Постмодернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

цели курсовой работы: изучить взаимодействие интернет публицистики и постмодернизма, выяснить, действительно ли постмодернизм становится основным направлением в интернете.
Задачи данной курсовой работы:
- изучить природу постмодернизма
- рассмотреть основные признаки и характерные особенности постмодернизма
- рассмотреть постмодернизм в интернете как полноценное явление и выявить положение, которое он занимает на данный момент.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Природа и основные особенности постмодернизма 4
Природа постмодернизма 4
Особенности постмодернизма 5
Глава 2 Постмодернистская публицистика в интернете 13
Постмодернизм и интернет 13
Постмодернистская публицистика в интернете 14
Заключение 23
Приложения 24
Пидарасы в моем офисе 24
Революция, которую не заметили 26
Некролог: Русский MTV закрывают 29
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодернизм.Интернет.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2 Постмодернистская публицистика в интернете

Постмодернизм и интернет

Интернет заметно преобразует  современную цивилизацию. Происходит ускорение информационных потоков, возрастает скорость передачи, обработки  информации. Новые медиа автовнее взаимодействуют с аудиторией, влияют на мышление всех субъектов сети, связанных  с теми или иными информационными  каналами. Границы между миром  реальным  миром виртуальным практически стерлись, так же стираются и территориальные, географические границы. Даже социальные границы в сети Интернет подвергаются сильной эрозии. Образовывается относительно демократическая, всеобъединяющая и всеохватывающая сеть. Интернет, во многом благодаря отсутствию ограничений, является достаточно демократичной платформой, все более общедоступной, более привлекательной для пользования, позволяя обеспечить информацией действительно огромное, постоянно возрастающее, количество людей.

Очень важно, что компьютер, подключенный к мировой паутине сегодня  не только средство для получения  информации в сжатом, емком виде, но и средство развлечения, в то числе и литературного плана.

Интернет уже не только  одно из важнейших средств коммуникации, но и своеобразная новая духовная среда, которую быстро освоили многие виды искусства, среди которых и  литература. Она сегодня вполне соответствует  званию одной из самых динамичных, изменяющихся и развивающихся сфер виртуального мира. Постоянное интенсивное  обновление авторского корпуса, рост и  расширение тематического разнообразия, расширение возрастных границ, отсутствие цензуры и запретов на конкретные темы, многоликость, ведь соседствуют  постмодернистские, концептуалистические, неомодернистские направления. Все это делает интернет одним из наиболее интересных и перспективных направлений как для развития молодых литераторов и публицистов, так и для изучения этой среды в целом.

Безграничные возможности  для культурной дифференциации, полифоничность, плюрализм, «смерть» автора, гипертекстульность и мозаичность -  все это в  полной мере присутствует в интернет публицистике, что позволяет нам  судить о том, что выполняются  все пункты постмодернистской программы.

Постмодернистская публицистика в интернете

 

Мы уже выяснили, что интернет является практически идеальной  платформой для постмодернизма. Более  того, интернет и сам практически  является порождением постмодернистской  философии и последовательно  следует её основным принципам. Поэтому, дабы не просто рассуждать об удобстве платформ и её особенностях, рассмотрим постмодернистскую публицистику на конкретных примерах.

Для начала возьмем проект «Сноб». Это мультимедийный проект, осуществляющий как работу над одноименным журналом, так и имеющий свое активное представительство  в сети. Зарегистрированные участники  проекта, а объединяет он русскоязычное  население в таких крупных  городах-центрах мирового бизнеса  как Нью-Йорк, Берлин, Москва, Париж  и Лондон, могут открыто высказывать  свои мнения и публиковать собственные  тексты. Создатели проекта так  и отмечают, что «международный проект «Сноб»— это единственное в своем  роде дискуссионное, информационное и общественное пространство для людей, которые живут в разных странах, говорят на разных языках, но думают по-русски».

Возьмем недавнюю публикацию на сайте «Сноба» «Пидарасы в моем офисе», автор Андрей Майков.

Для удобства мы будем рассматривать  этот и последующие тексты по некоторым  критериям, приведенным в главе 1.

1 Выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного богатства и разнообразия.

В вышеупомянутом тексте мы находим мысль о равенстве  людей всех сексуальных ориентаций. При этом автором допускаются  альтернативные позиции, и не только по волнующему его вопросу. Я единственный вступаюсь за них. Остальные против меня. Вплоть до готовности встречать  гей-парад погромом. Хотя все мы молодые  и образованные жители мегаполиса. Такие, как мы, но только на Западе, двумя  руками за радугу. Почему в России иначе? Он так же упоминает различные  позиции стран востока и запада, где абсолютно противоположные точки зрения на поднимаемую им проблему гомосексуальности.

«Можно сказать, что голубая  проблема высосана из пальца, по крайней  мере на Западе, где геев давно перестали  притеснять. Ее цинично используют, чтобы отвлечь нас от более  важных проблем: бедности, неравенства, безработицы, экономической стагнации. Нами манипулируют, и осознание этого  должно стать лучшим лекарством от гомофобии».

«Нынче Россия на перепутье. То ли жить как в Европе, где каждый Элтон Джон волен обвенчаться  с бойфрендом, то ли уподобиться  Сомали и Судану, в которых для  Элтонов Джонов предусмотрена высшая мера».

Безусловно, расхожие с его  собственными, подобные взгляды не радуют автора текста. И все же, он разрешает им существовать, ведь иначе  не сможет существовать и его собственная  точка зрения.

2. Ирония

Ирония активно и умело  используется автором текста. Она  вообще пронизывает весь текст от самого начала до последней строки. Ирония по поводу депутата Милонова с  его пристрастиями запретить  все на свете, во всем уличить пропаганду и негатив, ирония по отношению к  коммунистической партии, приверженцем которой называет себя и сам автор. Наконец, ирония по отношению к коллегам, молодым, думающим, активным, но только на словах. «Мы не ходили «на революцию» в декабре, но ей сочувствовали. С  полдесятого до шести мы продаем  всякий хлам, пинаем балду и стебемся друг над другом. У нас не любят  единороссов. И не любят пидарасов. Эти понятия у нас часто  путают. Хотя, казалось бы, пидарасы ни в чем не виноваты».

3.Плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные

В тексте «Пидарасы в моем офисе» мы наблюдаем совмещение различных  стилей и жанров, примеры разговорной, даже обсценной лексики. Возможно, когда-то такая сместь стилей могла бы показаться странной, даже ужасающей. Однако в  этом и заключается феномен интернета  как платформы для постмодернизма – подобные тексты встречаются постоянно, на каждом шагу, публицисты уже не задумываются над возможностью вставить непривычное  словцо в текст. Все становится само собой разумеющимся:

«Потому что коммунизм  есть любовь, и альтернатива ему  — капитализм, то есть война. Чем  больше в этом мире любви всех ориентаций и толков, тем меньше остается места  войне. Воспретить любовь в любой  из ее форм — значит расширить сферу  насилия. Ибо, по Эмпедоклу, все, что  не есть любовь, неизбежно есть ненависть».

«Тут надо бы поставить  точку и навсегда об этом забыть. Но граждан науськивают, что нефиг-де пидарасам разводить разврат. Кто  клюнул на это, тот внутренне распростился со свободой».

«Давайте уж честно: для  большинства из нас любовь — это  роскошь. Она - как придаток к семейному  домохозяйству, детям и ипотеке. Все мы охотно осуждаем извращения — с колокольни завистливого мещанства».

Также здесь мы можем уследить уподобление, хотя вовсе не цитату, на тексты различных культурных эпох, например, на Библию, или же наоборот, видим уподобление простонародной речи, той, что находится в общем  употреблении. Таким образом, мы можем  выделить еще и прием мозаичности  текста, что станет пунктом 4.

Перейдем к следующему примеру. На этот раз мы выбрали WOS, партнерский проект ныне уже общественно-политического, а в недавнем  прошлом посвященного культуре и искусству, проекта OpenSpace.

Итак, для разбора нами выбрана публикация Романа Феодосеева «Революция, которую не заметили».

Подзаголовок текста –  «Интернет объективно отражает реальность — придет время, и он ее заменит» - достаточно емко отражает его содержание, смысл и даже посыл, однако мы все  же рассмотрим данный текст, дабы выявить  в нем признаки постмодернизма.

1 Интертекстуальность, опора  на всю историю человеческой  культуры и ее переосмысление.1.1 фрагментарность, коллаж, монтаж, использование готового или расчлененного литературного текста;

В данном фрагменте очевидна интертекстуальность, неполные цитаты, намеки на более ранние литературные труды, что не может не остаться незамеченным, если кругозор читателя достаточно широк. Более того, заметна фрагментарность, монтаж, при прочтении данного отрывка возникают ассоциации, связанные с конкретными фразами. В результате у читателя уже формируется отношение к тексту и уже в его голове рождается новая реальность.

«Жизнь перетекает в двоичный код», «Интернет — новая нервная  система человечества» — эти  газетные штампы, в которые переварились манифесты поп-философов XX века, потрясали воображение в конце 90-х, когда кризис доткомов еще не охладил первую волну романтиков дивного нового мира».

2.Также в тексте явственно  присутствует ирония. И не только  ирония над опысываемой ситуацией,  но и над самим собой и  используемыми штампами.

«И как в сказке про  мальчика, кричавшего «Волки!» (еще  один газетный штамп, но, ей-богу, такой  удобный), медиааналитику, годами твердившему, что интернет вот-вот победит  все, просто не поверят».

«Громоздкий шлем из «Газонокосильщика», которым можно было пользоваться считаные минуты и от которого болела голова, забыт. Сейчас сразу несколько  ведущих мировых корпораций делают легкие и удобные очки дополненной  реальности, которые наконец будут  работать по-настоящему».

«Почти не осталось социальных групп, чьи искренние и нецензурируемые  высказывания мы не можем прочитать  онлайн. Менты, православные, геи, гомофобы, контактеры, сервайверы, праноеды и сумасшедшие. Самые настоящие клинические душевнобольные: только благодаря интернету мы узнали, как их на самом деле много среди нас и как их интересно (хоть и немного стыдно) читать».

 

3.Растворение голоса автора в используемых дискурсах

При чтении данного текста сложно заметить автора, он словно говорит  от лица всех пользователей сети интернет, со всеми присущими ассоциациями - мемами, клише и подходами. Кроме  того происходит обобщение и сам  автор уже не отделяет себя от собственных  читателей. Он наоборот видит себя как  часть целого, особой общности, не замечающей происходящей интернет революции, но все  же потакающей ей.

«Сеть из смотра достижений передовой прослойки населения, тусовочного пространства различных  субкультур и рабочего инструмента  превратилась в честное зеркало коллективного бессознательного — с его страхами, дикостью, безумием и предрассудками. Почти не осталось социальных групп, чьи искренние и нецензурируемые высказывания мы не можем прочитать онлайн».

«Прямая речь догхантеров для СМИ выглядит пресной, скучной и нейтральной, но достаточно почитать обсуждения на форумах, как вся их нескрываемая извращенная жестокость оказывается на виду. В «ВКонтакте» школьницы, не скрываясь, обсуждают парней, секс и месячные, а в интервью взрослому дяде-журналисту рассказывают напускные благоглупости  про «Грозу» Островского и артхаус».

Автор, не стремясь в целом  говорить за всех, высказывает позицию, с которой, он и сам знает, многие согласятся. Знает он это, потому как  не один раз наблюдал реакции не знакомых ему единомышлеников.

4. Плюрализм культурных  языков, моделей, стилей, используемых  как равноправные

Данный текст представляет собой смесь стилей и жанров, языковых норм и уровней. Примечательно, что  данный текст можно назвать образцом, примером для иллюстрации большинства  интернет текстов. Сегодня смешиваются  и исчезают, растворяются друг в  друге жанры, а потому большой  вопрос, имеет ли смысл все же их выделять и подетально разделять.

«Сеть из смотра достижений передовой прослойки населения, тусовочного пространства различных  субкультур и рабочего инструмента  превратилась в честное зеркало коллективного бессознательного — с его страхами, дикостью, безумием и предрассудками. Почти не осталось социальных групп, чьи искренние и нецензурируемые высказывания мы не можем прочитать онлайн».

«А схожий опрос поставивших лайк русскому Брейвику — это вызывающая презрительное хмыканье халтура».

«Более того, даже более  достоверный, чем традиционные формы  вроде интервью или социологического опроса. Находясь среди своих, по сути, в своей естественной среде обитания, человек не пытается казаться тем, чем  он не является, не сглаживает и не приукрашивает  свою позицию».

Последний выбранный нам  текст опубликован на сайте Lookatme. Это ежедневный интернет-журнал о моде, кино, музыке и интересных событиях в городе, который создается совместно с читателями.

1. Метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста;

«Вначале разрешите объясниться, кто мы такие. Goofi — это малюсенькая  страничка в фейсбуке, рассказывающая о жизни и интересах обитателей ЦАО так, как стесняются другие. То есть правдиво. Мы не придумываем сплетен  ниже пояса, как это делал Meatlook. (Вообще сплетен не придумываем, в пуле только няшные факты из открытых источников.) И писи не выкладываем, как его  правопреемник Royal Cheese. Мы вообще добрые и пушистые. А в отличие от Vice, еще и живые. Ну это так, присказка. А вот и сказочка».

Авторы текста осознанно заигрывают с читателем, сопоставляя и противопоставляя себя известным проектам, создают  особую картинку, провоцирующую читателя дочитать до конца, но при этом сразу демонстрируют, в каком ключе будет текст.

Используется разговорная интернет лексика, наименее характерная для  текстов с претензией на серьезность. Более того, текст выглядит похожим  на легкий для восприятия детский  спектакль.

2. Плюрализм культурных  языков, моделей, стилей, используемых  как равноправные.

Как мы уже отмечали, жанры  сильно смешиваются. И зачастую, автор  не задумываясь соединяет разные жанровые и стилистические приемы в  одном тексте.

Информация о работе Постмодернизм