Отражение категории комического в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Смех – это одно из приятных человеческих чувств, приносящее счастье. Человеческое, общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. Смех - единственное из наших душевных движений, которое во многом противоречит причине, его породившей. А это означает, что смех, будучи чувством несомненно положительным, оказывается ответом на событие, в котором наш взгляд или ухо, помимо всего прочего, обнаружили и нечто, подлежащее отрицанию или осуждению.Цель – выявление эстетических категории комичного, отраженных в архитектуре.

Содержание

1.Введение
2. Основная часть
2.1 Смех и время
2.2 Эстетические категории комического в архитектуре
3. Заключение
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика Реферат.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

Юмор – это чувство, выражающее способность к эстетическому  переживанию комических ситуаций. В  истинном своем блеске эта способность  встречается не так уж часто. Юмор, будучи доброй и мягкой насмешкой  над человеком, характером или поступками людей, утверждает жизнь, укрепляет  достоинство человека. Объект юмора  хотя и заслуживает критики, но сохраняет  для человека позитивное значение и  привлекательность. [2]

В архитектуре юмор встречается  чаще всего, в каких – то мелких архитектурных деталях, как бы поднять  настроение, насмешить посещающих здания людей. Чаще всего этот прием применялся в архитектуре Античности, Средних  веков и Ренессанса, тогда требования к архитектуре были куда жестче, чем сейчас. С их мировоззрением и картиной бытия архитекторы  не пытались громко шутить, но в каких-то скульптурных, архитектурных и интерьерных  элементах иногда можно проследить нотку юмора. Так же это может  быть связано с тем, что архитекторы  в те времена служили в роле скульпторов, с течением времени  им приходилось придумывать новые  архитектурные элементы и элементы декора. Так что первые попытки  создания нового стиля могут показаться смешными даже в те времена.

Ирония - это скрытая насмешка, взрывная сила которой замаскирована  внешне серьезной формой. Она выявляет конфликт ничтожного содержания с благопристойной внешней формой. Ирония как бы сохраняет двойной смысл, когда очевидный смысл противоположен скрытому, но это не простое лукавство, ибо подлинный смысл вполне доступен воспринимающему. Ирония - это своеобразная эстетическая оценка, это показ абсурдности позитивной характеристики явления или человека, пои этом "притворство" здесь, в отличие от лицемерия, не скрывается. Человек, пользующийся иронией,  -  притворщик, лжец, говорящий правду. С другой стороны, ирония – чувство и переживание жизни, в котором сливаются сознание и боль, наслаждение, идущее от мира к жизни. [2]

В истории архитектуры  ирония не раз проявлялась в полной мере в архитектуре второй половины XX века. Тогда зародился архитектурный стиль, практически построенный на иронии – постмодернизм. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация  на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль,  пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством  и повседневной жизнью  и т.п. В 80-е гг. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Другими словами, постмодернизм в архитектуре высмеивал архитектурные стили предыдущих времен, выявляя в них недостатки и исправляя их. [6]

Также иронию не трудно заметить в архитектуре нашего времени, где признают комичность в архитектуре, где нет особых стилей и рамок, где архитектор выражает в своих работах не видение эпохи, а видение самого себя как личности:

  • В основном ирония проявляется в сочетании несочетаемого: сочетание старых и новых материалов, форм ( Танцующий дом, см приложение); совмещение консервативного и остросовременного подхода; сочетание старинного материала и современного дизайна;  и т.д

  • Функциональная ирония. Например, здание на вид состоящее из 12 отдельных домов, а внутри один большой выставочный павильон.(Vitra, выстовочный центр, см. приложение)

Гротеск -  термин эстетики, обозначающий соединение в иск-ве комического и трагического, смешного и ужасного в фантастич. и гиперболической форме. По мнению Мёзера, гротескно – комическое произведение имеет дело с вполне реальным миром смешного и комичного в самой жизни. Гротеск -  разоблачающая сатирическая сила. [2]

В архитектуре феномен  гиперболического преувеличения вылился  в целый тип здания, известный  нам как китч. Китч —есть результат коммуникации аутентичного художественного произведения, свежего, высоко оцененного "элитарной" культурой, и потребителя - представителя "массовой" культуры. Эта коммуникация происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию. До возникновения современного варианта СМИ роль последних мог выполнять, например, художник-копировальщик или ремесленник, производитель "товаров народного потребления". [7] На мой взгляд, китч – это явный гротеск, где смешное и трагическое соединены, смешон – своим внешним видом для жителей, а трагичен – для нашего искусства. Современные архитекторы и искусствоведы всячески осуждают китч: « то, что мы называем китчем, не является искусством и выполняет особые, отличные от художественных функции. Не эстетические ценности произведения, но адекватность его требованиям массового потребителя делает китч привлекательным и выгодным с коммерческой точки зрения, а существует он в рыночном пространстве и, как всякий продукт, функционирует в системе "спрос-предложение"» - пишет в своей статье Н. Кондратова. [7] (см. приложение)

Итак, мы выяснили, что в архитектуре, как бы не противились ученые, присутствует эстетическая категория комического. Юмор, ирония, гротеск получили наиболее широкое распространение, даже послужили основами, для формирования новых стилей и типов зданий.

 

 

3.Заключение

Смех — феномен динамический, ограниченный точками, меж которыми - умещается вся его драма. Драма смеха однажды возникнувшего, прожившего свою жизнь и вытесненного прессом нашего исходного желания к покою, тяги к привычному и постоянному. Человеческое, общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. При всем многообразии типов, форм, оттенков комического, при всем его национальном и историческом многообразии сущность его всегда одна: оно выражает общественно ощутимое, общественно значимое противоречие, несоответствие явления в целом или одной из его сторон высоким эстетическим идеалам. Комическое казнит смехом несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия.   Проанализировав литературу  и другие источники  по теме, можно сделать следующий вывод:

1. Смех внимательно следит за ходом времени. Мы живем во времени, мы сами есть время и путешествуем по жизни со скоростью самой жизни. Каждая эпоха и каждый народ обладает особым, специфическим для них чувством юмора и комического, которые иногда непонятны и недоступны для других эпох. Таким образом, как менялось мировоззрение, так менялась и архитектура, которая отражала их принципы и взгляды.

2. Смех и время – два понятия, плотно соприкасающиеся  друг с другом. В зависимости от того как меняется общество, его мировоззрение,  так и меняются взгляды на то, что смешно. История смеха прошла путь от «карнавального» смеха, массового, ритуального до общественного осмеяния человека и его пороков, таким образом, смех становится неотъемлемым звеном повседневности. Человек – единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех. И до тех пор, пока будет существовать человек, будет существовать и смех, и его история будет развиваться.

3. Сфера комического сложна и разнообразна. В нем выделяются различные стороны и оттенки: от мягкого юмора, насмешливой иронии до устрашающего гротеска и разоблачающей сатиры. По мнениям ученых, архитектура — единственный вид искусства, лишенный чувства юмора.

Но мы в ходе наблюдений выяснили, что в архитектуре присутствует эстетические категории комического, которые получили наиболее широкое распространение. Даже послужили основами для формирования новых архитектурных стилей и типов зданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

  1. Р. А. Куренкова. Эстетика. Учебник для вузов. М:Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 359с.
  2. В.П. Шестаков. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М: «Искусство», 1983 г. – 349с.
  3. Ф.Т. Мартынов. Философия. Эстетика. Архитектура. Екатеринбург, 1998г. -  354с.
  4. Л. В.Карасев. Философия смеха. М: РГГУ, 1996 -  232с.
  5. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М: Издательство "Лабиринт",  1999. – 288с. 
  6. Ю. Б.Борев. Эстетика: Учебник. М: Высш. шк., 2002. — 511с.
  7. Н. Кондратова. КИТЧ: НЕ-ИСКУССТВО НЕ-ЭЛИТЫ 
    ЭТИМОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ: РАН "Общественные науки и современность" , 2000.
  8. Комичное: откуда берется смех? Эстетическая природа комического, 2009. [электронный ресурс] Режим доступа. — http://komichnoe.ru/content/alogizmy

 

 


Информация о работе Отражение категории комического в архитектуре