Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:14, доклад
Пит Мондриан далеко не сразу пришёл к своему определению творчества. Он родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле. Позднее, став известным пейзажистом, он почувствовал, что живопись не интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания. Живопись (в толковании Мондриана тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное, не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов — отражение Божественного света. Богоискательство привело художника к теософии.
Доклад
на тему :
«Пит Мондриан»
Подготовила:
Комарова Татьяна,
МГУДТ
Группа ДГ-121
2012 г.
Введение:
Неопластицизм появился на свет в 1917 году. Главной чертой нового направления было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Так называемый закон прямого угла.
Около 1920 к нему добавился второй принцип, касающийся классификации цветов. По Мондриану красный, синий, жёлтый – цвета, а белый, серый, чёрный – не-цвета. Исчезает мазок, прямые контрастные линии подчёркивают плоскость. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности, чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль".
Новый стиль, для которого Пит Мондриан придумал название "неопластицизм", не был плодом работы одного, единственного человека. Мондриан внес в него свой вклад посредством достижения крайнего предела абстракции в своих основанных на "кубистском" мировоззрении картинах периода между 1914 и 1917 годами.
Период реализма
Пит Мондриан далеко не сразу пришёл к своему определению творчества. Он родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле. Позднее, став известным пейзажистом, он почувствовал, что живопись не интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания. Живопись (в толковании Мондриана тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное, не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов — отражение Божественного света. Богоискательство привело художника к теософии. Возникнув в России на рубеже столетий в трудах Е.Блаватской, теософское учение, объединяющее все мировые религии и уделяющее особое внимание истории культуры и искусства, стремительно распространилось в странах Европы, особенно в протестантских Скандинавии, Германии и Голландии. В мае 1909 г. Мондриан вступил в голландское отделение Теософского общества.
Ранняя работа Мондриана. Вид на дюны с пляжем и пирсом, 1909
Высокий кубизм
В состоянии творческого подъема, ставя перед живописью сверхзадачи по осмыслению и воплощению anima mundi, Mондриан осенью 1911 г. на выставке в Амстердаме впервые встретился с кубизмом Пикассо и Брака. Конструктивные формосозидательные и коммуникативные проблемы синтетического кубизма нашли немедленный отклик в творчестве философствующего с карандашом и кистью в руках голландца. Весной 1912 r. Mондриан уехал в Париж и начал работать в манере «высокого кубизма». В отличие от своих парижских предтеч, Мондриан не ставил перед кубизмом задач изображения предмета или природного мотива со всех возможных точек обзора, пользуясь приемами ротационного зрения.
Его «высокий кубизм» конструктивен
и аскетичен. Из композиций устраняются
не только цвет, сведенный к скупой
черно-серо-голубой гамме, но и массы,
предметность которых обозначена лишь
выразительными геометрическими линиями,
выявляющими внутренний костяк, основу
жизни архитектурных и
1911г. – знакомство Мондриана с кубистам.
Серое дерево, 1911 г.
Рождение неопластицизма
Позднее Мондриан
перешёл к беспредметному искусству.
В больших овальных композициях
тушью и углем он уподоблял
фасады церквей и морские виды
геометрическим структурам из вертикальных
линий. Наиболее выразительные листы
покрывались сетью
Композиция серии «Море» , 1914 г.
В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодого художника Тео ван Дусбурга (1883-1931), пытавшегося найти синтез живописи с современной архитектурой. В 1916 г. художники создали группу «Стиль», а в 1917 начали издавать художественный журнал с тем же названием «De Stijl». На страницах «De Stijl» Mондриан публиковал теоретические выкладки о законах формообразования, приведшие к рождению нового направления — неопластицизма («Nieuwe Beelding in de Schilderkunst»). Mондриан, полностью отказавшись от фигуративности, теоретически и практически исследовал природу абстрактного искусства, обосновывая ведущую роль в композиции вертикальных и горизонтальных линий, демонстрирующих равновесие противоположностей: отказ от перспективных построений, так как «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде»; и «абстрагированный от естественного цвета первоначальный цвет».
Композиция с красным, желтым, синим и черным. 1921
Пит Мондриан в своих теоретических исканиях доказывает преимущество абстрактной формы перед натуралистической:
«Новая пластическая идея не может использовать форму натуралистического или конкретного изображения, хотя последнее, в какой-то мере, обозначает универсум или, было бы правильнее сказать, скрывает его внутри себя. Но новая пластическая идея проигнорирует частности кажущегося мира, то есть натуралистические форму и цвет. Напротив, она найдет свое воплощение в абстрагировании от формы и цвета, в прямой линии и в ясном определенном первичном цвете».
Мондриан подчеркивал, что
неопластицизм является чистой живописью,
а не чем-либо иным, отличным от нее.
В этом заявлении он выступил как
классический мастер Первого авангарда,
оставляющий за живописью право
на исчерпывающую полноту
«Средства выражения остаются
прежними — форма и цвет, однако
существенно углубленные с
Сбалансированное взаимоотношение форм, равновесие противоположностей внутри живописной композиции, по мнению Мондриана, способствует изображению универсума в наиболее чистом виде, воплощению гармонии и единства, являющихся врожденными свойствами разума.
В своих теоретических опусах Мондриан
постоянно возвращался к
Концепция искусства, предложенная Мондрианом и нашедшая горячий отклик у его соратников — голландских художников Тео ван Дусбурга, Барт ван дер Лека и архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947) — представляла собой модель совершенной гармонии, доступной как для индивидуума, так и для общества в целом, и содержала в себе изрядную долю утопизма, рожденного в недрах протестантской культуры. Недаром Уд называл эстетику неопластицизма, воплощенную в живописи, сведенной к линии, пространству и цвету «протестантским иконоборчеством».
Композиция с синим , 1937 г.
Мондриан никогда не рассматривал свое искусство как "искусство ради искусства". Он считал, что "чистое и незамутненное частностями" изображение реальности и, главное, визуализация универсальной гармонии и уравновешенности первичны.
"Прояснение идеи
Изображение универсальной
гармонии должно находиться постоянно
перед глазами зрителя – в
этом состоит основная задача неопластической
живописи. Создание лаконичного образца
для подражания.
И первой победой, которую правильному
видению мира надлежало одержать в деле
строительства Новой Жизни, должно было
стать освобождение человека от трагедии:
"Мы можем избавиться
от гнета трагических
Эта идея выражена даже яснее
в одном его более раннем сочинении:
"Трагедия снимается только
посредством созидания некоего гармоничного
единства, а во внешней жизни для этого
гораздо меньше возможностей, чем в жизни
абстактной. В искусстве согласованное
единение одной элемента с другим может
быть реализовано чисто абстрактно, следовательно,
искусство опережает жизнь".
Эмиграция в США
В период Второй мировой войны в 1940 г. Мондриан эмигрировал в США. В бытность свою в Нью-Йорке художник в последний раз меняет стиль. "Космическая" эстетика уступает место более приземлённым категориям. Нью-Йоркские устремленные ввысь небоскребы и джаз нашли свой отклик в прямоугольных конструкциях неопластицизма. На смену строгим монохромным линиям и плоскости цвета пришли разноцветные полосы в композициях «Буги-вуги». Мондриан в 1943 г. оценивал свои открытия следующим образом:
«... деструктивная мелодия
является эквивалентом деструкции видимого
образа, подобия; конструкция рождается
в процессе оппозиции чистых элементов
— возникает динамический ритм»
Бродвей буги-вуги, 1942 г.
Нью-Йорк-сити, 1941-1942 гг.
Заключение
В отличие от большинства
своих современников и
Отчасти утопичные, наивные, но всегда
пронизанные жаждой точности, неподдельного
взгляда на действительность идеи Мондриана
могут показаться сейчас далёкими от истины
и спорными, но, может, в этом искреннем
желании действенно изобразить окружающий
мир, тем самым показать его естественный
облик, который одновременно и образец
для совершенствования, и заключается
главный смысл изобразительного искусства.
Мондриан считал, что искусство могло бы послужить для создания новой, образцовой реальности:
"Ощущение прекрасного,
освобожденного от
Несмотря на то, что мондриановским идеям не суждено было воплотиться до конца (во всяком случае, на данный момент), трудно отрицать их влияние на мировую культуру и отдельных художников. Даже у Василия Кандинского в работах 20-30 гг. (в период преподавания в Bauhaus) можно найти некоторые элементы строгой неопластической геометризации (в частности характерную сетку и 'шахматку') с использованием чистых цветов (именно цветов – с точки зрения неопластицизма).