Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

Содержание

1. Леонардо да Винчи......................................................................................................3
2. “Мадонна Бенуа”.........................................................................................................3
3. «Дама с горностаем»...................................................................................................5
4. «Мадонна Литта»........................................................................................................6
5. «Джоконда»................................................................................................................7
6. Автопортрет................................................................................................................9
7. Путь и тайна гения……………………………………………………………........10
8. Рафаэлло Санти.........................................................................................................10
9. Портреты…………………………………………………………………………….12
10. Портреты пап………………………………………………………………………12
11.Портрет Бальдассаре Кастильоне…………………………………………………12
12.«Мадонна Конестабиле»...........................................................................................13
13.«Автопортрет» ..........................................................................................................14
14.«Форнарина»..............................................................................................................14
15.«Донна Велата» …....................................................................................................14
16. Флорентийские мадонны………………………………………………………….15
17. «Сикстинская Мадонна» ….....................................................................................16
18. Мастер Высокого Возрождения…………………………………………………..17
19. Список использованной литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля».doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Что бы ни говорили о “Джоконде”, несомненно, что перед нами женщина  исключительная, женщина прекрасная. Нет, - не миловидностью или броской красивостью (изображение таких лиц Леонардо предпочитал избегать, а если уж приходилось, большую часть работы передавал ученикам). И юной ее не назовешь. Но как она хороша, как внутренне содержательна! Сколько достоинства в гордой посадке головы, каким высоким самосознанием веет от этого лица, сколько чарующей прелести в высоком, светлом лбе, в глубоких глазах, полных разума и понимания, сколько внутренней свободы во взгляде! Удивительная цельность образа, замыкаемого кольцом прекрасных рук, создает ощущение высшего совершенства. Во всем предшествующем искусстве Ренессанса не найти столь же проникновенного воплощения гуманистического идеала человека - прекрасного, возвышенного, духовно богатого.

 

Автопортрет

В эпоху Возрождения  художники имели обыкновение  помещать собственное изображение  где-нибудь в глубине полотен, над  которыми они работали. Возможно, Леонардо не стал исключением и запечатлел себя в роли юного пастуха на подготовительном рисунке к картине « Поклонение Волхвов». Среди прочих существует так же мнение, что он изображал свои черты для изучения пропорций человеческого лица. Но все это лишь догадки. Единственный портрет мастера, чья подлинность не вызывает сомнений, - это « Автопортрет»  размером 33*21 см, без которого теперь не обходится ни  одно иллюстрированное издание, посвященное творчеству Леонардо да Винчи.

«голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей»- пишет художник XVI века Джовани Ломаццо, глядя на портрет.

Леонардо создал «Автопортрет», когда  ему было около шестидесяти лет. Он посвятил всю жизнь изучению мира, природы и людей, а теперь, когда его творческий путь близился к концу, настал момент взглянуть на себя самого. Но не просто, как смотрят в зеркало, а посмотреть взглядом художника, способного проникнуть в самую суть вещей и умелыми движениями руки запечатлеть увиденное на плоской поверхности листа. Автопортрет, как ни что иное, обнажает мастера не только перед зрителем, но и перед самим собой. Кусочком красной сангины Леонардо набросал несколько линий, но, кажется, не мог быть более честен. Молодость- пора самолюбования, зрелости это ни к чему. Перед нами человек со взглядом мудреца с суровыми и в то же время спокойными  чертами. Мы видим не утомленного старца, а гения, обладающего невероятной внутренней силой, в котором все еще живет страсть. Леонардо серьезен, сосредоточен и полон решимости. Сквозь этот быстрый рисунок проступает законченный образ, к которому нечего добавить.

Долгое время судьба этого рисунка была неизвестна. Он был обнаружен лишь к концу XIX века, когда его выкупил у неизвестного коллекционера итальянский монарх Карл Альберт Савойский и передал на хранение в королевскую библиотеку города Турин. Искусствоведами замечено, что кого бы не изображал Леонардо, он невольно или сознательно придавал портрету сходство с собой.

Путь и тайна  гения.

Леонардо да Винчи  умер 2 мая 1519. Спустя столетия художник остается символом безграничных устремлений  человеческого разума, гением, наделенним почти сверхъестественными способностями, творцом и провидцем. Попытки проникнуть в такны, которые мастер оставил в наследство людям, сродни желанию понять что-то о самом искусстве как об одном из высших проявлений человека.

Рафаэль.

РАФАЭЛЬ,. Рафаэлло Санти  или Санцио (1483–1520), итальянский  живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Пять столетий имя Рафаэля окружено ореолом восхищения и поклонения. Современники, высоко ценившие его талант, назвали художника «божественный Рафаэль». И это не было преувеличением. Как никто другой из живописцев он умел убедить в правдивости своих образов и в то же время зародить в душе стремление к прекрасному.

Рафаэль прожил ровно 37 лет. Родился в страстную пятницу 6 апреля 1483 года, умер 6 апреля 1520 года тоже в страстную пятницу. Рафаэль  родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», он возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней), а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Отец сделался учителем сына. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Мастерскую Джованни Санти украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы.

В 1504 Рафаэль  впервые приехал во Флоренцию. В  следующие четыре года он попеременно  жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может  сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.

 

 Одними из лучших  работ в этом жанре, относящихся  к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов  Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По  приезде Рафаэля в Рим портрет  занимает более важное место в его творчестве. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина, ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Рафаэль — это завершение. Ибо все его искусство предельно  гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется  в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Ибо его искусство — радостное и счастливое. Ибо оно выражает некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. Ибо, в отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним. Ибо, в отличие от Леонардо, он — хотя и прожил гораздо меньше — успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог. А это значит — полное царство гармонии, красоты и добра.

Рафаэль не открывал новых  миров, в отличие от Леонардо и  Микеланджело, он не смущал современников  дерзостностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение.

           Портреты

Жанр портрета всегда оставался для Рафаэля второстепенным, особенно после его переезда в Рим, где почти все свое время он посвятил выполнению грандиозных проектов в Ватикане. Естественно, что он написал портреты двух пап, для которых работал: Юлия II  и Льва X. Помимо пап Рафаэль написал несколько портретов  своих выдающихся современников. В основном ему позировали люди его круга, как друзья, так и малознакомые люди. Портреты он предпочитал писать на холсте, материале, более подходящим для передачи нюансов цветовой гаммы и более естественном для этого жанра.

                    Портреты пап.

Портрет Юлия II стал образцом для портретов пап на два последующих века. Веласкес, например, воспользовался им, когда в 1650 году писал свой знаменитый портрет Иннокентия X, взяв за основу рафаэлевскую схему: фигура - в три четверти - сидит в кресле с высокой спинкой.

Папа Лев X с двумя кардиналами.

Это – один из лучших портретов эпохи Возрождения. На нем изображен папа Римский Лев X с двумя племянниками, кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси. Портрет  был написан по случаю бракосочетания третьего племянника папы, герцога Лоренцо Медичи. Полотно  вызвало восхищение; особо отмечен был великолепный колорит, портрет сравнивали с лучшими образцами венецианской живописи того времени. В своих «жизнеописаниях…» Вазари восхищается мягкостью бархата, блеском одежд папы, меховой опушкой, золотом и шелками, настолько хорошо написанными, что они кажутся настоящими.

         Портрет Бальдассаре Кастильоне.

Крупный план портрета способствует возникновения чувства интимного  и молчаливого диалога с персонажем, с которым Рафаэль был связан глубокой дружбой. Изысканная цветовая гамма, построена на холодных тонах, гармонирует с аристократической изысканностью, сдержанностью и благородными манерами Кастильоне, автора трактата «Придворный».

            «Мадонна Конестабиле»

             Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр . В круге, точно вписанном в квадрат, Рафаэль изобразил молодую женщину, укрытую синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе – голенький мальчик и его мама – смотрят в книгу. »Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования». Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья…

«Мадонна Конестабиле» миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20-летнего Рафаэля. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом).

Полотно происходит из семьи  графа Конестабиле из Перуджи, у  которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил его своей  супруге, Марии Александровне. С  тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

 

Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст — обычная  практика во многих музеях XIX века. Однако этот процесс приносил и свои открытия. Ныне картина изображает Мадонну  за чтением книги — вероятно, Священного Писания. В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы.

 

Во время эрмитажных распродаж советского времени картину  вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях.

 

До перевода на холст одно целое с картиной составляла пышная рама с гротесками, созданная в одно время с полотном, вероятно, по рисунку самого Рафаэля.

 

За эти полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему - «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

 «Автопортрет»

Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли… скучные песни земли». И это верно до известной степени. Только неправильно было бы думать, что причина этому – его незнание или непонимание жизни и людей. Лучшее доказательство этому – его портреты. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить.

 

«Форнарина»

Информация о работе Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля