Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей, деревянными церквями и часовнями, мельницами, избами, которые привлекают внимание не только ученых и художников, но и многочисленных любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Понятие, функции и принципы орнамента. 5
1.2 Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера 9
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 17
2.1 История и наиболее известные мастера промысла 17
2.2 Современное состояние промыслов 19
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий 21
2.4 Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 798.00 Кб (Скачать файл)

Не менее уникальным является искусство резьбы по кости. Кость обрабатывали (резали) по всему  Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры (Рисунок 3).

Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки  и коробочки, гребни, миниатюрные  секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России.

Орнамент изделий из кости достаточно своеобразен. Рисунок зачастую представляет собой композицию из растительных мотивов и завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из стилей рококо и барокко.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день декоративно-прикладное искусство народов Севера разнообразно. Чаще всего в орнаментальных мотивах можно встретить схожие изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры и сюжеты. Между тем, в народном творчестве, у каждого региона сложились свои особенности изображения традиционного орнамента. Так, в узорном вязании Пинежского и Ненецкого автономного округа узоры строго геометричны, в Холмогорской резьбе по кости чаще можно встретить растительные мотивы и завитки, а, например, Мезенскую роспись по дереву сложно представить без насыщенных животным миром сюжетных мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

2.1 История и наиболее известные мастера промыслов

 

Пижемская роспись известна с XVII века, это одна из древнейших росписей Русского Севера. В  XIX – начале ХХ вв. в районе северной реки Печоры и ее притоков Цильмы и Пижмы существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда от реформ Никона, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг6. Особенно прославились здесь ложки. Они были легкие, древней овальной формы со средневековой орнаментальной росписью, которая легла в основу традиционной пижемской росписи по дереву.

Мезенская, или как ее еще называют, палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале XIX века, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века,  выполненных в мезенском регионе. Мезенской росписью художники украшали в основном предметы быта. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. И если для Пижемских мастеров характерно украшение ложек, солонок, туесов и другой домашней утвари, то особенностью Мезени являются знаменитые прялки и короба.

Как и большинство  народных промыслов, свое название эта  роспись получила от местности, в  которой зародилась. Река Мезень, как  известно, находится в Архангельской  области, между двумя самыми крупными реками Западной Европы – Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. Родиной росписи считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. В самой же Мезени росписью не занимались.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше7.

О мастерах пижемской  росписи можно найти информацию в работах А. С. Миловского, Л. П. Кучеренко, Н. В. Тарановской, а также известного исследователя народного искусства писателя Юрия Арбата, который выехал на Печору и обнаружил там мастеров, расписывающих ложки,  и опубликовал ряд сообщений об этом неизвестном ранее промысле. Вот наиболее известные фамилии пижемского промысла: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.

Один из мастеров П. А. Мяндин из с. Замежная поведал писателю о традиционном промысле: "Откуда повелось наше дело? С отцов и  дедов - режем и пишем.  Ложки  стали резать не сразу: лет сто  назад.  Делаем по 17  тысяч в  год. Мой дед научился ложкарному делу у мастера Минея Чупрова. А еще у нас резал и красил Ванька Куц. От них я уму-разуму набрался»8. Процесс изготовления и пижемских ложек и комментарии М.Чупрова подробно изложены в одной из книг А. С. Миловского.

По словам Л. П. Кучеренко, многие из представительниц древнего рода Аншуковых на Пижме также занимались изготовлением ложек. Ложечное мастерство было перенято от основателя рода. Ф.О. Аншуков жил в деревне Скитской. В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную).

Что касается мезенской росписи, то она была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище в середине 1960-х гг.

Среди художников искусством росписи  выделялись Г.А. Новиков и В.Д. Аксенов. Самым маститым художником, который вкладывал в свои изделия не только мастерство, но и душу – В.К. Федотов, по прозванию Вася Климович. А, благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. В наше время росписью лукошек в д. Селище занимается мастер Иван Фатьянов, который перенял это ремесло от своего отца и самостоятельно изучал рисунки старых мастеров.

 

 

 

2.2 Современное состояние промыслов

 

 

 

В последние десятилетия в области развития народных промыслов и ремёсел России произошли коренные изменения. На пути развития традиционного декоративно-прикладного искусства существует большое количество проблем, решение которых на сегодняшний день необходимо для его возрождения. Так, за годы перестройки была разрушена система, включающая в себя использование традиций старых мастеров в подготовке специалистов, многие НХП прекратили своё существование, ушли из жизни мастера, владевшие ремеслом, редкостью стали выставки декоративно-прикладного искусства. Так, например, на выставках «Мастер года», проводимых в Республике Коми  практически отсутствуют работы, выполненные в традициях пижемской росписи. К сожалению, эти проблемы касаются многих традиционных промыслов.

Сохранились только крупные  производства с мировой славой, такие как Гжель, Хохлома, Жостово, Городец и т.д., однако и они оказались в ситуации трудного выживания в условиях рыночной экономики и условиях нового экономического кризиса.

Стоит отметить, что в отличие от пижемской росписи мезенская имеет более устойчивое развитие:  в Северодвинске, Архангельске (на предприятии "Беломорские узоры") и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики. Мезенской росписью занимаются во многих регионах России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Тем не менее, задачей  современного поколения, в первую очередь, должно быть сохранение культурного  наследия и возрождение многовековых традиций.

Для этого в первую очередь, необходимы изменения в системе регионального образования, где в курс обучения входит изучение национальной культуры, художественных традиций края, приобщение учащихся к народному искусству. Предполагается, что с введением новых программ обучения и с началом активной деятельности выпускников факультета искусств, мастеров и ремесленников, работающих в сфере малого предпринимательства, нацеленных на возрождение и дальнейшее развитие народных промыслов, дело сдвинется с мертвой точки и старинный промысел получит свое второе рождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий

 

Как уже неоднократно упоминалось, круг пижемских декорируемых расписываемых изделий чрезвычайно широк: посуда (ложки, солонки), орудия труда и быта (каталки, швейки, грабли, хомутные клещи), инструменты, предметы для игр (бачевые палки) и орудия охотничьего промысла (ложи ружей) и пр.

Что касается изделий с мезенской росписью, то в специализированных магазинах и мастерских можно приобрести, самые разнообразные по сюжету и композиции изделия: коробочки, туески, шкатулки, гребешки, украшенные мезенской росписью. Перечень выпускаемой продукции можно, например, посмотреть на сайте НХП «Беломорские узоры» http://belomoruzor.ru/

Современный набор материалов, инструментов и приспособлений для росписи по дереву практически одинаков для всех видов северных росписей.

Для росписи  по дереву необходимо иметь деревянные заготовки или готовые деревянные изделия, которые могут быть выполнены  из массива (цельной древесины) или фанеры. В настоящее время для росписи по дереву в основном используется древесина лиственных пород - березы и осины. Пижемские ложки, например, традиционно производились из березовых заготовок – «чурок». Однако, при росписи изделий нужно учитывать повышенную смолистость поверхности этих пород, особенно при выполнении росписи пером.

В зависимости  от способа обработки древесины  заготовки бывают столярные (панно, разделочные доски, шкатулки и др.) и токарные (блюда, чаши, поставцы и др.). На Печоре также расписывали лукошки из луба, но в настоящее время, к сожалению, эти предметы промысла не находят применения в росписи.

Создание эскиза будущей росписи. Имея перед собой образец изделия народного мастера и, соблюдая основные законы композиции  (стилевое единство,  выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию орнамента с формой предмета, решив задачу в цвете, художник создает эскиз будущего орнамента. Подготовка древесины под роспись начинается с устранения брака, который заделывается шпатлевкой. Прежде чем приступить к росписи изделия, выполняются предварительные "пробники" эскизы в материале. Для этой цели вполне годятся фанерные заготовки, на которых подбираются цвета грунтовки и  цветовые варианты росписи, которые затем покрываются различными лаками. Следующий этап – шлифовка – используется для подготовки изделия к росписи, а также для устранения дефектов окончательной доработки.

Основным инструментом нанесения рисунка на изделие в пижемской росписи, например, является металлическое или птичье перо. Пользование гусиным или иным птичьим пером, например индюшачьим, глухариным, вороньим и др., относится к глубочайшей древности, упоминание об этом встречается уже в VIII  веке нашей эры. С появлением металлических перьев, старые мастера постепенно отказались от традиционных птичьих, т.к. натуральное перо птицы уступает металлическому по качеству и долговечности. Стоит учитывать, что роспись, выполненная гелиевой ручкой, дает сухую линию одной толщины, а кистью невозможно выполнить миниатюрную орнаментальную вязь пижемской росписи. Металлическое перо дает возможность проведения живой линии и фактически не искажает стилистику письма.

Правильность  и аккуратность исполнения отдельных элементов росписи или окантовки кистью напрямую зависит от качественного выбора этого инструмента. Большую роль в работе играют кисти. При грунтовке, лакировке и заполнении цветом больших плоскостей применяются плоские щетинистые кисти или из искусственного или иного волоса.

При росписи  специальным приспособлением служит трафарет, который способствует правильной разметке, что весьма актуально в пижемской и мезенской росписи с наличием большого числа мелких деталей, "привязанных" к геометрическим фигурам (ромб, треугольник, квадрат).

Роспись изделия, как правило, производится в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем темных,  после чего идет оживка  (если требуется)  белилами,  а в заключение следуют обводка контура,  украшение точками, штрихами,  каплями и т.  д. Роспись в настоящее время производится гуашевыми красками, можно плакатной гуашью, но лучше художественной. Перед росписью гуашевую краску нужно развести с водой в небольшой емкости, добавив несколько капель клея (особенно в "плывущие" краски - красную, оранжево-красную и др.) во избежание растекания при последующем покрытии лаком.

Лакировка для окончательной доработки (закрепления) красочного слоя обязательна, так как она предохраняет роспись от пыли и влаги, делает поверхность гладкой. Некоторые сорта лака влияют на цветовую гамму росписи, так, например, усиливают звучание желтого, красного и красно-оранжевого цветов и приглушают сочность зеленого цвета. Особенно это касается оттеночных лаков, которые при нанесении на роспись существенно меняют ее общую цветовую гамму9. Для дальнейшего практического применения изделий в качестве посуды должен применяться только пищевой лак. Роспись чисто сувенирной продукции может закрепляться лаками на спиртовой, нитроцеллюлозной и масляной основе.

Информация о работе Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства