Отчет по музейной практике в Белгородском музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 20:52, отчет по практике

Краткое описание

Предназначение музейной практики в педагогическом вузе – пробуждать у будущих учителей интерес к познанию искусства, культуры, истории, языку родной страны через музей и его коллекции, воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры и формировать умения и навыки, позволяющие эффективно использовать полученные в ходе практики знания в профессиональной педагогической деятельности.
целью музейной практики является углубление и закрепление теоретических знаний по истории русского языка и литературы, культурологии и отечественной истории, полученных в вузе, овладение умением применять эти знания во внеклассной работе с учащимися. Достижение этой цели предполагает решение таких задач, как:
знакомство с основами музейного дела;
ознакомление с экспозицией и фондами литературных, художественных, краеведческих и др. музеев;
подготовка пробной тематической экскурсии.

Вложенные файлы: 1 файл

050301.65 музейная практика.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры.

 

8. Методические рекомендации по организации практики

8.1. Методические рекомендации преподавателю

 

Задания студентов напрямую зависят от формы выполняемой  работы.

Фондовая работа предполагает выполнение практикантом следующих  задач: 1) обобщение информации, полученной в ходе поисковой работы, а также сведений из книжных источников; 2) организация их в тематические блоки с целью обеспечения возможности проведения экскурсий, рассчитанных на различную степень охвата материала и подробности изложения информации о нем с учетом особенностей аудитории, актуального аспекта представления экспоната, приуроченности экскурсии к тому или иному событию (празднику) и т.п.; 3) составление экскурсии.

Поисково-экспедиционная работа направлена на изучение быта и  культуры русских в Сибири. Сбор энографических данных осуществляется в совокупности с языковым материалом, что позволяет получать ценные этнолингвистические сведения. В ходе поисково-экспедиционной работы студентам приходится общаться с информантами. Следует учитывать индивидуальные особенности речи региональной языковой личности. Полученные сведения могут нести важную лингвистическую и культурологическую информацию, которую можно использовать как для создания экскурсии, так и в научно-исследовательских целях. Поэтому во время беседы с информантом важно создать обстановку, способствующую непринужденности, естественности речевых проявлений опрашиваемого. Лучше, если запись осуществляется с помощью диктофона либо работа ведется в паре, когда один студент занят разговором, а второй – его фиксацией. При этом особое внимание следует уделять звучащей речи, внимательно отслеживать все диалектные или просторечные особенности ее фонетики, лексики, грамматики.

Вне зависимости от того, какое направление сбора материала  было выбрано собирателем (этнолингвистическое, топонимическое), собранная информация должна подвергаться паспортизации и картографированию.

Паспортизация данных включает в себя:

  • описание населенного пункта, где проводится сбор материала (название, дата основания, состав населения);
  • сведения об информантах (фамилия, имя и отчество; национальность; возраст; образование / уровень грамотности; профессия / род занятий; время проживания в населенном пункте; если информант не является коренным жителем, нужно указать, когда / в каком возрасте и откуда он приехал);
  • дату фиксации материалов.

Картографирование представляет собой первичную обработку сплошной записи речи информанта и предполагает каталогизацию собранных единиц (этнографизмов, микротопонимов) единиц с учетом актуальных оснований их описания. Структура карточки может включать в себя следующие элементы:

  • заголовочное слово (этнографизм, микротопоним) с указанием особенностей произношения (в т.ч. ударения), словоизменения и вариантов;
  • толкование слова и / или описание именуемого объекта;
  • раскрытие мотивационного значения (история наименования);
  • этимология и этимологические легенды;
  • контекст употребления;
  • ссылка на первичную (полнотекстовую) запись.

Музееведческая работа связана с изучением деятельности конкретных музеев г. Томска, Томской области и других регионов. Прохождение практики в рамках музееведческой работы предполагает подробное знакомство студентов с типами и профилями музеев, а также принципами описания музейных объектов. Такие описания должны обязательно включаться в текст экскурсии в качестве поясняющей информации.

Музееведческая форма  работы может быть успешно реализована  как на выездной практике, так и  в г. Томске. Разветвленная система музеев нашего города и области позволяет собрать богатый материал для подготовки самых разнообразных экскурсий, как музейных, так и пешеходных.

 

8.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

СХЕМА ОТЧЕТА О МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

 

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка с указанием объекта исследования, целей и задач, характеристикой фактического материала (количество, дата сбора, источники).
  3. Индивидуальное (тематическое) задание: определение формы работы по сбору материала и темы экскурсии.
  4. Дневник практики.
  5. Методическая разработка внеклассного мероприятия-экскурсии.
  6. Список использованной литературы и источников.
  7. Приложения (иллюстративный материал: рисунки, ксерокопии, фотографии; тексты, аудио- и видеозаписи бесед с информантами; виртуальные экскурсии в форме презентаций и т.п.).
  8. Заключение группового руководителя.

все прилагаемые материалы необходимо пронумеровать; иллюстрации размещаются на последних страницах отчета; материалы на магнитных или электронных носителях (кассеты, диски) должны иметь помету «Приложение (номер) к отчету (ФИО автора, год)»; в тексте отчета должны присутствовать отсылки к приложениям.

 

примерные темы экскурсий

В соответствии с собранными практикантами материалами и  имеющейся литературой рекомендуются  следующие примерные темы экскурсий (в соответствии с формой прохождения  практики).

Следует учитывать, что  предложенные темы представляют только общие направления экскурсионной деятельности практикантов, в связи с чем темы разрабатываемых студентами-практикантами экскурсий могут уточняться и стилистически видоизменяться в зависимости от конкретных целей, которые ставит перед собой автор экскурсии, особенностей аудитории и т.п.

 

Фондовая работа

 

Русская изба в Сибири (структура, внутреннее убранство).

Русская печь.

Традиционная русская (сибирская) кухонная утварь (посуда).

Русский (сибирский) стол: традиционные крестьянские кушанья  и напитки.

Русское (сибирское) чаепитие.

Одежда, обувь и головные уборы в традиционном костюме  русского (сибирского) крестьянина (крестьянки).

Традиционные русские (сибирские) предметы обстановки (мебель).

Столовые и постельные принадлежности в русской (сибирской) избе.

Традиционные русские (сибирские) орудия прядения и ткачества.

Русская (сибирская) домашняя утварь в крестьянской обрядовости (свадьба, похороны, рождение ребенка, излечение от болезни, христианские и языческие праздники).

 

поисково-экспедиционная работа

 

Названия улиц

Названия площадей

Названия районов города

Названия остановок  общественного транспорта

Названия магазинов

 

Собственно  музееведческая работа

 

Исторические места  Томска (Пскова, Иркутска и т.д.).

Томск (Псков, Иркутск  и т.д.) в легендах и преданиях.

Томск (Псков, Иркутск  и т.д.) литературный.

Томск (Псков, Иркутск  и т.д.) архитектурный.

Храмы Томска (Пскова, Иркутска и т.д.).

Краеведческий музей  г. Томска (Пскова, Иркутска и т.д.)

Художественный музей  г. Томска (Пскова, Иркутска и т.д.)

 

 

Программа составлена в  соответствии с Государственным  образовательным стандартом высшего  профессионального образования  по направлению подготовки специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

 

 

 

Программу составили:

 

 

к. ф. н., доцент кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе                                                   О. В. Орлова

 

к. ф. н., доцент кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе                                                   И.В. Никиенко

 

к. ф. н., доцент кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе                                                  Л.И. Ермоленкина


Информация о работе Отчет по музейной практике в Белгородском музее