Приёмы масляной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, реферат

Краткое описание

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достиже¬ний, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, кото¬рый никогда не был потом превзойден. Во всей истории ма¬сляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материа¬лом и художественными достижениями, является единственным.

Вложенные файлы: 1 файл

Приёмы масляной живописи.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Приёмы масляной живописи

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального тона. Но было бы ошибочно думать, что мас¬ляная живопись не нуждается ни в каких методах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно.

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достиже¬ний, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, кото¬рый никогда не был потом превзойден. Во всей истории ма¬сляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материа¬лом и художественными достижениями, является единственным.

Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев до XVIII столетия, но затем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Каррач-чи прежнее техническо-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опо¬рою живописцу, представляются уже стеснением художествен¬ной свободы.

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдает¬ся в эпоху французских импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, которая последова¬телями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиоз¬ных размеров.

Пуантелизм имеет несомненный смысл с художественной точки зрения, но он не вытекает из свойств и характера масля¬ной живописи; новые идеи в искусстве должны искать для своего воплощения иного материала, если они идут вразрез со старым. Таким образом, с научной точки зрения импрессионизм родил фальшивый стиль масляной живописи, который, к сожа¬лению, до сих пор имеет приверженцев среди живописцев.

Работы в области техники живописи как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных старинных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Многое из утраченного было найдено и раскрыто, но сама живопись в это время ушла слишком далеко от задач и принципов старинной живописи. Конечно, в наше время не является возможным согласовать приемы старинной техники масляной живописи с современным пониманием живописи, но техника масляной живописи, каковы бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера мате¬риалов масляной живописи.

Все нормальные методы масляной живописи сводятся к двум характерным приёмам

 

1) Живопись в один прием  «алла прима» (alla prima) —метод, при котором живопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живописцем и благоприятных условиях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом случае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, которые получаются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.

2) Живопись в несколько  приемов — метод, в котором  живописец расчленяет свою живописную  задачу на несколько приемов, из которых каждому отводится специальное значение, намеренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и пр. В этом случае работа расчленяется на первую прописку — подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, колориту же или отводится второстепенное значение, или же он ведется в таких тонах, которые лишь в дальнейших прописываниях с поверхлежащими красками дают искомый тон или эффект, — на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита. Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи.

          Правила живописи

Необходимо всегда выполнять основные правила:

1) не наносить масляных  красок толстыми слоями вообще  и тем более красок, богатых  маслом;

2) пользоваться в живописи  всегда умеренно тянущим (масло) грунтом, равно как и подмалевком  и вообще нижележащими слоями  живописи, насыщая их маслом при  недостаточном его содержании  в последних.

Лучшим приемом живописи при второй прописке является живопись «алла прима», которая дает свежесть живописному исполнению.

Вторая прописка ведется более жидкими красками, чем под¬малевок. Здесь применимы лаки для живописи и сгущенные масла. Последние вводятся в краски в смеси со скипидарными лаками. Вторая прописка по содержанию в ее красках связующих веществ, таким образом, превышает подма¬левок. Старинный принцип наслоения масляных красок — «жирное по тощему» — соблюдается при этом вполне. Не сле-дует, однако, злоупотреблять здесь маслами и лаками, а лучше придерживаться известной умеренности.

Если подмалевок велся в условных тонах, то для облегче¬ния труда полезно начать вторую прописку в локальных тонах натуры с лессировки или полу лессировки, поверх которых уже следует корпусная живопись.

 

Подмалёвок

Так как подмалевок в картине есть первый слой живописи ее, которому надлежит затем принять на себя последующие слои, то, в интересах прочности живописи, следует его выпол¬нять таким образом, чтобы он давал возможность при полной гарантии прочности произведения в короткий срок приступить к дальнейшим пропискам.

 

Наиболее отвечающей техникой этому заданию будут водяные краски: акварель и темпера.

Подмалевок водяными красками выполняется только на эмульсионном грунте, на котором как акварель, так и темпера ложатся вполне хорошо. Грунт этот должен содержать в своем составе значительно меньшее количество масла, чем эмульсионный грунт для масляной живописи.

Акварель, однако, пригодна лишь в произведениях малого размера; кроме того, тон акварельных красок под лаком не похож на тон масляных красок. Вот почему акварельный подмалевок требует полного покрытия его масляными красками.

Наиболее применимой в подмалевке нужно считать живопись темперой. Особенно уместна она при выполнении произведений больших размеров. Здесь может быть использована, разумеется, лишь темпера высших качеств, т. е. казеиновая или яичная темпера.

Темперный подмалевок дает большую силу крас¬кам, которые под лаком становятся настолько интенсивными, что масляная краска, заканчивающая живопись, может по цве-тосиле спасовать перед ними. Это обстоятельство при выполне¬нии подмалевка необходимо учитывать. Лучшим материалом для прописки подмалевка будут в данном случае масляно-лаковые краски.

Темперный подмалевок ведется жидкими красками корпус¬ными и прозрачными, но обязательно тонким слоем без всякой пасты. Перед пропиской масляными красками он раскрывается 4%-ным раствором желатины, который так или иначе закре¬пляется, после чего следует раскрыть его жидкими даммарно-или мастично-скипидарными лаками.

Выполняемый таким образом подмалевок дает возможность художнику в скором времени по его окончании, т. е. через не¬сколько дней, приступить к дальнейшей работе масляными красками, которые в случае надобности могут быть легко уда¬лены с подмалевка без каких-либо дурных последствий для последнего.

Подмалевок масляными красками как в техни¬ческом, так и в живописном отношениях выполняется ра¬злично.

Выполнение живописи по этому методу на клеевом и полу¬клеевом грунтах является наиболее целесообразным, так как с применением последних число масляных наслоений уменьшает¬ся, что весьма благоприятно отражается на прочности живопи¬си, но может быть применим и безукоризненно приготовленный масляный грунт.

Цвет грунта может быть различным: белым, серым, корич¬невым, красноватым и другим, причем цветные грунты могут быть значительной темноты, так как их легко сделать при жела¬нии просвечивающими и совершенно не просвечивающими через слои красок, что всецело зависит от системы наслоения их.

Одним из часто применяемых и достаточно продуктивных способов живописи в подмалевке есть выполнение ее «в протир¬ку» масляными красками, разжиженными эфирными маслами, скипидаром, нефтью и т. п., как то практикуется и в живописи «алла прима».

Тонким, как бы акварельным слоем красок устанавливаются здесь формы, общий колорит картины и весь ансамбль ее.

Разумеется, подобный подмалевок требует наименее тяну¬щего грунта, так как только при этом условии он может сохра¬нить свою тональность и быть полезным делу.

Высыхание подмалевка, исполненного этим методом, очень быстрое, если краски относятся к скоро сохнущим, и притом сквозное вследствие тонкости слоя красок, что, конечно, имеет большое значение для дальнейшей работы над карти¬ной.

Но можно вести подмалевок и пастозным письмом, причем техника его будет зависеть всецело от свойств применяемого при этом грунта.

На клеевой тянущий грунт краски наносятся в том виде, в каком они получаются из тюбиков, без всяких разжижителей. Вследствие всасывания масла грунтом они густеют на нем, ста¬новятся до известной степени вязкими, хорошо принимают на себя новые мазки красок. Это дает возможность художнику легко вводить тон в тон, мешая, таким образом, краски не столько на палитре, сколько на самой картине.

Вследствие частичного поглощения масла грунтом краски темнеют вскоре по нанесении их на него, что заставляет живо¬писца выдерживать живопись в более светлом тоне. Слишком тянущий грунт поэтому даже непригоден для работы и требует какой-либо дополнительной его обработки.

Положительные свойства этого подмалевка заключаются в том, что краски его скоро сохнут и крепко связываются с грун¬том. Недостатком же является изменение тона красок в процес¬се живописи, а также при протирке подмалевка лаком перед дальнейшей его пропиской.

Масляный подмалевок на эмульсионном грунте, богатом маслом, тем более на масляном грунте, значительно в этом отно¬шении облегчается, так как нанесенные на них краски не изме¬няют своего тона. Краски могут наноситься здесь также пастозно, причем предпочтителен набор быстро сохнущих красок.

Содержание масла в красках подмалевков, нанесенных на эмульсионном и масляном грунтах, превышает, конечно, содер¬жание его в подмалевке на клеевом грунте. Это, разумеется, не¬обходимо учитывать как при просушивании подмалевков, так и в дальнейшем процессе живописи.

Старые мастера, особенно более отдаленного от нас времени, смотрели на свою работу в подмалевке как на подготовительную черновую работу, где все внимание мастера было поглощено по¬становкой рисунка, моделировкой форм, деталями композиции; что же касается колорита, то для него в подмалевке подготов¬лялась лишь необходимая база, опираясь на которую и созда¬вался впоследствии колорит картины, свежесть которого во многом объясняется описанным выше методом работы.

Современная живопись придерживается, в общих чертах, той же системы в работе, но метод живописи «алла прима» полу¬чил в ней очень большое значение. Каждая эпоха, как видим, создает собственную систему живописи, с чем, конечно, нельзя не считаться.

Подмалевок в живописном отношении должен вестись с таким расчетом, чтобы упростить, по возможности, все дальней¬шие его прописки. Правильно исполненный подмалевок поэтому при второй прописке легко довести до конца с небольшой на¬грузкой красок.

 

Законы оптики

 

В деле подмалевка и вообще многослойной живописи и со¬временный художник должен иметь практическое знакомство с элементарными законами оптики, которыми в совершенстве пользовались старые мастера живописи.

Например, при нанесении теплых тонов на темные получает¬ся утепление поверх лежащего тона красок; при нанесении же теплых тонов на холодные и обратно — холодных на теплые — получается ослабление цвета каждого из них и т. п.

Вторая прописка начинается лишь после просушки первой, т. е. подмалевка.

Длительность просушки подмалевков зависит от многих ус¬ловий: от того, чем, как и на чем исполнялся подмалевок, от состава его красок и, наконец, от условий температуры и света, при которых выполняется картина.

Подмалевок, исполненный темперой, будет готов к прописке раньше других подмалевков. Затем в порядке готовности сле¬дуют масляные подмалевки на клеевом грунте и, наконец, пастоз¬ные масляные краски на эмульсионном и масляном грунтах. Эти последние требуют особой заботливости при высушивании, так как простые масляные краски медленно просыхают в толще своих слоев. Что касается масляно-лаковых красок, то благода¬ря составу связующего Их вещества сквозное просыхание их во всех слоях идет интенсивнее, чем в простых масляных красках.

Хорошо просохшая живопись узнается по следующим при¬знакам: 1) она не дает отлипа, 2) при скоблении ногтем и но¬жом обращается в порошок, но не в стружку, 3) при дыхании на нее не запотевает.

В случае надобности подмалевок перед повторным прописы¬ванием может быть хорошо проскоблен и выглажен ножом, спе¬циальным скребком и пр.

Выскабливание, пемзование и выглаживание слоев масляной живописи особенно уместно при подмалевке с пастозным (жир¬ным) наслоением красок, так как здесь срезываются излишние шероховатости и, что особенно важно, снимается верхняя короч¬ка засохшего масла, которая при сильном высушивании масля¬ной краски препятствует прикреплению наносимых поверх нее слоев масляных же красок. После этой операции подмалевок промывают чистой водой и высушивают.

При непастозном письме подмалевка нет надобности в его выскабливании, но необходима иная обработка его, так как верхняя пленка крепко засохшего слоя масляных красок не только непроницаема для масла, но и «не принимает» масла; другими словами, масло, наносимое на поверхность ее, не сма¬чивает ее и не раскладывается на ней равномерно, а собирается в капельки и скатывается. Поэтому и вновь наносимый слой ма¬сляных красок не пристает плотно к поверхности уже засохше¬го слоя и, следовательно, не связывается с ним прочно. Что¬бы высохший слой масляной краски вновь приобрел способность принимать на себя краску, в том случае, если он не подвергал¬ся скоблению и шлифовке, его протирают отбеленным маслом, которое втирается в него ладонью руки. Масло наносится в са¬мом малом количестве, чтобы только смочить им поверхность, которую предполагается вновь прописывать. После этого уже приступают к делу.

Информация о работе Приёмы масляной живописи