Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Содержание

Введение………………………………….……...3
Происхождение первобытного искусства…….4
Эволюция изображения животных…………….7
Палеолит………………………………………7
Мезолит………………………………………12
Неолит………………………………….……..15
Бронзовый и каменный век………………….17
Заключение…………………………………..…..19
Список литературы………………………….…..20

Вложенные файлы: 1 файл

история изо реф.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

Долго считалось, что искусство  эпохи палеолита - явление исключительно  европейское или евразийское  и что на других континентах таких  памятников не было. А.Брейль даже пытался  обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало  ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в  других местах были найдены изображения  кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет.

В Южной Африке особенно интересны находки в гроте  Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между  мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской  было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Здесь же, в Южной Африке, в  Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место  добычи охры. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные  древние росписи Сибири, южной  Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений  пока нет.

Сюжеты раннего палеолитического искусства можно определить как  неделимые, простейшие. Затем оно  поднимается до «атомарного факта» – законченного образа. Однако мир  палеолитического охотника едва ли не до конца остается «миром отдельных  вещей».

Позднее- преобладают одиночные  фигуры животных, но теперь они также  олицетворяют действие, движение; причем передача анатомического строения, пропорций  и грации пасущихся оленей, прыгающих  коров, мчащихся рысью или галопом  лошадей удивительно точна. Внимание больше не приковано к деталям, теперь делается акцент не на той или иной части фигуры, а на соотношении  частей – на их взаимодействии. Все  более частыми (особенно в мобильном  искусстве) становятся парные композиции, в которых фигуры связаны тем  или иным действием; часто это  сцена спаривания животных. Иногда в парных композициях, изображающих человека и животное, действие приобретает  драматический характер.

В дальнейшем пещерные изображения  утратили живость, объёмность; усилилась  стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные  переплетения линий, ряды точек, неясные  схематические знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мезолит. Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче - 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется "мезолит"(10 - 5 тыс. лет тому назад). Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии.

Мезолитический образ  жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни  и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы  искусства.

Изменились задачи изобразительного искусства по сравнению с палеолитом - художник стремился показать движение, поэтому использовал новые выразительные  средства.

Изображаются многофигурные  сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или  красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного  решения не теряется, так как все  сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается  не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл  происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно  изобразить действие человека, как  он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного  и человека эпохи мезолита менее  правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении  мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более  глубоком и сложном отражении  действительности в сознании человека.

Особенностью мезолитических изображений является отсутствие жестких  стереотипов, большое разнообразие сюжетов, композиционных схем, относительная  мобильность изобразительных форм.

Нередко композициям и  одиночным фигурам в наскальном искусстве сопутствуют схематические, абстрактные и геометрические формы. Один из наиболее распространенных сюжетов  наскального и традиционного  искусства – спираль. Этот символ, встречающийся уже в палеолите, фигурирует в Африке среди самых  древних петроглифов. Различные  его варианты встречаются в связи  с изображениями Древнего буйвола.

Существенно отличаются от этой группы одиночных изображений  простейшие парные композиции. Исключительное место среди них, как нам представляется, занимают двухфигурные композиции, изображающие животных одного вида в позе противостояния. В палеолитическом искусстве композиционная связь между фигурами встречается довольно редко.

Изображение ряженых в  масках – один из распространенных сюжетов наскального искусства. Наибольшую известность получило изображение  темнокожей танцовщицы в головном уборе  или маске с большими бычьими  рогами.

Повествовательные сюжеты не чужды мезолитическому наскальному  искусству. Об этом свидетельствуют, в  частности, сцены, изображающие вооруженных  луками, ряженых маскированных охотников, которые пользуются зооморфными  масками для незаметного приближения  к животным.

Первобытный художник освободил  фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего.

Итак, «мезолитические» признаки: сценичность, динамизм, изображение  как воплощение функции, действия.

Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот  головы. Неподвижных фигур почти  нет.

Искусство мезолита - шаг  вперед. Художник нашел новые средства выражать действительность в движении.

 

 

 

 

 

 

Неолит. Процесс производства, а значит, и духовная жизнь очень усложнились, и материальная культура стала иметь свои особенности в разных местах.

Древний художник пытается изобразить небо, солнце, воду, землю, огонь. Появляются условно-орнаментальные формы  изображения, которыми украшались различные  предметы. Петроглифы реалистичны, наносились на открытых скалах по близости от воды. Изображения человека уступают изображениям животных.

Большое значение приобрела  мелкая пластика. Фигуры животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны и реалистичны (преемственность из эпохи палеолита).

Отныне бык – один из двух основных сюжетов; в неолитическом  пантеоне он занимает такое же место, как различные – и со временем все более многочисленные и разнообразные  – ипостаси женского божества.

В наскальном искусстве после  живого, «сценичного» искусства мезолитического  типа наступает период, во время  которого скалы покрываются тысячами изображений быков. Как правило, это сюжетно не связанные между  собой фигуры.

Типичным для неолита  является одиночная, статичная, умеренно стилизованная фигура того или иного  крупного рогатого животного.

Одомашнивание животных привело  к тому, что они заняли более  скромное место в искусстве, человек  же занял место центра и хозяина  окружающего мира.

В охотничьих сценах зверь  теперь довольствуется положением, подчиненным  по отношению к человеку. Но продолжает сохраняться контраст между манерой  изображения животных, натуралистической  и близкой к реальности, и человека, чья фигура подвергается сильной  геометрической стилизации.

В искусстве не воспроизводится  реальность, а создаются знаки  и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как  предполагалось, охраняли дух и покой  божеств, героев и покойников. Не зря  эти камни, втыкавшиеся в землю  с огромным усилием, устанавливались  в вертикальном положении, которое  отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение фигур сводится к геометрической абстракции.

Помимо схематизма они  отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками  животных встречаются разнообразные  геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и так далее), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки  и корабли). Воспроизведение живой  природы отходит на второй план.

Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже не встречаются  столь живые, непосредственные «портреты», с таким чувством осязаемой формы, как альтамирские бизоны или «Олени, переходящие через реку» (резьба на куске кости из грота Лортэ  во Франции).

Искусство неолита - это схематичные  и условные изображения животных, отдаленно напоминающие оригинал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронзовый и железный век. Попытки монументального рисовального искусства, встречаемые на дольменах, менгирах или на естественных скалах в каменную эпоху (камни в виде чаш или камни для разрисовки с ямочками и другими знаками), в бронзовую эпоху развиваются до первых ступеней богатой фигурами исторической стенной живописи или исторических рельефных изображений.

Важное значение имели  изображения людей, лошадей, быков, кораблей, повозок и плугов, наглядно представляющие нам жизнь героев давно минувших времен. Все чаще животные изображались одомашненными, что говорило о повышении качества жизни людей.

Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве  раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом  искусстве, в народном творчестве. Первоначально  связанные с тотемизмом изображения  священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а  также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество  изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Реалистичность изображений  сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно  к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с  подогнутыми ногами; хищники —  иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в  передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога —  завитков, пасть — полукруга и  т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.

Все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению  рисунка. Изображения зверей появляются реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное –  знак.

Для железного века характерен все тот же звериный стиль, где  полнокровный образ животного сочетался  с орнаментальным решением деталей.

Мелкая пластика (статуэтки) отливаются из металла по восковой модели. Зверь оставался главным  предметом украшения, изображения  и поклонения.

Были обнаружены и шаровидные сосуды, украшенные гравированными животными: быками, хищниками, птицами.

В погребениях обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных  металлов, выполненных с виртуозным мастерством: ювелирные изделия (металлические  пояса, покрытые сплошь гравированным  рисунком, представляющего собой  переплетение орнамента и идущих животных, что образовывало единую декоративную поверхность), металлические  статуэтки оленей, бычков, птиц.

Встречается круглая мелкая пластика из бронзы: козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первобытное искусство- отражение  реальности определенного времени, в котором жил человек. Оно  развивалось в течение очень  длительного времени.

На разных этапах ( мезолит, палеолит, неолит и т.д.) человек изображал  животное разными техниками и  разными стилями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал  животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим  или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие  фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности  стилизованных изображений животных (либо их частей).

Информация о работе Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве