Понятие этнической общности, ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Совершенно очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнерадостности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой жизнедеятельности личности являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества, так как малые группы представляют собой социетальные микросистемы.

Содержание

Введение 2
Понятие этнической общности, ее структура 3
2.Исторические типы этносов 4
Этнические процессы в современном мире 7
4.Национально-этнические отношения. Межнациональные
конфликты 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ 2010готовыйДокумент Microsoft Word (2).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

                 Политическая власть отношения господства и подчинения,

существующие между «организованным меньшинством» - политической элитой и основной частью населения является третьим системообразующим элементом государства. Именно наличие политической власти как верховной государственной власти придает территории и проживающему на ней населению характер того или иного государства. Политическая элита, используя определенные ресурсы, навязывает большинству населения страны свою волю и направляет его поведение в определенное русло. Государственная власть - это политический институт, который носит постоянный, устойчивый характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть с самой государственной властью. Лица, входящие во властные структуры, часто меняются, но сами властные структуры длительное время (иногда целые столетия и даже тысячелетия) остаются неизменными.

Рассмотрение государства с точки зрения составляющих его компонентов не предполагает разделение государства и общества. Общество и государство, с точки зрения этого подхода, представляют единое целое. Однако государство является не только территориально-национальным образованием, но и ведущим политическим институтом общества, особой формой организации политической власти в обществе. С этой точки зрения следует выделить характерные черты - признаки государства, отличающие его от всего общества и других политических организаций.

В этом случае его составные компоненты становятся вместе с тем и характерными признаками государства, но в этом контексте они приобретают свою специфику. Кроме того, существует еще ряд важных признаков государства.

Основные признаки государства:

 

 

 

 

           1.  Единство   территории.   Государство    выступает как   единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

2. Национальное самоопределение. Государство объединяет все население. проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопределяющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпосылки для национального самоопределения, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, особой управляющей системы (механизма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. «Существование государственной власти, писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в чиновниках, армии. администрации, судах». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 6. С. 287). Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных институтов сформированных на их основе учреждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорноконтрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) органы государственной безопасности: д.) вооруженные силы.

4. Наличие права, Т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью

 

 

права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата.

5. Налоги - обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.

6. Суверенитет государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется. а) в общеобязательности ее решений для населения; б) возможности отмены постановлений. И решений негосударственных политических организаций; В) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств взаимодействия, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). Эти наиболее общие признаки присущи всем государствам. Но с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли при различных политических режимах, формах государственного правления, они имеют существенные различия.

Таким образом, государство - это особая форма политической организации власти, образуемая национальной или многонациональной общностью на определенной территории, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата) и материальнофинансовых ресурсов (налогов).

    

 

 

 

 

 

              4.Национально-этнические отношения. Межнациональные конфликты

      Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне. Складываются они не между народами, а между государствами.

Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные отношения. Они не относятся прямо к политике. Государство -понятие политико-правовое, поэтому международные отношения на самом деле являются межгосударственными.

Употребляя данный термин, подразумевают социальные, экономические и культурные проблемы международной жизни: место и роль государства и национальных интересов в формировании мировой политики, государственный суверенитет и национальная безопасность, источники и формы международных конфликтов и войн, пути и формы их разрешения и т.д. Да иное понятие охватывает очень широкий и очень разнородный круг явлений, поэтому очень сложно структурировать международные отношения, упорядочить их, выделить составные элементы. Тем не менее, очевидно, что в ряду ключевых, самых важных элементов международных отношений находятся национальное государство, внешняя политика государства, международная политика, международное право, которые, в свою очередь, включают круг более частных понятий, например, в международную политику входят такие явления, как международные конфликты и войны, терроризм, военно-политическое давление, баланс сил, национальный интерес, концепция коллективной

безопасности и др., а в международном праве центральным являются защита прав человека, право на вмешательство и т. п. Поскольку четкого разграничения между понятиями «международные отношения»,

«международная политика» и «международное право» не существует, то одни и те же явления могут входить в каждое из них. Так, защита прав человека выступает элементом международного права и международных отношений.

 

 

 

Конфликты между титульными и нетитульными нациями (русские в Казахстане и на Украине). Конфликты между коренным и пришлым населением (проблема беженцев).

Конфликты между национальным большинством и национальным меньшинством (русские в Прибалтике). Конфликты между репрессированными народами, получившими право возвратиться на родную землю, и населением, проживающим в данный момент на этой территории (проблема крымских татар).

Конфликты между нациями, требующими самостоятельности и права

выхода  из  состава  федерации,  и  федеральным  правительством,

препятствующим такому выходу (проблема Чечни и Татарстана).

Противоречие между стремлением малых наций отделиться и экономикополитической невозможностью просуществовать самостоятельно. Противоречие между ростом интереса к национальной культуре у малых народов и узостью культурного пространства, где можно реализовать этот интерес.

Противоречие  между  ростом  числа  национальных  школ  и

невозможностью их выпускников получить дальнейшее образование, прежде всего вузовское, на родном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

       Социальные общности - это    эмпирически     фиксируемые,  реальносуществующие объединения индивидов, представляющие собойотносительную целостность, которая может выступать как объект социальноговоздействия, обладать эмерджентными свойствами, т.е. вновь возникающими в

результате объединения характеристиками, не всегда присущими отдельным

индивидам. Например, в высокообразованном обществе могут быть люди с очень низким уровнем образования или вообще не образованные.

       Исторически детерминантами формирования социальных общностей были: условия социальной реальности, требующие объединения людей (например, охрана территории, зашита от внешних врагов); общие интересы значительной части индивидов; развитие государственности и возникающие вместе с ней формы организации людей в виде различных социальных институтов (например, института права и законодательства, поддерживающего определенные нормыповедения людей); совместная территория, предполагающая возможность межличностных (прямых и опосредованных) контактов.      Показателями социальной общности как целостности выступают условияжизнедеятельности, опосредованные различными политическими, экономическими и социальными особенностями; общие интересы взаимодействующих индивидов; приверженность конкретным определённым социальным институтам и ценностям; социально-профессиональные характеристики индивидов, объединенных в общность принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям.

 

 

Список использованной литературы

1.Волков Ю.Г.., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология:

Учебник. - М., 2002.

2.Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. - М.;Новая школа, 2003. З.Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс. 2004.

4.Политология. Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко 2-е ЮД., перераб. и доп, М., 2003.

5.Политология.. Серия, учебники и учебные пособия. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 6. Политология. Учебник для вузов. - М. 2003.

7.Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. М., 2003.

8.Фролов С.С. Социология. - М. 2004.

 

 

 


Информация о работе Понятие этнической общности, ее структура