Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:05, реферат
В XIX веке до Чайковского существовали три направления в балетном искусстве: итальянская, французская и русская школы. Хотя первые упоминания о русском балете встречаются еще в XVII веке, развитие его начинается позднее, расцвет же падает на начало XIX века, когда «Дидло венчался славой», как писал Пушкин, и царила «божественная» Истомина. Пушкинские строки отражали реальность: первыми людьми в балете XIX века долгое время были совсем не композиторы, а балерины и балетмейстеры. «Второй» по отношению к первенству танца была и музыка, выполняющая часто только ритмические функции. Хотя хореографы пытались сблизить танец и музыку, все же музыке отводилась второстепенная роль. Оттого крупные композиторы редко брались за балет, считая его жанром «низким», прикладным.
Введение 3
Симфонизм балетов П.И. Чайковского 4
Балет «Лебединое озеро» 7
Балет "Спящая красавица" 16
Балет "Щелкунчик" 21
Заключение 24
Список литературы 25
Рядовой зритель восторженно принял «Спящую красавицу». Критики и зрители были в данном случае единодушны. Брат композитора – М.И. Чайковский – писал о постановке: «Успех был колоссальный, но высказывавшийся… не в бурных проявлениях восторга во время представления, а в бесконечном ряде полных сборов.» Это была крупнейшая победа русского балета и победа Чайковского и Петипа. С этого момента начался самый блестящий период деятельности маститого балетмейстера.
Появление «Спящей красавицы» знаменовало собой подъём русского балета. Спектакль шёл при переполненном зале. Среди собравшихся можно было встретить представителей самых различных слоёв городского населения. Наряду с придворной аристократией, гвардейским офицерством и балетоманами в балете появилась передовая интеллигенция и студенческая молодёжь. Успех нового балета из года в год возрастал.
Победа, одержанная авторами «Спящей красавицы» намного превзошла их ожидания. Этот спектакль не только окончательно утвердил новое место музыки в балете, не только был торжеством строгой формы осмысленного классического танца, то есть русской школы, и вторым после «Лебединого озера» русским балетом мирового значения, но и предопределил дальнейшее развитие отечественного танцевального искусства.
Успех спектакля восстановил веру русских деятелей балета в свои творческие возможности и в свои силы, пошатнувшуюся в период блистательной деятельности итальянских балерин, и вынудил зрителя, несмотря на его преклонение перед Западом, признать русский балет лучшим в мире. Кроме того «Спящая красавица» вернула русскому балету прогрессивное значение и его глубокую содержательность, которые на это раз выражались в музыкальной драматургии произведения.
В конце 1890 года П.И. Чайковский начинает работу над балетом «Щелкунчик». Чайковский на этот раз принялся за работу нехотя и не сразу. Объяснение к этому следует искать в том, что ему было неясно, как определить основную идею спектакля. Заканчивая балет, который он в начале называл «гадостью» Чайковский испытывал чувство удовлетворения.
Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского.
Балет сочинялся Чайковским в течение 1891-1892 года по заказу И.А.Всеволожского. Интересно, что сюжет известной сказки Гофмана знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище императорских театров в Петербурге. Позже он разработал сценарий для Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля.
В августе 1892 года начались репетиции балета, но они очень скоро прекратились из-за болезни Петипа. Здоровье 70-ти летнего балетмейстера ухудшалось, и постановка «Щелкунчика» была передана по его рекомендации Льву Иванову.
Иванов любил и чувствовал музыку Чайковского. Его глубокая эмоциональность волновала балетмейстера и будила его творческую фантазию. Он ясно отдавал себе отчёт в сложности хореографического прочтения партитуры композитора, которая могла рассчитывать на успех только при условии коренного изменения подхода к танцу и его построению. Но крайне сжатые сроки, оставшиеся до выпуска спектакля, исключали возможность приведения в исполнение его замысла. Поэтому Иванов поставил перед собой задачу лишь наилучшим образом и наиболее точно выполнить в срок режиссёрско-балетмейстерский план Петипа.
Задача балетмейстера состояла в том, чтобы глубоко проникнуть в смысл музыки, верно определить развитие музыкальной драматургии и средствами танца донести до зрителя основную идею произведения. Каждый балет с симфонической музыкой требовал своей особой танцевальной выразительности.
Как зрители, так и пресса восторженно приветствовали «Щелкунчика». Своим новым балетом Чайковский закрепил победу, одержанную «Спящей красавицей». Его реформа балетной музыки была к тому времени уже признана всеми музыкальными и хореографическими авторитетами.
Для композитора его новый балет был продолжением и развитием всё той же темы борьбы добра и зла, которая была начата в «Лебедином озере» и продолжена в «Спящей красавице». «Щелкунчик» венчал балетную трилогию Чайковского. В первом его спектакле добро терпело поражение, герой был инертен и беспомощен, торжествовал обман, и лишь отсвет занимающейся зари вселял надежду на грядущий рассвет. «Спящая красавица» заканчивалась полной победой света над тьмой, герой в ней был упорен, решителен и смел, что предрешало его успех, но он не вступал в открытую борьбу со злом. В «Щелкунчике» эта тема нашла дальнейшее развитие. Здесь герои уже смело вели борьбу за победу добра.
Как и при создании двух первых своих балетов, Чайковский на этот раз благодаря свойственной ему эмоциональности чутко отзывался на всё то, что волновало в те дни прогрессивные круги русского общества. Он внутренне ощущал повсеместно растущее стремление людей избавиться от скучного мещанского благодушия и вырваться из безрадостной мрачной действительности к добру и свету. Вместе с тем он чувствовал, что достигнуть этого без борьбы невозможно.
«Щелкунчик» сразу получил всеобщее признание у самых широких слоёв русского балетного зрителя и музыкального слушателя, прочно вошёл в репертуар как классическое произведение мировой хореографии и ещё раз доказал решающее значение музыкальной драматургии в танцевальном спектакле.
Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского. Содержательная многослойность сказки Гофмана и ее музыкальное воплощение в балете Чайковского было замечено лишь в ХХ веке.
Музыка Чайковского отличается глубиной идей и образов, богатством переживаний и захватывающей эмоциональностью, искренностью и правдивостью выражения, ярким мелодизмом и сложными формами симфонического развития. Он осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии.
Его произведения дали новый толчок для развития балетной музыки, послужили основой для начала переосмысления роли музыки в балете. «Лебединым озером» был открыт по-настоящему русский балетный театр с его изящностью, эмоционально-образной насыщенностью. «Спящая красавица» и «Щелкунчик» утвердили значение музыкального наполнения спектакля.
Информация о работе П.И. Чайковский и его балеты на русской сцене