Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа
Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.
Введение ………………………………………………………………3
Зарождение пейзажной живописи в России …………………..…… 3
Исаак Ильич Левитан ……….……………………………………..... 4
Заключение ………………………………………………………….. 25
Рисунки и акварели Левитана
составляют органическую часть его
творчества. В них так же, как и в картинах,
выразились поэтическое восприятие природы
художником, глубокое проникновение в
ее жизнь, умение подметить тончайшие
движения, изменение освещения. Часто
беглая набросочность рисунка, фиксирующего
натуру, делает его особенно выразительным.
В движении карандаша как бы непосредственно
запечатлевается живое, неповторимое
переживание, очарованность художника
созерцаемым пейзажем. Рисунки Левитана
— это всегда рисунки живописца. Большинство
из них являлись либо этюдными, либо эскизными
набросками, которые в дальнейшем так
или иначе использовались в картинах.
А самостоятельные рисунки и акварели
были схожи с его живописными работами.
Левитан не был таким рисовальщиком, таким
«графиком», как, например, Иван Шишкин,
хотя в основе его картин всегда лежит
верный и крепкий рисунок. Им обусловливаются
ясность и определенность форм природы
и в таких картинах, где все находится
в движении, кажется фиксацией мгновенного,
как, например, в «Березовой роще» или
«Свежем ветре». Прекрасное знание форм
и владение рисунком позволяли Левитану
в самых поздних работах сохранять реалистическую
верность и точность изображения при сильном
обобщении предметов и даже при известной
стилизации. В рисунках Левитана раскрывается
умение мастера не только компоновать
картину, но и «композиционно» видеть
саму натуру. Некоторые из рисунков очерчены
как бы рамкой. Это значит, что, в отличие
от чисто натурных, подсобных зарисовок,
эти наброски показались Левитану «картинными».
Творческая эволюция Левитана, естественно,
отражается и на его акварелях. Мы можем
проследить, как, в соответствии с более
углубленным пониманием природы, со все
возраставшей целостностью и обобщенностью
ее трактовки, видоизменялись манера,
язык изобразительных средств художника:
от ранних работ 1880-х годов с подробной
передачей натуры к гораздо более уверенным
и вместе с тем лаконичным зарисовкам
1890—1895 годов, сделанным во время первой
поездки за границу и на Волгу, затем —
к широкой, свободной, динамичной манере
поздних вещей. Рисунок Левитана конца
1890-х годов не только не стал менее точным,
но, напротив, в нем четко прослеживается
умение автора одной линией очертить форму,
наметить предмет. Художник достигает
особой живописности не штриховкой или
растушевкой, передающей тональные переходы,
а умением сделать линию похожей на мазок
кисти. Так рисунок позволяет нам увидеть
нечто новое в знакомом творчестве художника.
Левитан был не только замечательным мастером,
но и превосходным педагогом. Приняв в
1898 году предложение стать руководителем
восстанавливаемого в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества пейзажного
класса, он всего за полтора года сумел
возродить этот класс. Он поставил преподавание
в нем на столь прочную основу, что сменившему
его Аполлинарию Васнецову оставалось
только продолжить начатое дело. Левитан
смог это осуществить потому что отнесся
к новой для него сфере деятельности, к
педагогике, с тем же увлечением, с той
же мерой ответственности, какие он проявлял
и в своем творчестве. А это не могло не
дать результатов, не могло не увлечь впечатлительную
молодежь. Он стремился обучать не только
пейзажной живописи, но и основам живописи
вообще, живописной культуре и мастерству.
Более того, наряду с обучением он вел
с учениками беседы об искусстве и литературе,
рассказывал им об Александре Герцене,
Виссарионе Белинском, Николае Чернышевском.
Преподавание Левитана было новаторским
и оригинальным, оно вносило нечто свежее
в жизнь Училища. В этом Левитан был схож
с педагогом Серовым. Зимой на занятиях
в классах Левитан ввел пейзажные постановки,
также он придавал большое значение писанию
цветов. Весной практиковались работы
на натуре, что явилось восстановлением
традиций Саврасова. Главным в педагогике
Левитана было, как и у Саврасова, воспитание
в учениках любви к природе, умения ее
воспринимать, видеть и понимать. Он учил
молодежь быть самостоятельной, не подражать
ничьей манере. «Не помните картин», —
наказывал он. Это означало: подходите
к природе непосредственно, умейте смотреть
на нее своими глазами, видеть ее по-своему.
Требуя неуклонно естественности и близости
к природе, реалистически верной ее передачи,
Левитан был далек от проповеди пассивного
воспроизведения увиденного, учил делать
из впечатлений, получаемых от природы,
нужный для искусства отбор. Высоко ценя
работу над этюдом с натуры, Левитан в
педагогике, как и в своем творчестве,
ни в коей мере не отрицал картины, не утверждал
культа этюда. Ученикам он внушал, что
этюд лишь средство, лишь путь к картине.
Обладая замечательной зрительной памятью,
он рекомендовал всячески ее развивать,
ибо считал, что без зрительной памяти
нельзя написать картину даже с этюда.
Пребывание Левитана в Московском училище
живописи было, несомненно, ярким периодом
в жизни этой художественной школы. Но
еще большее значение для развития русской
пейзажной живописи имело воздействие
самих работ Левитана, его исканий и достижений.
Оно не сводилось только к прямому повторению
так называемых левитановских мотивов,
а было интересно как раз принципиальным
усвоением левитановских открытий. Насколько
они были значительны, как велико было
их влияние, можно понять из одного примера.
Известно, что Левитан редко писал зиму
и вообще снег, чаще изображая его остатки
в весенних пейзажах. Но однажды он взялся
за такой мотив. Речь идет о картине «Март»,
в которой все только дышит предчувствием
весны и которая является изображением
еще зимнего солнечного дня. Обратившись
к этому новому для себя мотиву, Левитан
создал пейзаж, ставший открытием в русской
пейзажной живописи. Так цветно и живописно,
с голубыми тенями, никто до него не писал
снег, освещенный солнцем; никто так не
изображал весеннее небо и деревья. После
Левитана подобный мотив стал любимой
темой русской пейзажной живописи, занявшей
большое место в творчестве Игоря Грабаря,
Константина Юона и других.
Закелючение
Исаак Левитан принадлежит
к числу самых признанных и
любимых русских художников. Около
его картин вспоминаются слова Чехова
из рассказа «Дом с мезонином»: «На
миг на меня повеяло очарованием
чего-то родного, очень знакомого, будто
я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве».
Богатство высоких душевных переживаний,
эстетические радости, получаемые при
созерцании таких, казалось бы, знакомых
картин природы, составляют основу популярности
этого мастера, любви к нему.
Умение увидеть в современном непреходящее,
в небольшом пейзаже отобразить страну
и эпоху сказать о них так много и непосредственно-поэтически
— это замечательное единство мысли, чувства
и живописного видения составляет драгоценную
сущность великого наследия Исаака Ильича
Левитана"