Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, лекция

Краткое описание

Первобытное искусство было открыто сравнительно недав¬но: в конце XIX — начале XX века.
Исторически искусство первобытности в своем развитии проходит ряд этапов: искусство палеолита (мустье), эпоха мезолита, эпоха неолита, эпоха бронзы. В содержательном плане первобытное искусство также проходит ряд стадий развития.

Содержание

1. Искусство в системе первобытной культуры.
2. Этапы развития искусства.
2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)
2.2. Культура эпохи мезолита (10—6-е тыс. до н.э.)
2.3. Культура эпохи неолита (6—2-е тыс. до н.э.)
2.4. Культура эпохи бронзы (около 2-го тыс. до н.э.)

Вложенные файлы: 1 файл

Первобытное искусство.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную композицию на плоскости. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в прибрежных горных районах Восточной Испании и в Северной Африке. Нанесенные динамичными штрихами мчащиеся фигуры разъяренных воинов (Испания, Морелли ля Вилла) показаны как бы с высоты птичьего полета, они исполнены решительности, целенаправленны в своих действиях. Эта полная экспрессии сцена сражения — свидетельство напряженной жизни древних людей. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов, меда, загон скота). В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданы легкие изящные движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объединяющего три фигуры.

2.3. КУЛЬТУРА  ЭПОХИ НЕОЛИТА (6—2-е тыс. до н.э.)

Этот период характеризуется  переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельности. Появились новые формы производства — скотоводство, техника обработки каменных орудий, развились гончарное производство и  строительное дело, совершенствовались ткачество и обработка кожи. Расширение источников существования, нарастающая активность человека привели к интенсивному заселению новых пространств, усилению межплеменной борьбы за захват земель и лучших охотничьих угодий. Поселения возникали на островах, в излучинах рек, на небольших холмах, используемых для защиты от нападения. Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с природой, что отражалось на развитии культуры в разных областях. Углубляющееся разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними, переход от матриархата к патриархату усложнили отношения между людьми. Наивно материалистическое восприятие природы, каким оно было у людей эпохи палеолита, исчезло. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысления жизни. Продолжало существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью. В искусстве эпохи неолита начали проявляться локальные особенности. Они дают возможность отличить неолит Египта и Передней Азии от неолита Европы. В наскальной живописи продолжал существовать схематический стиль изображения человеческих фигур и животных — так называемый «Лыжник» в Редей (провинция Нордланд, Норвегия), «Медведь» в Финнхаг в Афьорде (провинция Нордланд, Норвегия). Петроглифы, высеченные охотниками и рыболовами под открытым небом на скалах, гранитных валунах (отдельные изображения достигают высоты 8 м), изображают лосей, северных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, рептилий. Редко встречающиеся среди фигур животных человеческие фигуры схематичны. На северо-востоке Европы в районах Белого моря и на гранитных берегах Онежского озера неолитические охотники высекли вереницы лошадей, силуэты рыб и примитивных человеческих фигур. На территории бывшего СССР, кроме онежских и беломорских наскальных изображений, близких скандинавским, подобные изображения животных находятся в Крыму, на Кавказе, Урале, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Выдающейся художественной ценностью, эпической мощью и лаконизмом отличаются петроглифы Каменных островов на Ангаре. Они позволяют наблюдать связь искусства неолита с искусством палеолита.

Эпоха неолита обогатила  изобразительное искусство созданием  произведений монументальной антропоморфной скульптуры (Южная Европа, Средиземноморье). К их числу принадлежат изваяния так называемых «каменных баб» Северного Причерноморья, представляющие собой каменные столбы с округлыми головами и руками, сложенными у пояса. Во Франции их считали олицетворением богини  «покровительницы мертвых» (изображались и в технике рельефа на стенах пещер). При наличии ясно выраженной тенденции к схематизму (гигантообразные Кикладские идолы, мрамор, 2—3-е тыс. до н.э., Афины, Национальный археологический музей), в некоторых статуях связь с реальными формами не обрывается до конца (терракотовые женские фигуры из Триполя). Торс из Кара-Тепе (Каракумы, находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург) реалистичен, близок к эллинскому пониманию пластики. Интересна своей жанровой темой статуэтка «Сидящая женщина» (остров Мальта, около 2-го тыс. до н.э., музей Мальты).

Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, которые положили начало декоративному искусству. В то время как статуэтки животных все еще были близки к натуре, в изображениях женского божества земледелия часто проступали черты схематизма. Живое чувство пластики, присущее искусству палеолита, уступало место отвлеченным геометрическим формам.

Новые черты характеризуют  и художественные ремесла; их развитие было тесно связано с осознанием эстетической выразительности трудовых процессов. Чувство закономерности, присущее реальному миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта, в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, выявляющей его структуру. В основе орнамента — условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший орнамент появился как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем этот орнаментальный мотив рисовался. Возникли геометрические узоры, покрывавшие сосуды и другие предметы быта.

Переход к земледелию и скотоводству способствовал систематическому наблюдению человека за окружающим миром и его активному взаимодействию с природой, углублению знаний о ней.

Создавалась возможность  для восприятия выразительности формы, ритма, симметрии, которые образовывали основу композиции орнамента. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить трипольские сосуды (4—3-е тыс. до н.э., юго-запад европейской части бывшего СССР и территория ряда Балканских стран) различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд зигзагами, концентрические круги и т.д., имеющие разнообразное смысловое значение. Из повторения одних и тех же геометрических знаков возник правильный и сложный орнаментальный узор, линии которого в бронзовый век приобрели большую гибкость и упругость. В орнамент включились схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохранившие значение и в дальнейшем.

2.4. КУЛЬТУРА  ЭПОХИ БРОНЗЫ (около 2-го тыс. до н.э.)

В эпоху бронзы с появлением новых форм хозяйства и металлических (медь, бронза) орудий, совершенствовавших способ производства, произошло первое крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена товарами и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделялись пастушеские, занимавшиеся приручением и разведением скота. Был изобретен ткацкий станок.

На этой основе совершилось  второе крупное разделение труда — ремесло отделилось от земледелия. Продолжался дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. В долине Нила, в Двуречье и Китае возникли рабовладельческий строй, классовые государства. В других районах происходило объединение нескольких родов в племя, усиливалась роль старшего в патриархально-родовом обществе. Совершался переход к более высокой организации труда, обеспечившей накопление добавочных продуктов. Это создало благоприятные условия для развития сфер духовной деятельности человека: искусства, эпоса, фольклора, песни, музыки. Преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, т.е. духовными потребностями общества. Грандиозные, но простые по формам сооружения из камня возводились благодаря труду членов всей первобытной общины и выражали единство рода, его мощь. К мегалитическим сооружениям, т.е. выстроенным из громадных камней ( от греч. megas — большой, litos — камень), относятся менгиры, дольмены, кромлехи, найденные в различных странах Европы. Одинокие сигаровидные каменные столбы — менгиры (от бретонского men – камень, hir - длинный), доходящие порой до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекали рельефы, иногда их формы сближались с человеческой фигурой (юг России, Франция), рыбой (Армения) или изображением зверя (Сибирь). Возможно, менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями. Они возводились на возвышении, порой являлись центром поселения, тянулись параллельными рядами несколько километров. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.

Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах (от бретонского tol  - стол, men – камень, т.е. каменный стол). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, мегалитические сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5—2-му тыс. до н.э. Они возникали и позже.

Величественный характер архитектуры  этого времени выразился в аллеях менгиров — вертикально поставленных огромных отвесных камнях, которых насчитывается до тысячи. Равномерно расположенные параллельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный характер. Аллеи менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Особенно знаменита аллея менгиров в Бретани (Франция).

Более сложные мегалитические постройки  — кромлехи (от бретонского crom – круг, lech - камень) – отдельностоящие крупные камни, образующие в плане круг. Самый грандиозный из них возведен в Стонхендже (начало 2-го тыс. до н.э., Южная Англия) из огромных грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня.

В плане — это круглая  площадка диаметром 30 м, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода, внутреннее кольцо, в центре которого находилась большая каменная плита (возможно, алтарь), составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца.

Кромлех в Стонхендже — сложное пространственное построение, имевшее большое значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь появилась центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники — взаимоотношения несущих и несомых частей. В ритмическом чередовании пролетов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.

В эпоху железа (начало 1-го тыс. до н.э.) появился новый тип архитектуры — крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб, на территории современной Франции, Балканском полуострове, в Закавказье. Эти и другие памятники, например богатейшие погребальные сооружения — большие камеры в курганных погребениях вождей племени, свидетельствуют о наступающем распаде первобытного общества.

В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу, единство которого было основано на кровнородственных отношениях. С возникновением классового общества углублялось содержание искусства, расширялись его познавательные и эстетические возможности, складывались и развивались различные его виды, появились художники-профессионалы. Этот процесс, однако, сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.

Таким образом, первобытная  культура имеет синкретический характер с ориентацией на материальные, чувственно-утилитарные ценности. Развитие материальной культуры идет по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни с последующим переходом к земледельческо-оседлому. Художественная культура движется в направлении от раннего примитивизма ориньякской эпохи через расцвет искусства в мадленский период к схематизму и стилизации его в эпоху неолита.

 В сфере духовной  жизнедеятельности культивируются древние верования, магия, колдовство, дологическое мышление и мифы.

 


Информация о работе Первобытное искусство