Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:12, контрольная работа
Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них - невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином - авангард или стиль авангарда.
Отказ от идеалов романтизма: вызванный изменениями в мировоззрении художника.
Традиционный джаз — название ранних стилей джаза — новоорлеанского, диксиленда, чикагского джаза.
Новоорлеанский джаз — классический стиль джаза, сформировавшийся в Новом Орлеане) в конце XIX — начале XX вв. на основе афроамериканского фольклора. Характерные особенности Н. д.: сольная и коллективная импровизация, устный способ аранжировки, вопросоответный принцип ансамблевой игры и др.
Диксиленд — джазовый ансамбль, состоящий из белых музыкантов, и стиль джаза, перенявшего у афроамериканцев манеру новоорлеанского стиля. Основные выразительные средства Д.: импровизация, "блюзовый звукоряд" и др. Многие характерные элементы Д. перешли в пришедший ему на смену в 20-е гг. чикагский стиль.
Чикагский джаз — промежуточный стиль между классическим новоорлеанским джазом и свингом. Сформировался в начале 20-х гг. XX в. в Чикаго в среде белых музыкантов, которые впитали традиции новоорлеанского джаза и диксиленда. Характерные признаки Ч. д.: отказ от коллективной импровизации и использование сольных импровизаций с аранжированной оркестровой поддержкой в аккомпанементе, частичный отказ от вопросоответной техники.
Свинг — оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами. Для него характерно преобладание западной музыки. Музыка отдаляется от коллективной импровизации.
Современный джаз — джаз, включающий все стили и направления, возникшие после окончания "эры свинга" (т. е. с конца 30-х гг. XX в. и до настоящего времени). Открывает эру С. д. стиль би-боп. К С. д. относятся также: афрокубинский джаз, прогрессив, кул, Вест-коуст-джаз, Ист-коуст-джаз, хард-боп, фри-джаз, босса-нова, модальный джаз, джаз-рок и фьюжн. Для С. д. характерны разнообразные эксперименты и поиски новых средств выразительности.
Би-боп — джазовый стиль, сложившийся в начале 40-х гг. XX в. в США и открывающий период современного джаза. Б.-б. пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление джаза малых ансамблей (комбо).
Афрокубинский джаз — разновидность джазового стиля би-боп, возникшая во второй половине 40-х гг. XX в. в США. Для А. д. характерно использование элементов африканской и кубинской народной музыки, в частности ритмов латиноамериканских танцев — мамбо, румбы, самбы — и введение в ритмическую группу кубинских народных ударных инструментов.
Кул-джаз ("прохладный" джаз)— стиль современного джаза, возникший в США в конце 40-х гг. XX в. Характерные признаки: отход от хот-джазовой традиции (активной ритмической экспрессии) к эмоциональной сдержанности, усиление интеллектуального рационального начала в создании композиции, аранжировки и гармонии, применение современной академической композиционной техники.
Фанки (уклончивый, терпкий, пряный) — исполнительская манера игры, разработанная музыкантами хард-бопа в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. Отличается экспрессивной хот-манерой звукоизвлечения, интенсивным блюзовым интонированием.
Соул ( душа) — 1. Название всей афроамериканской фольклорной музыки, связанной с блюзовой традицией. 2. Стиль вокальной афроамериканской музыки, возникший после Второй мировой войны (50-х гг.) на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга.
Фри-джаз (асвободный джаз) — стиль современного джаза 60-х гг. XX в., характеризующийся отходом от традиционных принципов ладотональной (блюзовой) организации музыкального материала, ориентированный на современную композиционную технику.
Босса-нова (пновое увлечение) — стиль современного кул-джаза, возникшего в начале 60-х гг. Характерной особенностью Б.-н. является использование ритма бразильской самбы.
Джаз-рок — стиль современного джаза, развившийся во второй половине 60-х гг. XX в., представляющий собой синтез элементов джаза, рока и современой академической музыки.
Фьюжн (сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизация, электронной музыки, современной композиционной техники, национального фольклора (Востока, Африки, Латинской Америки и др.).
Периоды по годам 1920 - 1941 |
Истрия начинается: с 1 –го советского джаз-ансамбля «джаз-банд».( Москва 1922) 1-е выступ-е в Большом зале Государственного института театрального искусства. Кто привлек к нему общественное внимание: поэт Валентин Парнах ( написал до выступления ансамбля несколько статей); Леонид Варпаховский (в Москве) и Юлий Мейтус (в Харькове) организовали ансамбли. Начало профессиональному джазу в СССР положили (1927): - оркестр под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз» Москва) - оркестра под управлением Леопольда Теплицкого ( Ленинград). Специфика: Носил случайный характер, пришло от гастролировавших в 1926 году в СССР американских ансамблей под управлением Фрэнка Уитерса (с Беше и Смитом), и негритянской оперетты «Шоколадные ребята» под управлением Сэма Вудинга. 1929 репертуар зарубежные пьесы+ произведения молодых советских авторов Кто: оркестр под управ-м Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ленинградская джаз-капелла») Авторы: ( Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха и др.). Советских композиторы вклад в джаз: Д. Шостаковича, А. Животова, джаз-рапсодии И. Дунаевского, пьесы Г. Терпиловского, Г. Ландсберга, Н. Минха, Ю. Хайта, А. Варламова, Л. Шварца, А. Цфасмана, Л. Дидерихса, Дм. и Дан. Покрассов и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель М. Блантер, главный дирижер В. Кнушевицкий). Традиции советского джаза 30-х годов во многом отражены в музыке А. Цфасмана и А. Варламова. |
1941 - 1957 |
Специфика: Во время Великой Отечественной войны советское музыкальное искусство активно способствовало мобилизации духовных сил народа для победы над фашизмом. С первых же дней войны музыканты включаются в фронтовую жизнь.Джаз-оркестры в кратчайшие сроки подготавливают свои новые программы и выезжают на фронт. На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Дмитрия Покрасса, Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Бориса Ренского, Юрия Лаврентьева, Якова Скоморовского, Николая Минха и многие другие. Такие песни, как «Темная ночь» Н. Богословского, «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого живут сегодня. Во время войны создавались оркестровые произведения для джаза А. Цфасманом, А. Варламовым, А. Островским и другими. Но джазу, как импровизационному искусству, естественно, необходим был творческий «климат» малых составов — «комбо. В Москве был ресторан «Метрополь», где выступал удивительно слаженный джазовый ансамбль (Александр Ривчун — кларнет, альт и тенор-саксофоны, Ян Френкель — скрипка, Леонид Кауфман и Виктор Андреев — фортепиано, Александр Розенвассер — контрабас и Сергей Седых — ударные). Популярностью пользовались песни И. Дунаевский и М. Блантер; в репертуар джазовых коллективов вошли песенные мелодии военных лет — В. Соловьева-Седого, Н. Богословского, Б. Мокроусова. |
1957 год - по наши дни |
Новые рубежи. Специфика: Отношение к джазу как к серьезному виду музыкального искусства, пристальное внимание к более современным течениям джаза, возрастающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах. Музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации.Кто, когда: конце 50-х годов в Москве группа «золотая Восьмерка».Эта группа стала основой молодежного оркестра ЦДРИ (вначале им руководил Борис Фиготин, затем — Юрий Саульский)- получившего на джазовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата. В начале 60-х годов появляется джазовые коллективы: «Семь диксилендовых парней» и «Доктор-джаз», играющих традиционный джаз, «Экспериментальный квинтет» А. Лисковича, квартет Ю. Вихарева, квинтеты В. Родионова, Р. Вилкса и др. (Ленинград). В этих ансамблях все чаще звучит отечественная музыка, аранжировки советских песен, собственные композиции. В конце 70-х и 80-х гг. весьма интенсивно развивались национальные школы советского джаза.Это особенно ярко проявилось на московском джазфестивале 1982 г., посвященного 60-летию образования СССР (это был и год 60-летия советского джаза). |
Информация о работе Основные черты художественной культуры 20 века