  Такие  музеи  позволяют  проводить   большую

поисково-исследовательскую  работу и организовать сбор  подлинных  памятников

истории.  Наиболее  часто  в   школах   организуются   краеведческие   музеи

многопрофильного  или  комплексного  характера.  Эти  музеи  создают   самые

широкие возможности  в комплексном изучении краеведческих  объектов,  истории

края и в  сборе материалов. Комплексные  музеи  являются  учебно-материальной

базой в преподавании целого ряда учебных предметов.  Только  в  том  случае,

когда   организация   школьного   музея   предшествует   большая   поисково-

исследовательская  работа  по  изучению  края,  когда   внеклассная   работа

находится в  тесной связи с учебной  и  они  содействуют  друг  другу,  когда

собранные учащимися  материалы для музея широко используются как  на  уроках,

так и во внеклассных  мероприятиях, только  тогда  учащиеся  свою  работу  по

созданию музея  будут считать важной и необходимой.

 

Создание  краеведческого музея в средней  школе

Целесообразнее  начинать  создание  музея  с  составления  плана.   Он

обсуждается  и  утверждается  на  педагогическом  совете.  Для   руководства

работой по созданию музея назначается учитель, обычно историк  или  географ.

Под руководством учителя совет музея составляет план экспозиций,  определяет

тематику, примерный  перечень материалов, которые  нужно  найти,  рекомендует

пути   поиска   материалов,   организует   для   этой   цели   консультации,

разрабатывает задания каждому классу. Желательно,  чтобы  все  члены  совета

музея были из старших  классов. В состав совета музея избирается примерно 10-

12 человек, между  которыми распределяются обязанности.  Председатель  совета

музея  организует  всю  работу  совета  музея.  В  его  обязанности   входит

подготовка  плана работы музея. Главный хранитель  фондов  музея  отвечает  за

учет и хранение музейных  коллекций,  ведет  инвентарную книгу,  составляет

картотеку, вместе с  помощником  классифицирует  памятники,  выдает  их  для

экспонирования  и  использования  в  учебно-воспитательном  процессе.  Ведет

протоколы заседаний  совета  музея,  оформляет  и  хранит  все  документы  по

организации и  проведению походов, экспедиций секретарь  совета музея.  Каждый

из членов совета музея имеет  конкретное  задание,  утвержденное  на  совете

музея. Обычно члены  совета отвечают за сбор материала, создание  экспозиций,

организацию экскурсий, походов и др.

Открытие музея  не следует откладывать до  того  времени,  когда  будут

собраны все экспонаты,  предусмотренные  планом.  Уже  с  появлением  первых

материалов необходимо организовать выставки, создать  краеведческий  уголок,

который постепенно будет перерастать в музей. В противном случае ребята,  не

видя результатов своего труда, могут потерять интерес к  музею.

Любой музей  ценится, прежде всего, богатством своего  фонда,  поэтому

его комплектование - основная задача создания музея. Причем сбор  материалов

ведется постоянно  и  не  прекращается  на  протяжении  всего  существования

музея. Пути сбора  материалов для музея могут быть различными.  Основными  из

них являются систематический сбор материалов  по  избранной  тематике  через

систему заданий  в ходе учебы, во время экскурсий, встреч и т.д.

Участником  сбора  материала  недостаточно  указать  тему  или  назвать

задание. Очень  важно, чтобы они знали, что  собирать  и  как  собирать.  Для

этого    необходимо    им    порекомендовать    самостоятельно,     прочитать

соответствующую литературу по содержанию тем,  а  также  по  методике  сбора

материала. Кроме  того, следует провести с группами практические занятия,  на

которых  рассказать  и  показать,  как  документально   оформить   собранный

материал, как  правильно записать воспоминание,  рассказ,  оформить  предмет-

памятник. Желательно для участников сбора материала,  памятники  с  перечнем

предметов, материалов, которые надо собирать, методические советы.

Учет и хранение материалов - это очень важные  вопросы в деятельности

школьных музеев. Школьный музей  должен  обеспечить  правильную  сохранность

экспонатов. Исходя из этого,  в  школьных  музеях  лучше  хранить  фотокопии

документов, материалов, оригиналы, представляющие большую научную ценность,

передавать  в государственные, народные краеведческие  и другие музеи.

Одной  из   форм   использования   музейных   материалов   в   учебно-

воспитательных  целях является создание выставок  и  экспозиций.  В  школьных

музеях в  основном применяется  тематический  принцип  экспозиции,  т.е.  все

материалы группируются по определенным темам.  Задача  экспозиции  школьного

музея в том, чтобы, используя  наглядность,  доступность,  убедительность  и

эмоциональность,  свойственному   предметному   показу,   дать   возможность

учащимся получить более полное представление о  процессе  развития  общества,

об истории  своей Родины, своего края.

Несмотря на имеющиеся различия в  профилях  и  содержании  экспозиций,

есть   требования   для   любого   школьного   музея.   Поскольку   школьный


краеведческий музей имеет прежде всего  учебно-воспитательное  значение,  то

содержание  его  экспозиций,  вся  его  работа  строится  в  соответствии  с

требованиями школьной программы по истории  страны и  направлено  на  более

глубокое и  прочное усвоение основ  исторической  науки.  Школьный  историко-

краеведческий музей должен иметь научно-обоснованную структуру экспозиций  и

принятой исторической наукой периодизацию.

Историко-краеведческий  музей  призван   раскрывать   историю   одного

определенного края с древнейших времен и до наших  дней или  какого-то  более

короткого периода. Он является хорошим  подспорьем  в  учебно-воспитательной

деятельности  школы и создает огромные возможности для разнообразных  форм  и

методов работы с учащимися.

План работы историко-краеведческого музея на 2008-2009 учебный год

 

 

№ п/п

Проводимые  мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные за проведение

Причины, задачи, итог

1

Подготовка экскурсоводов из числа учащихся для работы на 2008-2009 учебный год

сентябрь

Петрова Л.Р.

 

2

Привлечение учащихся к  работе музея по изучению родного  края, пополнения музея экспонатами

На протяжении

учебного года

Иванова О.В.,

Петрова Л.Р.

Помогает в учебно-воспитательном процессе

3

Проведение работы по подготовке к краеведческой конференции. Направление «Города и веси», подготовка доклада на тему: «В нашем  селе огни не погашены»

Сентябрь-ноябрь

Иванова О.В., актив музея

 

4

Проведение экскурсии  в музее для учащихся школы на тему: «Г.К.Жуков – сын земли калужской»

Ноябрь-декабрь

Морозов Павел

 

5

Проведение общешкольного                       мероприятия, посвященное битве  под Москвой 

Декабрь январь

Петрова Л.Р.

 

6

Обновление стендов  и пополнение музея новыми экспонатами

По мере поступления  материала

Совет музея, актив музея

 

7

Проведение уроков мужества в музее  для старших классов.

Апрель - май

Классные руководители

 

8

Проведение в музее  классных часов. Смотр военных песен (для начальных классов)

Апрель-май

Классные руководители

 

9

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны  ко Дню Победы

Май

Петрова Л.Р.

 

10

Школьная конференция  на различные доклады (работа краеведческого кружка)

март

Иванова О.В.

 

11

Участие школы в митинге  ко Дню Победы

май

Семенова Л.А.

 

12

Организация и проведение туристического похода

июнь

Петрова Л.Р.

 



 

Литература:

  1. Историческое краеведение Белоруссии. Мн., 1980 г.
  2. Элькин Г.Ю., Огрызко З.А.  Школьные музеи:  Пособие для учителей. М., 1972
  3. Внеклассная  работа по  истории.  /  Под  ред.   С.С.   Коваленко,   Э.К.   Шнекендорфа. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 - 126с.
  4. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Сост.  Н.С.  Борисов  и др. - М.: Просвещение, 1982 - 223с.
  5. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории  в  восьмилетней школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 - 127с.

 

 


Информация о работе Организационная форма краеведческой работы в школе. Историко-краеведческий музей в средней школе