Проектирование и цветовое оформление экспозиции выставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Художественное оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Композиция выставки должна быть цельной, простой и глубоко продуманной. Наиболее важное принято выделять большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. В отдельных случаях можно прибегать к приему контраста (большая фотография, например, рядом с маленькой кажется значительнее). Компоновать материалы надо разнообразнее, не повторяя часто одни и те же приемы. Большую роль играет точно найденное цветовое решение оформления выставки. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Важно продумать и форму каждого стенда, щита, подставки, их пропорции, фактуру.
Цель курсового проекта – систематизировать информацию по теоретическим и прикладным вопросам цветоведения и выявить особенности гармоничного цветового решения в экспозиции выставки.

Содержание

Введение.
3
Глава 1. Искусство цвета.
1.1 Цвет и цветовое воздействие на человека.
1.2 Цветовая гармония.
1.3 Значение цвета в психологии рекламы.
6
6
14
16
Глава 2. Проектирование и цветовое оформление экспозиции выставки.
2.1. Типы экспозиций.
2.2 Оформление выставок.
2.3 Особенности цветового решения выставки.
19
19
21
22
Заключение
33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Малашина Е. курсов ГОТОВО (1).docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

б) информационно-ознакомительные выставки;

в) выставки, проводимые в целях развития коммуникации и деловых контактов.

На основании Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации дадим определение важнейшим понятиям, составляющим терминологическое поле выставочно-ярмарочного бизнеса.

Выставки и ярмарки – это рыночные многокомпонентные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. В рамках выставок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту. Многокомпонентность выставок сводится к тому, что они включают в себя (а) демонстрацию экспонатов, (б) конференции и семинары, (в) «круглые столы», (г) иные мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Выставочный организатор (или организатор выставки) – это зарегистрированная в соответствии с российским законодательством организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочных мероприятий, как в нашей стране, так и за рубежом.

Экспонент – физическое или юридическое лицо (по тексту– предприятие), использующее за плату или на иных условиях выставочную площадь от выставочного организатора в целях демонстрации своей продукции, работ, услуг в ходе проведения выставочного мероприятия. То же, что и участник выставки.

Выставочная площадь – совокупное пространство городской либо иной антропогенной среды, как-либо обособленное и используемое под осуществление выставочной деятельности: ради размещения экспозиций, приема посетителей и т. д. При этом выставочный организатор может либо (а) быть владельцем выставочных площадей либо (б) организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных площадях.

Застройка – обустройство выставочной площади посредством специальных конструкций для выполнения ею своих прямых функций. При монтаже на выставочной площади выставочного стенда принято говорить о застройке стенда.

 

2.2. Оформление  выставок.

Главное в художественном оформление выставок, экспозиций — найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя.

Художественное оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Цельной, простой и глубоко продуманной должна быть композиция выставки. Наиболее важное выделяют большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. В отдельных случаях можно прибегать к приему контраста (большая фотография, например, рядом с маленькой кажется значительнее). Компоновать материалы надо разнообразнее, не повторяя часто одни и те же приемы. Большую роль играет точно найденное цветовое решение оформления выставки. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Важно продумать и форму каждого стенда, щита, подставки, их пропорции, фактуру.

При размещении экспонатов следует учитывать характер освещения. При одностороннем освещении витрины стенды, щиты ставят перпендикулярно к простенкам между окнами. Если освещение двустороннее, их размещают так же, но по обеим сторонам помещения, оставляя проход посередине. Если освещение верхнее, экспозиционную мебель (стенды, витрины и т.п.) располагают вдоль стен и в центре.

Продумывая художественное оформление выставки, надо увязать его с постоянным оформлением того помещения, где будет находиться выставка, экспозиция.

Большую помощь в подготовке выставки могут оказать красочные эскизы. По ним окрашивают стенды и экспонаты. 
Если выставка займет несколько комнат, рекомендуется составить график движения посетителей, указав его направление стрелками-указателями (лучше по часовой стрелке).

Широкий простор для фантазии и большие возможности эмоционального воздействия предоставляет пространственное решение выставки. Если помещение позволяет, не нужно ограничиваться размещением экспонатов на стенах и вдоль них, следует выдвигать важнейшие вперед, делать выставку многоплановой.

Надписи — заголовки выставки и ее разделов — делают обычно крупным шрифтом. Заголовок выставки, когда она размещена на одном стенде, делают прямо на нем. Если выставка занимает несколько стендов, заголовок помещают над центральными стендами. В некоторых случаях для заголовка отводят целую стену, дополняя его эмблемой, рисунком.

 

2.3. Особенности цветового решения выставки.

Заказчиков часто волнует вопрос, какой выбрать цвет. И это не случайно: цвет - важнейший элемент стенда, мощное средство воздействия на посетителей. Именно цвету зачастую принадлежит решающая роль в привлечении внимания к стенду.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что слишком большое количество используемых в оформлении цветов (больше трех-пяти) не идет на пользу, так как отвлекает внимание от главного - экспонатов и сообщений, а иногда и просто раздражает. Разрабатывая и утверждая оформление стенда, нужно помнить: цветом следует считать каждый оттенок.

Цвет стендов и прочих приспособлений для выставок прежде всего должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Цвет так же может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое действие снятия утомления от осмотра выставки.

При выборе колористического решения стенда полезно помнить об особенностях восприятия цветов.

Красный: хороший стимул для деятельности мозга, но некоторые его оттенки могут вызвать раздражение. Этот цвет - символ опасности и запрета. Социологи провели любопытный и весьма показательный эксперимент: в маленьком сквозном переулке установили красный щит с надписью: "Проезд разрешен". Девять из десяти автомобилистов, завидев его, разворачивались и уезжали. Социологи предположили, что остальные десять процентов автомобилистов - убежденные нарушители правил дорожного движения.

Оранжевый: стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Сочетание оранжевого с черным лучше иных привлекает внимание.

Желтый: цвет интеллекта, активизирует умственную деятельность. Он виден с большого расстояния, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Очень выразителен в сочетании с черным. Имеет смысл учесть довольно устойчивое русское суеверие желтые цветы - знак разлуки, измены. Поэтому лучше по возможности исключить присутствие на стенде живых, искусственных или нарисованных желтых цветов.

Желтый цвет считается самым заметным цветом на выставках.

Зеленый: разрешающий цвет. Разные его оттенки успокаивают, гипнотизируют и даже смягчают боль. Поэтому в больницах, где практикуют лечение цветом, стены палат обычно бывают зелеными. Способен снять усталость и притупить аппетит. Многие женщины положительно реагируют на сочетание зеленого с белым. По символике цветов считается знаком надежды, а темно - зеленый - символом состоятельности.

Фиолетовый цвет у многих людей вызывает напряженную реакцию, и даже раздражение, вплоть до сильного. Поэтому его предпочтительно использовать в самых малых дозах. А жаль: цвет неплохой и отлично привлекает внимание.

Синий успокаивает. Чем темнее его оттенок, тем сильнее ощущение консервативности. Большинство оттенков ассоциируется также с солидностью, рассудительностью, четкостью, а заодно и сентиментальностью. Неудивительно, что его предпочитают мужчины. Способен настроить на доверие к воспринимаемой информации. Кроме того, как и зеленый, притупляет голод.

Голубой цвет не просто успокаивает, но даже расслабляет. К тому же он воспринимается как манящий, загадочный, чарующий.

Серебристый: в прошлом однозначно ассоциировался с авиацией и с алюминиевой отраслью. Сейчас ассоциации не столь прямолинейны, они расширились за счет способности серебристого цвета маркировать все современное, высокотехнологичное, авангардное и просто модное. Люди, у которых он может вызвать раздражение, встречаются редко.

Серый: олицетворяет спокойствие, настраивает на доверие. Знак успешности, высокого авторитета. Сам по себе серый цвет правильных оттенков строг и элегантен.

Белый: символ молодости, чистоты, невинности. Оптически увеличивает объекты.

Черный: если его много, воспринимается как знак упрямства, независимости, замкнутости, неконтактности. Если у человека подавленное состояние, черный усугубляет его депрессивные настроения. С другой стороны, глубокий черный цвет всегда элегантен и солиден, им хорошо подчеркивать другие цвета, он хорошо заметен на расстоянии.

      Естественно, все написанное о психологии россиян и стереотипах восприятия цветов распространяется только на Россию. Даже в европейских странах к некоторым цветам отношение другое, что уж говорить о символике цвета в Азии или, скажем, в Латинской Америке. Кстати, в этих регионах восприятие цвета как знака, символа весьма обостренное. Поэтому, организовывая выставку за пределами России лучше не забывать обратиться к специалистам по национальным культурам: они помогут избежать накладок. Ведь бразильцы, например, желтый считают цветом отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - болезни. И голубой, который у европейцев вызывает столько приятных ассоциаций, для китайцев - один из цветов траура.

 

Семантика цвета в понимании российских потребителей:

Красный: волнение, сила, секс, страсть, скорость, опасность;

Синий: доверие, надежность, принадлежность, прохлада;

Желтый: теплота, свет, приветствие, счастье;

Оранжевый: игривость, теплота;

Зеленый: природа, новый, крутой, рост, изобилие;

Фиолетовый: королевский, духовность, достоинство;

Розовый: мягкий, сладкий, питание, защита;

Белый: чистый, девственный, юный, умеренный;

Черный: искушенность, изящность, соблазнительность, тайна;

Золото (желтый): престиж, дорогой;

Серебро (серый): престиж, холод, научный.

Рыночные исследователи также решили, что цвет затрагивает и привычки людей. Покупатели импульсивно отвечают лучше всего на красно -оранжевый, черный и королевский синий. Покупатели, которые планируют и придерживаются бюджетов ответят лучше всего на розовый, зажигает их синий и морской.

Традиционно потребители отвечают на пастельно - розовый, также повысился цвет - синее небо.

Цветовое решение экспозиционной структуры настолько тесно связанно с назначением и характером выставки, что вряд ли здесь можно говорить о каких либо универсальных правилах или нормах.

В большей степени поддаются регламентации цветовые схемы «деловых», научных, учебно-методических, торговых и тому подобных выставок, т. е. таких, где основная задача – наилучшим образом показать зрителю экспонаты, дать ему возможность рассмотреть те или иные предметы во всех подробностях и каждый в отдельности. Роль художника в оформлении таких выставок сводится к созданию оптимальных условий зрительного восприятия, а это, в свою очередь, обеспечивается соблюдением некоторых принципов:

  1. Цвет стендов и рабочих приспособлений для выставки, прежде всего, должен выглядеть и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Чаще всего в качестве фоновых цветов используются ахроматические, в особенности белый, светло - серый, черный. Если нужен хроматический фон, для него используют спокойные малонасыщенные цвета: песочный, беж, коричневый, синевато-серый,  терракотовый. (Рис 1) Экспонат обычно контрастирует с фоном по яркости или цветовому тону. Яркий контраст берется большой или средний. Особое внимание следует обращать на фоны плоских экспонатов: фотографий, документов и т. п. (рис 2). Их собственный цвет теснее взаимодействует с цветом плоского фона (по сравнению с объемными экспонатами), поэтому следует тщательно гармонизировать цвета экспонатов и фона.
  2. Цвет так же может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое действия снятия утомления от просмотра выставки. Элементы экспозиции, играющие роль « цветового душа», принято располагать  в определенном ритме, сосредотачивая цвет на специальных стендах, где экспонатов может и не быть (Рис. 3).
  3. В экспозиционной структуре «делового» типа, так же как и везде, актуальна задача организации пространства цветом. Цветовые пятна вносят в композицию ритм, задают масштабные характеристики пространства, объединяют множество элементов композиции в одно целое. Иногда (если выставка велика) возникает необходимость разделить ее на несколько зон. ( Рис 4) Такое зонирование можно осуществить при помощи цвета, варьируя общий колорит отделов экспозиции.
  4. Если экспонаты однообразны, полезно создавать пространственные паузы, чтобы не переутомлять зрителя. Роль таких «пауз» могут играть особые стенды, цвет которых контрастирует с доминирующим цветом экспозиции.
  5. Очень большое значение на «деловых» выставках (как, впрочем, и на всех других) имеют правильное естественное и искусственное освещение.

Законы композиции выставочного пространства основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Поэтому гармоничная композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:

  • Неравное количество черного и белого.
  • Присутствие пятен трех размеров – больших, средних и малых.
  • Цельность – построение экспозиции относительно композиционного центра.
  • Сбалансированность экспозиции.
  • Немонотонный ритм.

Первое условие комфортности – неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что фигура на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то, чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.

Второе условие комфортности – присутствие в пространстве экспозиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связанно со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул, поставленный в шкаф – большой предмет.

Третье условие комфортности – выставка должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемым композиционным центром.

Четвертое условие комфортности – пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Кроме понятий движения и ритма есть понятие пластики. Пластика в нашем случае это способ сочетания составляющих движение элементов. Способ сочетания частей при образовании целого.

Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение, мы можем привести внимание зрителя к определенному месту экспозиции выставки. При этом ритм и пластика зададут этому движению,  какое то конкретное настроение.

 

Цветовая композиционная схема выставочного пространства.

Для формирования цветовой композиционной схемы найдем в экспозиции самое теплое пятно и самое холодное. Затем найдем цвет средний по теплоте между двумя этими цветами. Нужно иметь в виду, что в экспозиции выставки может отсутствовать значительная часть цветового диапазона, поэтому мы берем не абсолютное «табличное»  значение теплоты, а относительное.  Средний цвет – это композиционный центр.

Информация о работе Проектирование и цветовое оформление экспозиции выставки