Станковая скульптура – род скульптуры,
имеющий самостоятельное значение. Она
включает различные виды скульптурной
композиции (голова, бюст, фигура, группа),
различные жанры (портрет, сюжетная, символическая
или аллегорическая композиция, анималистический
жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие
с близкого расстояния, не связана с предметным
окружением и архитектурой. Обычный размер
станковой скульптуры – приближенный
к натуральной величине. Станковой скульптуре
свойственны повествовательность, психологизм,
часто используется язык метафоры и символа.
Одним из наиболее развитых жанров станковой
скульптуры является портрет (бюст, портретные
статуи, рельеф), дающий уникальную возможность
для восприятия – рассмотрение скульптуры
с разных точек зрения, что представляет
огромные возможности для многосторонней
характеристики портретируемого. Скульптурный портретизвестен со времен
Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер.
3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).
Монументальная скульптура является одним из
древнейших родов скульптуры, имевших
культовое, мемориальное назначение. К
монументальной скульптуре относятся
однофигурные и многофигурные композиции,
конные памятники, мемориальные ансамбли,
монументы в память выдающихся людей и
событий, памятные статуи, бюсты, рельефы.
Располагаясь в городской или природной
среде, она организовывает архитектурный
ансамбль, органично входит в естественный
ландшафт, украшает площади, архитектурные
комплексы, создавая пространственные
композиции, которые могут включать в
себя архитектурные сооружения, мемориальные
формы (триумфальная арка, триумфальная
колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями),
монументальную скульптуру. Монументальная
скульптура, рассчитанная на восприятие
с больших расстояний, выполняется из
долговечных материалов (гранит, бронза,
медь, сталь) и устанавливается на больших
открытых пространствах (на естественных
возвышениях, на искусственно созданных
насыпях). Большое значение в монументальной
скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная
трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180,
Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители
коней, Санкт-Петербург, Аничков мост,
1849–1850.
Род скульптуры, тесно
связанной с архитектурой и природным
ландшафтом, называетсямонументально-декоративной
скульптурой. Она занимается оформлением
фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных
арок, фонтанов, малых архитектурных форм,
включается в естественную среду садов
и парков. Скульптура может служить опорой
в архитектурной конструкции (атланты,
кариатиды) или украшать здания (фронтоны,
метопы, порталы, лепные плафоны, панно).
Парковая скульптура взаимодействует
с природным окружением, что определяет
ее лирическое звучание и тяготение к
аллегорическим образам. Монументальная
и монументально-декоративная скульптура
тесно связана с архитектурой.
Скульптура, будучи искусством
объемным, требует соответствующей организации
окружающего пространства, архитектурной
среды. В результате возникает синтез
архитектуры и скульптуры, что значительно
усиливает как идейную, так и художественную
силу произведения. Вопросы синтеза с
архитектурой – один из важнейших в понимании
и восприятии монументальной и монументально-декоративной
скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного
синтеза архитектуры и скульптуры представляет
собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.),
дворцовый ансамбль Версаля. Монументально-декоративная
скульптура начала развиваться с античности:
Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело
Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе
"Петр I" (1766–1778, Санкт-Петербург),
В. И. Мухина "Рабочий и колхозница"
(1935–1937, Москва).
Мелкая пластика, малая
пластика, скульптура малых форм – самый распространенный
вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась
еще на заре человеческого общества, ее
находят при раскопках самых древних поселений:
изделия из обожженной глины, резьба по
дереву, кости, камню. Пластика малых форм
– это небольшие произведения жанрово-бытовой
тематики, портретные статуэтки и др.,
изготавливающиеся во многих экземплярах
и рассчитанные на широкое распространение.
Мелкая пластика включает в себя как произведения
круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные
медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой(греч. glyptike, от glypho
– вырезаю) называют искусство резьбы
на драгоценных и полудрагоценных камнях,
на стекле и слоновой кости. Резные камни
(геммы) служили амулетами, печатями, украшениями
(Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург,
Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные
терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки,
японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки,
народную игрушку.
Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид)
являются портрет, бытовая скульптура,
тематическая композиция (двухфигурная,
многофигурная композиция), анималистический
жанр.
Одним из древнейших жанров искусства
в скульптуре является портрет – изображение человека
или группы людей, дающее представление
о внешности, внутреннем мире портретируемого.
Существуют определенные обобщения в
этом жанре: портрет-характер, показывающий
природные свойства человека; портрет-тип,
дающий характеристику определенному
типу людей; портрет-настроение, дающий
эмоциональную характеристику человека;
портрет-символ. Портрет в скульптуре
подразделяется на следующие формы: голова,
бюст, полуфигура, поколенное изображение,
фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс,
туловище) называют погрудное изображение
человека в круглой скульптуре. Появившись
в Древнем Египте, Древней Греции, бюст
получил яркое развитие в искусстве Древнего
Рима, был распространен в искусстве Возрождения,
17–20 вв. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф.
И. Шубин, В. И. Мухина).
Скульптура бытового
жанра показывает людей в
привычной для них среде, за постоянным
занятием. Скульптура этого жанра бывает
небольших или средних размеров. Работы
могут быть однофигурными и многофигурными.
Произведения на бытовые темы существуют
с древних времен, близки народному искусству,
популярны в мелкой пластике.
Произведения скульптуры,
относящиеся к тематической композиции, могут показывать
одну фигуру или несколько. Чаще всего
фигура дается крупным планом и это значительное
по размерам произведение круглой скульптуры,
изображающее человеческую фигуру в рост,
называют статуя (лат. statua). Для многофигурной
композиции важно такое построение группы,
при котором каждая фигура согласуется
с другими, не теряя при этом собственной
роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело
Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А. Майоль
Три нимфы).
Жанр скульптуры, посвященный изображению
животных, называется анималистическим жанром(от лат. animal – животное).
Анималист обращается к художественной
характеристике животного, его повадкам.
Выразительность фигуры, силуэт, расцветка
особо существенны в парковой скульптуре,
мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют
и животное и человек. Животных скульпторы
изображают начиная с первобытнообщинного
строя, они широко распространены в искусстве
Древнего Египта, в античной скульптуре
и в последующие эпохи.
На протяжении исторического
развития изобразительного искусства
сложились его жанры: портрет, пейзаж,
натюрморт, исторический и бытовой жанры.
В основе этого деления лежит обращение
к изображению различных сторон действительности,
к определенному кругу тем и образов. Сложение
современной системы жанров в искусстве
вызвано усложнением общественного уклада
и мировосприятия и относится к 15—16 вв.
Порожденные одними историческими условиями,
жанры исчезают или претерпевают Изменения
в других. В некоторые эпохи жанры приобретают
устойчивый характер, их сфера резко ограничивается,
в другие — границы между жанрами нарушаются.
Особенно полное выражение жанры получили
в станковой живописи, скульптуре и графике.
В портрете многогранные
представления о своеобразии характера,
личности данного человека, его внешнего
облика и духовной жизни иногда сочетаются
с раскрытием социально-типических черт.
Исторический жанр
повествует о значительных событиях общественно-гражданской
жизни, раскрывает трагические противоречия
истории, передает достоверность характеров
людей давно ушедших времен, обстановки,
костюмов и т. д. Бытовой жанр отражает
повседневную жизнь людей, социальный
и национальный уклад, нравы, быт.
Пейзаж воспроизводит
окружающую человека природу во всем многообразии
ее форм, облика, состояний, тот или иной
вид города, села, индустриального района.
В лучших пейзажах эмоциональность сочетается
с глубиной идейного замысла. Иногда в
пейзаж вводятся фигуры людей, но они играют
подчиненную роль. Основным остается природа,
в жизни которой участвует человек.
Натюрморт (от французского
выражения «мертвая природа») — изображение
мира вещей, утвари, орудий труда, плодов,
цветов. Этот жанр раскрывает особенности
предметов и вещей, характеризует их владельца,
а иногда способствует лучшему пониманию
мировоззрения и особенностей общественного
уклада той или иной эпохи.
Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее
наиболее существенные свойства и связи
явлений мира искусства, совокупность формальных и
содержательных особенностей произведения.
Жанры сформированы наборами условий;
многие произведения используют несколько
жанров посредством заимствования и объединения
этих условий. Возможные определения понятия
иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования
данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие
не сравнивается с исходным значением.
Скорее, все существующие произведения
отражают определённые условия, участвуя
при этом в создании определения понятия
жанра.
Содержание
[убрать]
Виды жанров[править | править
исходный текст]
Определение
жанра
Жанр — исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах
искусства. В каждом из видов искусства
деление на жанры имеет свои особенности
и не совпадает с другими видами. Тем не
менее, окончательного определения термина
«жанр» не существует, и понятия «род»,
«вид», «разновидность» часто используются
как его синонимы. При этом для каждого
из видов искусства характерно изменение
набора жанров в соответствии с эпохой.
Общая для искусствоведения в целом проблема
определения жанра актуальна и для кинематографа.
При этом проблема жанра связана с широко
употребляемым термином «жанровое кино»,
которое часто понимается как синоним
коммерческого кино, рассматривающего
фильм как продукт, востребованный зрителем,
и противопоставляется «авторскому» кинематографу,
имеющему в основе, по определению Маргарете
фон Тротта, самовыражение личности, индивидуума
или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф,
говоря об авторском кино, отмечал, что
«режиссеры, работавшие в этой системе,
благодаря силе своей личности, накладывали
определенный отпечаток на свои фильмы,
у них был определенный почерк, по которому
их сразу узнавали». В свою очередь, жанровое
кино должно подчиняться собственно «законам
жанра», или определенным стереотипам,
при создании фильма. Противопоставление
авторского и жанрового кинематографа
ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт
8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.
В то же самое время, существуют фильмы
авторского кино, которые можно с большой
степенью уверенности отнести к тому или
иному уже существующему жанру, т.е. понятия
"авторский" и "жанровый" вообще
говоря не взаимоисключают друг друга.
Так же есть случаи, когда успешный авторский
фильм порождал массу авторов-последователей,
что в итоге приводило к появлению в кинематографе
нового направления, закладывало фундамент
для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы стали
часто стали разделять на авторское кино
(которое иногда тоже может быть жанровым),
и так называемый "мейнстрим" (основную
массу прокатных, высокобюджетных фильмов,
которые обычно бывают "жанровыми"
для привлечения массового зрителя). Поскольку
успешные прокатные фильмы "мейнстрима"
делаются чаще всего с коммерческими целями,
то для их достижения обычно учитываются
уже сложившиеся "жанровые стереотипы"
и ожидания массового зрителя (вестерн,
боевик, мелодрама и т.п.). Это облегчает
выполнения коммерческих задач фильма
и создатели фильмов для широкой аудитории
обычно ориентируются на тот или иной
устоявшийся жанр и его "законы" в
процессе создания фильма. Такие фильмы
обычно гораздо легче поддаются стандартному
классифицированию, чем фильмы авторские,
служащие прежде всего целям самовыражения
режиссера-создателя авторского фильма.
Таким образом речь идет не о полном безоговорочном
противопоставлении авторского кино жанровому,
а скорее о том, что авторское кино обычно
на порядок сложнее поддается стандартному
классифицированию. В связи с этим, иногда
даже говорят обо всем авторском кино
как о своего рода отдельном жанре кинематографа.
Возникновение
и становление жанров
Понятие киножанра начало формироваться
с становлением студийной системы Голливуда.
Оно помогло систематизировать производство
фильмов и облегчило их продвижение на
рынке. Также, на протяжении «золотого
века» Голливуда, когда студии выпускали
кинофильмы сотнями, классификация предлагала
сценаристам некие шаблоны для работы.
Каждая студия специализировалась на
производстве фильмов определённого жанра:
Paramount Pictures - на комедиях, Universal Studios - на
фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer - на мюзиклах.
В это же время некоторые режиссёры стали
ассоциироваться у зрителей с конкретными
типами кинофильмов: Альфред Хичкок - с
триллерами, Джон Форд - с вестернами, Дуглас
Сирк - с мелодрамами. Однако прежде всего
зрители связывали определённые жанры
с актёрами: Джона Уэйна и Рэнфольда Скотта
с вестернами, Джеймса Кэнги и Эдварда
Г. Робинсона с гангстерскими фильмами,
Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами,
Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами.
Со временем актёры стали так тесно связаны
с определёнными жанрами, что появление
их в фильмах нового другого жанра становилось
сенсацией. В наше время жанры и актёрские
амплуа стали куда более гибкими, хотя
в сознании зрителей, например такие актёры
как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер,
Сильвестр Сталонне ассоциируются с боевиками,
Джим Кэрри и Лесли Нильсон - с комедиями.
Также существуют режиссёры специализирующиеся
на фильмах определённого жанра, например:
Уэс Крэйвен и Ламберто Бава - на фильмах
ужасов, Джон Хьюз - на фильмах для подростков,
Вуди Ален - на комедиях, Дэвид Цукер - на
пародийных комедиях, Джон Ву - на боевиках,
Роланд Эммерих - на фильмах-катастрофах.
За годы существования, популярные мотивы
стали клише и традиционные киножанры
стали приобретать новое иное толкование,
расхожие клише стали оспариваться и высмеиваться
и пародироваться.
Система жанров
Исследователи отмечают, что
чёткой системы жанрового кино в настоящее
время не существует. Согласно Большой
советской энциклопедии, жанры кинодраматургии,
относительно четко разграничивавшиеся
на ранних стадиях развития кино (приключенческий,
комедия, мелодрама и др.), становятся менее
определёнными, нередко взаимопроникают.
Киновед Д. Солунский также полагает, что
«мы имеем дело с динамическим процессом,
а не со статичной структурой. Процесс
жанрообразования идет на наших глазах.
Творческим продуктом, артефактом, становится
не только фильм, но и жанровая формула.
Раньше она не была творческим продуктом,
произведение вписывалось в какой-то жанр
автоматически, по объективным критериям.
А теперь это креатив.»
Зарубежные авторы также видят трудности
в определении и систематизации жанров.
Исследователь Дэниел Чандлер даже называет
эту проблему «минным полем теоретика».
Сомнению подвергается сама возможность
создания ясной и объективной системы
распределения фильмов по жанрам.
Роберт Стэм усматривает четыре ключевых
проблемы в исследовании жанра: объем
использования конкретного жанрового
термина; поиск жёстких критериев отнесения
к тому или иному жанру; чёткость определения
жанра, позволяющая отнести каждую картину
только к одному жанру; проблема эссенциалистского
подхода и изменения содержания жанра
с течением времени.
Вместе с тем, киновед Бордвелл обращает
внимание на то, что широкая публика и
кинопроизводители не уделяют внимания
академическим исследованиям в области
теории киножанра, а применяют собственные
жанровые ярлыки, которые являются не
жанрами в строгом смысле слова, но расхожими
определениями групп фильмов.
Практическое
значение жанровой системы кинематографа
Наряду с киноведческими классификациями,
опирающимися на свою собственную систему
критериев у классификации кинофильмов
на жанры есть отчетливая коммерческая
и маркетинговая задача - сориентировать
зрителя на предмет какой примерно фильм
он увидит в ближайшие несколько часов,
интересует ли его это зрелище и стоит
ли отдавать за просмотр фильма деньги.
Поэтому жанровая принадлежность фильма
обычно имеет большое значение в случае
его проката в кинотеатрах и показа на
телевидении.
Жанровая система
IMDb
Портал Internet Movie Database (IMDb) применяет
собственную систему деления фильмов
по группам, в которой одна лента может
относиться к нескольким «жанрам» одновременно.
Авторы сайта при этом делают оговорку:
«Что такое жанр? Жанр — это просто распределение
фильмов по определенным типам на основе
их стиля, формы или содержания. Многие
фильмы могут быть с легкостью отнесены
к таким категориям, как вестерны, драмы
или комедии. Но конечно, некоторые фильмы
не укладываются в эти рамки, поэтому этот
список условен.» В систему IMDb входят как
классические жанры, например, комедия
или приключенческий фильм, так и виды
кино, то есть документальное и анимационное,
а также телевизионные жанры, как ток-шоу
и новости. Жанровая система IMDb служит
примером достаточно прагматичного подхода
к решению теоретической киноведческой
задачи о классификации фильмов по жанрам.
Авторское кино
и «мейнстрим»
В качестве подхода к классификации
жанров следует упомянуть разделение
кино на «мейнстрим» и авторское кино.
Основные жанры «мейнстрима» достаточно
хорошо известны перечислены в таблице
ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации
до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков
кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен
на коммерческий результат. Поэтому его
можно гораздо отчетливее классифицировать,
чем кино авторское. Создатели коммерческого
кино тяготеют к определенным жанровым
решениям для того чтобы соответствовать
ожиданиям зрителей, как минимум окупить
многомиллионный бюджет фильма, извлечь
прибыль. Поэтому режиссеры достаточно
редко отваживаются на глобальные эксперименты
в коммерческом кино, часто ограничиваясь
внесением отдельных новаторских, авторских
элементов.
К авторскому кино часто также вполне
применимы классификации, подобные приведенным
в таблице, хотя ещё чаще бывает так, что
авторские фильмы очень плохо поддаются
уже устоявшимся разделениям кино на жанры.
В единичных случаях успешное авторское
кино даже порождает новые направления,
ранее не существовавшие. В авторском
кино особую роль играет личность автора-создателя
фильма, весь фильм носит отпечаток личности
автора, вплоть до самых мелких деталей.
Как правило автор является режиссером,
контролирующим процесс создания фильма
на всех его этапах. Помимо режиссуры создатель
авторского кино часто также активно участвует
в написании сценария, монтаже фильма
и прочем, что позволяет режиссеру достичь
большей степени раскрытия своих замыслов,
индивидуального видения картины окружающего
мира, полнее самовыразиться.
Таким образом, в случае с авторскими фильмами
становится не столь важным к какому именно
«типовому» жанру кино тяготеет (и можно
ли вообще отнести его к какому-либо из
уже существующих общепризнанных жанров
кино) созданный конкретным автором фильм,
сколько его неповторимая индивидуальность
и своего рода «непохожесть». Успешный
авторский фильм часто бывает новаторским,
уникальным, его трудно «положить на полочку»,
наклеить ярлык того или иного общеизвестного
жанра, тем самым в определенной степени
отделив от личности режиссера-создателя,
стандартным образом проклассифицировать.
Зачастую сами авторы-режиссеры весьма
болезненно реагируют на то, что их творчество
пытаются втиснуть в рамки тех или иных
стандартных классификаций и тем самым
в определенной степени обезличить, лишить
неразрывной связи с автором-создателем.
Чтобы подчеркнуть этот факт, иногда даже
говорят об авторском кино как об особом
отдельном кинематографическом жанре.
Феномен авторского кино известен очень
давно, существует и активно развивается
теория авторского кино, регулярно проводятся
фестивали авторского кино, существует
множество успешных режиссеров авторского
кино, завоевавших мировую известность,
привлекших множество последователей
и оставивших свой след в кинематографе
в виде созданных ими новых жанров и направлений
кино, обогативших своими находками язык
кино, создавших новые оригинальные приемы
операторской съемки, монтажа, подходы
к построению сценария, оригинальному
сочетанию изобразительной и повествовательной
компонентов фильма и мн. др.
Вместе с тем авторское кино — понятие
весьма динамичное, вызывающее массу споров
и по-разному определяется в зависимости
от субъективных предпочтений того или
иного теоретика кино.
Для массового зрителя гораздо большее
значение чем авторское кино, часто имеет
игровое кино «мейнстрима», общепонятное
«жанровое» кино, «художественные фильмы».
Их классификация приведена в таблице
ниже.
Жанры: