Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:03, реферат
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в патриотическом воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия наминается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Анализ и обобщение полученных результатов
(даёт возможность
получить общую картину уровня
развития детей русским
Все данные обследования детей записываются в тетради по следующей форме:
№ |
Список детей |
Показатели уровня развития детей русским музыкальным фольклором | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общая оценка |
Уровень развития | ||
1. |
|
|
||||||||
2. |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
|||
3. |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|||
4. |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
|||
5. |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
|||
6. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
|||
7. |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
|||
8. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
|||
9. |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
|||
10. |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей - 7.
Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле:
Уровень музыкального развития = 1+2+3+4+5+6+7
1 - эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
2 - наличие элементарных знаний о народных традициях
3 - формирование певческих навыков
4 - багаж народных игр
5 - владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)
6 - знание русских народных инструментов
7 – художественно-творческое развитие
Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)
Уровни |
Итоговые показатели (в баллах) |
Оптимальный |
3,5-4 балла |
Высокий |
2,4-3,4 |
Средний |
1,3-2,3 |
Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста
IV (оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором - 3,4-4 балла.
Ребенок
обладает устойчивым интересом к
музыкальной деятельности, ярким
эмоционально-оценочным
III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором - 2,4-3,4 балла.
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.
II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором - 1,3-2,3 балла.
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная методика строится как на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры, так и на самостоятельном её перенимании, использовании обучающих возможностей собственно детского коллектива.
Подбор репертуара основывается на опыте народной педагогики, учитывающей:
а) возрастные и индивидуальные возможности детей;
б) возможности различных жанров и конкретных произведений фольклора в обучении культуре;
в) связь музыкального фольклора с народным календарём, чередой праздников и будней, семейными событиями и т.д.
Проведённая работа позволяет сформулировать следующие выводы:
- разработаны и проверены в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклороного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых);
- у детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально-фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д.С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.
Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводятся у нас в саду. В сентябре – «Рябинкины именины»; в октябре – «Покров», «Капустные вечёрки»; в ноябре – «Осенины», «Посиделки»; в декабре – «Екатерина-саночница», «Варварины морозы»; январь – «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет!», «Вечер загадок»; февраль «Масленица»; март – «Сороки»; апрель – «Благовещенье - птиц на волю отпущенье», «Ярмарка»; июнь – «Праздник берёзки».
Каждое мероприятие включает в себя множество народных подвижных игр, песен, хороводов, народных танцев, сценок народного театра и др. Самые любимые детьми игры «Золотые ворота», «Слепая курица», «Пятнашки» с верёвочкой, «Жмурки», «Катай каравай», «Колёса», «Бегающие воротики», «Воробей и огородник» и др.; игровые танцы «Деревенская полечка», «Светит месяц», «Комаринская», «Чижик», «Смоленский гусачок»; хороводные игры с пением у малышей «Плыла утеня», «Репка»; у ребят постарше «Выбирай», «Вася-утёночек», «Летели две птички» и др.
Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений или театральных представлений, делает внешний и внутренний мир ребенка ярче.
Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.
Диагностика составлена таким
образом, что она выявляет наличие
знаний, умений, навыков на начало года
и в конце года по вопросам: певческие
навыки, игровые и танцевальные навыки,
овладение фольклорным
Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май.
Но поскольку освоение традиционной культуры – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно- пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа, развития дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками, то результативность занятий проявляется в самостоятельных организациях сюжетно- ролевых игр, досугов, вечеров развлечений.