Послевоенный период развития дизайна с СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:55, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс и рост производства уже сегодня обеспечивают удовлетворение нормальных потребностей человека.Но человечество может захлебнуться в потоке большого количества вещей,появление которых на рынке не обусловлено социальной необходимостью.Нельзя полагать,что дизайн явится средством спасения от всех недостатков производства вещей,но он призван для решения этих задач.В сущности дизайн представляет собой проектирование прогресса в сфере предметного мира,формирует определенное отношение людей к окружающей среде,воспитывает их эстетическое и этическое отношение.

Содержание

.Введение………………………………………………………..
2.Послевоенный период развития дизайна с СССР……………
3.Промышленный и транспортный дизайн…………………….
4.Мода 40-50-х годов…………………………………………….
5. Вениамин Самойлов. ГАЗ М-20 «Победа»…………………..
6.Графический дизайн…………………………………………...
7.Знаменитые образцы советского дизайна…………………….
7.1 Граненый стакан……………………………………………...
7.2 Неваляшка…………………………………………………….
7.3 Авоська………………………………………………………..
7.4 Шахматные часы……………………………………………...
7.5 Фотоаппарат зенит……………………………………………
7.6 Упаковка для молока и кефира………………………………
8.Заключение……………………………………………………...
9.Литература……………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

реферат платонова.docx

— 499.70 Кб (Скачать файл)

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную  упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана всоветском стиле. А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске(Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На “строительство” ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра. (рис.4)

С помощью гранчака… 

Лепили.

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста  “заготовок” для вареников и  пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось  немало устройств для лепки вареников  и пельменей.

Отмеряли.

Стакан прочно обосновался  на кухнях советских граждан, став универсальным  кулинарным мерилом. С первого издания  классической “Книги о вкусной и  здоровой пище” (1939 г.) стаканами, а  не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

Сушили

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных  рам, нередко между ними можно  было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так  зимой снижали влажность воздуха  между рамами и препятствовали образованию  инея на стеклах и их обледенению.

Разводили

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в  оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане  и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня  для развития корневой системы) саженцы. Они не “мусорят” и не портят вид подоконника, если рассада готовится  дома.

Неваляшка

Всем знакома детская  «упрямая» игрушка, которая не желает принять горизонтальное положение. Оказывается, у неваляшки есть старший  братец по имени Дарума. Согласно легенде, некий Бодхидхарма (по-японски Дарума) провел не один час в медитации  в китайском монастыре Шаолинь, в результате чего у него атрофировались конечности. В честь великого монаха буддийской школы дзен, ставшей популярной в Японии в 12-м веке, была создана  кукла без рук и ног. Необычная  идея игрушки нашла отклик в России. Первые «кувырканы» изготавливали  около двухсот лет назад из дерева. В Советском Союзе неваляшка  стала усовершенствованным вариантом  матрешки: ей добавили обтекаемую форму  и укомплектовали грузилом, которое  позволяло кукле возвращаться в  исходное вертикально положение  независимо от примененных к ней  манипуляций. Массовую неваляшку разработал Научно-исследовательский институт игрушки в Сергиевом Посаде (тогда  еще Загорске) в 1958 году, благодаря которому «ванька-встанька» стал первой игрушкой у нескольких поколений советских людей.(рис.5)   

Авоська

Согласно одной из версий, название хозяйственной сетчатой сумки  обязано фразе, прозвучавшей в монологе Аркадия Райкина в 1935 году (примечание: в этом году актер закончил Ленинградский техникум сценических искусств и устроился в Ленинградский Театр рабочей молодежи по распределению) «Авось-ка я что-нибудь в ней принесу». А носили в ней стеклянные банки из-под кефира, столовую соль и буханку хлеба — одним словом, все то, что можно было раздобыть в те непростые времена. Удобная и маленькая сумка, напоминающая рыболовные сети, помещалась в карман и всегда была наготове, если вдруг на прилавке появлялись новые товары. Идея практичной сумки принадлежала чеху Вавржину Крчилу, который в конце 19 века выпускал сеточки для волос. Видимо, женщинам не сильно пришлось по вкусу его изобретение, что вынудило предприимчивого жителя города Ждяр-на-Сазаве модернизировать свое творение, добавив к нему нитяные ручки. (рис.6)

Шахматные часы

В Советском Союзе в  шахматы играли от мала до велика. Для  многих игроков примером для подражания были советские чемпионы Карпов и  Каспаров. У культа шахмат были свои составляющие: помимо доски и фигур  важным элементом игры были специальные  часы белого цвета, состоящие из двух циферблатов и двух кнопок-переключателей. Их дизайн выглядит предельно просто: прямоугольная форма, ненавязчивый шрифт и простые стрелки —  ничто не должно отвлекать от игры.(рис.7) Впервые подобный атрибут игры появился благодаря инженеру из Ланкашира Томасу Брайту Уилсону. Его изобретение, позволяющее контролировать время, было применено на турнире в Лондоне в 1883 году. В СССР шахматные часы стали изготавливать на заводе «Янтарь» в городе Орел.  

Фотоаппарат «Зенит»

Культовая зеркалка была разработана  на Красногорском механическом заводе (КМЗ). Сконструированный на основе дальномерного фотоаппарата «Зоркий», он производился в 1952-1956 годах. Несмотря на то что «Зенит» был не первым зеркальным фотоаппаратом в Советском Союзе (до него были «Спорт» и «Гельвета», выпускавшиеся с 1935 по 1941 год), он стал самым массовым. Модель «Зенит-Е» (1965—1982) была выпущена в количестве более 8 млн. экземпляров, что является мировым рекордом для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. К слову, приставку «Е» фотоаппарат получил в честь Николая Егорова — директора КМЗ. Легкая, неприхотливая камера вобрала в себя все лучшее от предшественников и до сих пор считается одним из самых надежных и качественных пленочных фотоаппаратов. (рис.8)

Упаковка для молока и  кефира

В послевоенные годы молоко, подсолнечное масло и квас наливали в бидоны и банки, принесенные  покупателем. Изменить эту традицию взялся комбинат «Союзпродоформление», созданный при Министерстве пищевой  промышленности, который в 1950-1980 годах  снабжал страну пищевыми упаковками. Так, молочные продукты «поместили»  в бутылки с широким горлышком, закупоренным блестящей крышкой  из фольги. Цвет и полоски обозначали вид продукта: серебристая использовалась для молока, зеленая крышка –  для кефира, розовая - для ряженки, а темно-желтая — для топленого  молока. Фирменные советские стеклянные упаковки использовались до начала 90-х  годов. Они до сих пор считаются  одним из лучших примеров эко-дизайна. (рис.9)

Заключение

40-начало 50-х-стремление к  украшательству,которое запрещается  указом ЦК КПСС о борьбе  с излишествами;стандартизация приняла  негативное звучание(стандартный=плохой)

С конца 50-х-новый этап:экономичность,простота,вещи утратили образ,выразительность;оживление  творческой деятельности произошло  из-за прихода на предприятия большого количества художников-профессионалов и создания на заводах КБ и художественных лабораторий.Был разрыв между эстетическими возможностями техники,технологии обработки и использованием изделий,недооценка специфики машинного производства-к приоритету ручного художественного труда.

Литература

1. Клюев М. Российское  направление развитие дизайна.  
2. Развитие дизайна в СССР  
3. Спицын В. Промышленный дизайн.  
4. «Техническая эстетика», 1965, № 4. 
5. Ходмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1985; Творческая группа Inoub, 2004. 368 с.

6. Г. Абрамов. Этапы развития советского фотоаппаратостроения. «Зенит», 1952—1956

7. Советский дизайн 1962-1965. ВНИИТЭ. М., 1968. 
8. Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971. 
9. Художественное конструирование в СССР. 1968-1969, М., 1971. 
10.Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. 
11.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль:  Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001. 

http://www.profydesign.ru/archives/99

www.desing.ru

http://dic.academic.ru

www.vorcuta.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

                 

                                Рис.1

                  

Рис.2                                                         Рис.3

 

                     Рис.4

 

          

                             

                        Рис.5                                                           Рис.6

 

          
 

Рис.7                                                     Рис.8

                                                    Рис.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Послевоенный период развития дизайна с СССР