Основные составляющие удмуртского орнамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Определение орнамента……………………………………………………..…3
2. Основные составляющие удмуртского орнамента……… …………………4
2.1. Историческая сторона удмуртского орнамента……………………………4
2.2. Орнамент «водоплавающая птица»…………………………………………6
2.3. Трехчастность в удмуртском орнаменте……………………………………8
2.4. Образы животных в удмуртском орнаменте……………………………...10
2.5. Солярные мотивы…………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………...……16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат удм..docx

— 232.88 Кб (Скачать файл)

К важным солярным мотивам, перенесенным на полотняную ткань, относится свастика. Ее функция не только охранительная; она имеет  также значение жизни.  Пожилые удмуртки ткали полотенца со свастикой во время войны даже под страхом смерти, потому что для них это был магический знак солнца и возрождения.

Солярные мотивы в виде кругов с точкой представлены в мотивах «питыри» и «питырес» (окружность, круг).

Мотив «питыри» встречался на свадебном платке невесты, а мотив  «питырес» — на головном полотенце (чалме) женщины. Однако это изображение  удмуртками было сохранено благодаря  приписываемому ему магическому  значению и наличию в нем эстетического  содержания.

Некоторые солярные мотивы, будучи перенесенными в вышивку  и ткачество, приобрели иные значения. Так, например, ромб – изначально солярный символ (ромб с радиальными лучами или крестом) – позднее истолковывается  как пожелание порядка хорошему хозяину, засеянное поле или он нес  информацию о количестве сыновей. Еще  позднее ромб – это пряник, символ достатка. Ромб может также истолковываться  как «куак» – небесное древо жизни  и оберег от сглаза и болезней.

Мотивы «питыри» и «питырес» (Виноградов 1973)

 

Не менее важным космическим мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве  является лунарный мотив – «толэзё  пужы» ( в переводе с удмуртского  «цветы шиповника»). Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось  выходить замуж без нагрудника с  этим узором, поскольку он был женским  знаком, способствовавшим плодовитости.

 

Мотив «толэзь пужы». Нагрудник женский – кабачи. Вышивка. Северные удмурты. Начало ХХ в. (Климов 1988)

 

Лунный мотив  был перенят удмуртами у евреев в ходе торговых отношений с Хазарским  каганатом – древним иудейским  государством. (Хазары поставляли шелк-сырец, которым делались вышивки, а в  обмен получали пушнину). В Израиле  лунный знак известен с I-III в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, орнамент удмуртского народа начинает свой отчет  еще с мифологических особенностей. По мере развития культур, ведущих к  удмуртскому народу, орнаменты вбирали  в себя новые смыслы, в том числе  мифологические и религиозные представления. Хотя на поздних этапах развития искусства  многие из этих смыслов были утрачены, и орнаменты истолковывались  уже в бытовом ключе, археологические  находки часто дают возможность  реконструировать их изначальную структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Ахимшина  Л.И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа. Сыктывкар, 1932. 29 с.

Виноградов  С.Н. Удмуртские народные узоры и значение их названий // Об удмуртском фольклоре и литературе. Вып. 1. Ижевск, 1973. С. 26-34.

Денисова  О. Орнамент – тайный язык народа (интервью с К.М. Климовым)http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ Дата обращения: 9.10.11

Иванова М. Г. К вопросу о художественном образе  в  средневековом  искусстве удмуртов // Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов. Ижевск, 1984. С. 57 – 63.

Климов  К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988.199 с.

Семенов В.А. Из истории удмуртского народного орнамента (III-XII вв.) // Вопросы финно-угорского языкознания. Вып. 4. Ижевск, 1967. С. 287-293.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные составляющие удмуртского орнамента