Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:28, доклад
Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло - это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само по себе является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслится как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности.
Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло - это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само по себе является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслится как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству одно из величайших событий в истории человечества.
Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась выше биологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств.
В широком смысле слова искусство - это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда - высокое искусство рук, чувств, мысли, так как нужно, чтобы рука точно следовало образу, имеющемуся в сознании, воспроизводило его в движении. Возможно, сама рука является одним из первых человеческих образов. Не зря ведь младенец может внимательно и подолгу разглядывать ее, запечатлевая ее вид в пробуждающемся сознании.
Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы когда-то простейшие орудия труда. И качество этих орудий определялось тем, насколько они удобны для рук. Но можно представить себе какой-нибудь инструмент высшего качества, который так хорошо и искусно сделан, что им по прямому назначению и пользоваться-то жалко. Это уже не просто инструмент, а настоящее произведение искусства. Это скорее не средство труда, а предмет, доставляющий непосредственно эстетическое наслаждение - такое состояние, в котором человек удовлетворен созерцанием, сознанием того, что доставляющий ему радость или приятное волнение предмет существует и вполне доступен для него. Но разве не ради подобного состояния человек напрягается, надрывается, испытывает лишения и далеко не всегда приятные волнения?
Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой - способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении.
Труд - отец всего человеческого, в том числе и искусства. Самые древние из найденных рисунков и скульптур относятся не к раннему детству человечества, а скорее, к его отрочеству. Элементарные орудия труда (кремневые скребки) человек начал изготовлять, выделившись из первобытного стада, - то есть сотни тысяч лет тому назад. Сотни тысяч лет должны были пройти, чтобы рука и мозг созрели для творчества.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества.
Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.
Какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.
Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это - условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.
Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.
Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.
Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.
Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.
Орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.
Земля - плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями - севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.
Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами - от небесных духов до духов умерших предков - очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство - постоянная тема народных сказок. Это - наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.
Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние - транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.
Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой - для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник - гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.
В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали.
Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца - «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.
Первобытное искусство прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Очевидно, это была необходимость в познании, в освоении мира. Она толкала человека к определенным действиям, которые он сам для себя объяснял как-то иначе и, конечно, фантастично, потому что и все его представления о причинных связях были достаточно фантастическими. И познание, и упражнение в охоте (вспомним глиняного медведя, пронзенного копьями) были для первобытных людей магическим актом, священным и вместе с тем вполне утилитарным. Потому что они верили в его немедленный практический результат, в его прямое действенное влияние. Убивая глиняного зверя, верили, что таким способом овладеют его живым «двойником». Надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края. Изображая лошадь с отвисшим животом и налитыми сосцами, надеялись повлиять на плодородие лошадей. Это еще не было собственно религией, собственно искусством и собственно познавательной деятельностью (как мы теперь их понимаем), но было первоначальным синкретическим единством всех этих форм сознания. Причем более всего походило все-таки на искусство - по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось. Вероятно, можно в этом смысле сказать, что искусство старше религии и старше науки.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1967. |
http://www.k2x2.info/ |
2 |
2. Белик А. А. Культурная антропология // Этнографическое обозрение. 2000. № 6. |
http://www.k2x2.info/ |
3 |
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. |
http://www.k2x2.info/ |