Предпосылки возникновения ВХУТЕМАС в культурном пространстве 20-30 годов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:00, курсовая работа
Краткое описание
Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) сыграли главенствующую роль в формировании и развитии советской архитектуры. ВХУТЕМАС просуществовал не долго, но, тем не менее, ознаменовал вектор развития отечественной архитектуры на долгие годы вперед, сыграли ведущую роль в формировании современного стиля.
Содержание
Введение 1 Предпосылки возникновения ВХУТЕМАС в культурном пространстве 20-30 годов. 2 Методы преподавания. 3 Основное отделение. 5 Архитектурный факультет. 8 Факультет живописи. 10 Металлообрабатывающий и деревообрабатывающий факультеты. 11 Заключение. 14 Список использованной литературы. 15
В 1927 году ВХУТЕМАС был преобразован
во ВХУТЕИН (Всероссийский Художественный
Технический институт). В 1930 году ВХУТЕИН
был расформирован. Его закрытие было
поводом дискуссий общественности. Одни
считали «игра в инженеры» привела к развалу,
другие расценивали закрытие вуза «как
разгром художественного искусства».
Факультет
живописи.
Как было выше сказано, на факультете
живописи превалировали преподаватели
левых убеждений. Среди них А. Куприн, К.Малевич,
В Кандинский, Древин, Фальк, Осьмеркин, Штернберг, Лентулов,
Машков и др.Факультет живописи в оказался
местом нешуточной борьбы. Преподаватели пользовались в студенческой
среде абсолютным авторитетом. Творчество
ВХУТЕМАСовцев было широко востребовано. Все московские демонстрации
и оформления комсомольских и антирелигиозных
шествий украшались молодыми художниками
ВХУТЕМАСа .
В клубе ВХУТЕМАСа на втором
этаже дома №21 на б. Мясницкой очень часто
устраивали выставки картин преподавателей.
ВХУТЕМАСа и самих студентов. На этих выставках
всегда происходили горячие дискуссии
около самих произведений. Причём эти
дискуссии носили товарищеский и творческий
характер.
В1920 году художественный факультет
стал местом нешуточной борьбы футуристов
и реалистов. Интересы футуристов представлял
С. Сенкин,а в свою очередь реалистов –
С.Богданов. Противостояние было настолько
серьезным, что потребовалось личное вмешательство
Ленина и Луначарского. Именно это прецедент
спровоцировал реформу ВХУТЕМАСа в целом.
Консенсус был достигнут и студенты-реалисты
получили право на создание собственных
мастерских. Однако «левая» профессура
(Родченко, Малевич, Лентулов) отказались
признать решение комиссии. Так этот вопрос
и не был окончательно разрешен и противоречие
не прекращалось до конца существования
ВХУТЕМАСа.
Металлообрабатывающий
и деревообрабатывающий факультеты.
До 1922 года преподавание на
металлообрабатывающем факультете было
традиционным. Студенты осваивали мастерство
рисунка, лепки, чеканки, скани. Но с приходом
на факультет в 1922 году А. Родченко
появились новые дисциплины ,такие как
техническая грамота, пропорции технических
форм, развитие изобретательных, комбинаторских
и композиционных способностей. Вторым
этапом в обучении была специализация
на двух отделениях: конструкторском и
композиционном. Третий этап обучения
– изучение специальных теоретических
предметов (машиноведение, детали машин,
технология обработки металлов, химия,
искусство обработки металлов, искусствоведение,
организация производства, история).
И завершенность курсу предавали практические
занятия в мастерских по кузнечному, слесарному,
токарно-давильному, литейному делу. А
так же чеканке, монтировке, гравировке,
эмали, скани, гальванопластике, декоративной
обработке металлов.
Учебные задания строились
по мпринципу « от простого к сложному».
От освоения одной функции к многофункциональности.
Осваивалось и сочетание материалов.
Деревообрабатывающий факультет
отвечал на заказ массового производства
общедоступной мебели. Дерфак подвергся
серьезной перестройке инженерно-технологической
части. Для преподавания привлекли квалифицированных
инженеров. Появились новые технические
дисциплины. С 1922 года, с приходом на
факультет В. Киселева, началось преобразование
деревообделочного факультета в дизайнерскую
школу. Готовилась разработка общей
концепции обучения. Составлялись новые
прграммы, привлекались новые специалисты
в преподавательский состав. В результате
всех изменений образовалось четыре концентра
дисциплин.
1Научно-технический - техника
производства, технология материалов,
машиноведение, материаловедение.
2 Производственный –
модели конструкций, принципы современного
массового производства, дерево
в новейших конструкциях, шаблоны,
проекты мебели и оборудования.
3 Экономический – расчет
и составление смет, экономика
промышленности, заводоуправление
и организация труда.
4 Исторический – искусствоведение,
история стилей, стильная композиция,
история социального быта, критика
фетишизма формы
В 1926 году Дерфак и Метфак были
объединены в факультет по Обработке дерева
и металла с двумя специализациями (ориентированной
на материал). Первый выпуск Дерметфака
состоялся в 1929 году. И это событие ознаменовало
собой рождение центра по подготовке дизайнеров.
На факультете преподавали А. Родченко,
Эль Лисицкий, В. Татлин. Основными принципами
работы были: рациональность использования
пространства, экономичность, многофункциональность,
гигиеничность, мобильность изделий. Таким
образом, сформировались основные принципы
отечественного дизайна.
Заключение.
Существование ВХУТЕМАСа
стало важной вехой в мировой художественной
культуре. Прежде всего, важен опыт создания
комплексного высшего художественно-технического
заведения с сильным Архитектурным факультетом
и Основным отделением (такая структура
учебного заведения существенно отличает
ВХУТЕМАС от Баурхауза).
ВХУТЕМАС стал средоточением
формообразующих и стилеобразующих идей.
Масштаб этого явления имеет мировое значение
в истории искусства 20 века. Был сформирован
новый стиль архитектуры и новый вид проектно-художественной
деятельности.
Творчество бурлило в этом учебном
заведении, бушевали страсти, шла борьба
различных творческих концепций. Здоровая
конкуренция мастерских не могла не отразиться
на качестве курсовых и дипломных работ.
Проекты учеников Ладовского и Веснина
вошли в историю архитектуры 20 века.
Важным является то, что ВХУТЕМАС
явился колыбелью отечественного дизайна.
Современные исследователи дизайна отмечают,
что значение наследия ВХУТЕМАСа выходит
далеко за рамки разработанных методик.
Положительный и ощутимый результат дали
взаимодействие разных видов искусства
и инженерного творчества.
Сегодня
наследие ВХУТЕМАСа до конца не оценено
и не изучено, хотя пользуется успехом
учебно-методические материалы ВХУТЕМАСа
в вузах, где готовят архитекторов и дизайнеров.
ВХУТЕМАС отвечал веяниям времени
и был одним из важнейших центров советского
авангарда.