Произведения русской живописи 2-й половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель, моей работы – познакомиться с произведениями русской живописи 2-й половины XIX века.
Задачи:
-обратиться к литературе по истории художественной культуры;.
- рассмотреть произведения

Вложенные файлы: 1 файл

Экзаменационный реферат_2011_дополненный и исправленный_19.05.doc

— 5.74 Мб (Скачать файл)

 

Боярыня Морозова.         

Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.

Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...

То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Принимала если в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!

"Боярыня  Морозова" идеально воплощает  замечательные мысли, однажды высказанные  И.Е. Репиным: "В душе русского  человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит  под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".

Меньшиков в Березове            

Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году. Произведение известного живописца насыщено глубоким трагизмом и проницательностью. Главным действующим лицом картины является всемогущий соратник Петра Великого, властный генералиссимус и полководец Князь Александр Меньшиков. Известные события развернувшиеся в то время В Санкт Петербурге после смерти Петра Первого а в последствии и Екатерины Первой, оказались для Меньшикова очень плачевными. Временно став главным властителем России он перевез юного Петра Второго в свое имение, решив заочно обручить юного царя со своей дочерью. Все это соответственно не могло нравиться боярскому окружению, которое быстро состряпало ряд интриг положительно повлиявших на молодого царя. В результате Князя Меньшикова арестовали, лишив всяческих заслуженных им наград и сослали с семьей в ссылку в город Березов. Сюжет картины Меньшиков в Березове находится в небогатой с невысокими потолками избе во время ссылки, Князь окружен детьми в глазах, которых нет света радости а только печаль. Великий Меньшиков под властью, которого были десятки тысяч людей, обескуражен своей незаслуженной судьбой, он угрюм, его мысли заполнены яркими воспоминаниями великого прошлого. Властный человек большую часть жизни привык к совершенно другим условиям и масштабам бытия и вот он полный упадок сил, уже не будет, так как, прежде. Все это наводит глубокую печаль на Меньшикова, теперь, как никогда более он вспоминает своего любимого всей душой Великого Петра и Екатерину и сожалеет о их кончине. Прообразом Меньшикова к картине Суриков занимался длительное время, изучал для убедительности бюст Меньшикова работы Растрелли Б.К. Натурщиком выбрал некоего учителя математики, при небритом состоянии, который, здорово походил на главного героя картины. Мастерски передано художником позы, жесты и переживания героев исторического произведения. Сегодня картина Сурикова Меньшиков в Березове находится в Государственной Третьяковской галерее.

 

На счету автора есть ещё множество  удивительных произведений, ведь Василий Иванович Суриков запомнился всем, как один из лучших авторов исторического жанра.

 

Так же мне бы хотелось рассказать ещё о нескольких художниках ,которые творили в таком же жанре.

 

б)  Братья Васнецовы

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880).  

                                                              

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

По произведениям А.В.Васнецова мы узнаем , как в прошлом выглядела архитектура города Москвы.Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Московский Кремль Ивана II», «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

                             

в) Василий Васильевич Верещагин

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.

С 1867 года Верещагин наблюдал и писал военные действия сначала русской, а затем и ряда иностранных армий. По этой причине его нередко называют "баталистом. Кроме того, в отличие от подавляющего большинства баталистов, Василий Васильевич лично наблюдал сражения, которые писал. Не раз он при необходимости участвовал в бою лично; не раз был ранен. Война в его изображении отвратительна и ужасна. Картины Верещагина производили сильное впечатление на русскую и иностранную публику: в свое время он стал самым известным в мире русским художником. Известие о гибели Верещагина в самом начале русско-японской войны стало ударом для любителей искусства по всему свету.

     

В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине “Вошли” — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: “Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи” (1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 — 1872). “Я не знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...”

Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: “Забытый”, “Окружили — преследуют” и “Вошли”.

г) Репин Илья Ефимович

               

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова.

Самая известная картина этого художника - «Иван Грозный и сын его Иван…»

Сюжетом для картины Репин взял историческое событие - 16 ноября 1581 года Иван Грозный, в припадке бешенства, убил своего старшего сына, царевича Ивана.

Так же к историческому жанру относятся такие произведения, как «Запорожцы», «Царевна Софья».

 

д) Михаил Нестеров

  Творчество Михаила Васильевича  Нестерова, одного из крупнейших  русских живописцев, олицетворяет  собой живую связь времен, преемственность  между искусством XIX века и современным. Наиболее известными произведениями исторического жанра являются «Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь» и т. д.

                  

 

 

 

е) Николай Рерих

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом .Произведения исторического жанра

«Заморские гости», «Александр Невский» и другие.

                         

3.Иследовательская часть.

Исторический жанр в русской живописи второй половины 19 века, включает в себя множество прекрасных произведений.

В ходе своей исследовательской работы мне хотелось узнать, какие из произведений исторического жанра наиболее известны среди молодежи.

Для этого я решила провести опрос среди своих сверстников, учеников  9-10 классов.

Я попыталась выяснить у них знакомы ли они с художниками исторического жанра, и какие произведения этого жанра они знают.

Итак, в ходе исследования я выяснила, что с художниками исторического жанра знакомы 76% опрошенных. (Это 62 человека из 82)

 

Наиболее известным произведением является, несомненно «Богатыри» М.В.Васнецова.

Чуть менее знакомым оказалось полотно И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

На третьем месте по известности стала картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

И к сожалению только единицы опрошенных указали в своем ответе великую историческую картину «Апофеоз войны» В.В.Верещагина.

Так же я спросила, кто является создателем картины «Утро стрелецкой казни».

Результат оказался не  очень плачевным, но и не особенно радостным, правильный ответ (В.И.Суриков) дали 49% учащихся.

 

 Я считаю, что, в  общем, вся моя исследовательская работа имеет практическую значимость.

В её ходе я выяснила, что все-таки наши ученики имеют знания в области художественной культуры, а в частности историческом её проявлении.

 

Ведь исторические художественные произведения рассказывают нам о событиях ,имеющих большое значение в истории нашей страны.

Другое дело ,что их знания не достаточно велики, но я не вижу в этом ничего страшного, ведь впереди у нас есть ещё два года изучения Мировой Художественной Культуры,

И я надеюсь, что на этих уроках мы будем больше уделять внимания великим произведениям русских мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключение

Моей целью было рассмотреть произведения русской живописи второй половины XIX века и изучить материалы, связанные с исторической живописью.

Познакомившись с различными трудами по интересующей меня теме, посмотрев произведения живописи исторического жанра различных художников и почитав об истории их создания, я стала больше понимать и ценить русское искусство.

 

Оказалось, что исторический жанр в русской живописи очень интересен и многогранен.

Многие его произведения знакомы нам с самого детства, например знаменитых богатырей мы представляем исключительно по произведениям М.В.Васнецова или образ Великого царя Ивана Грозного. То как выглядела древняя Русь или первый московский кремль.

 

 Всё это заслуга и великий  труд художников исторического  жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Произведения русской живописи 2-й половины XIX века