Прокофьев Сергей Сергеевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:18, биография

Краткое описание

Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист,дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу композиции А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), В 1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908 года начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в Петербурге,Москве, а позднее и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Прокофьев Сергей Сергеевич.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

      Прокофьев Сергей  Сергеевич

Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский  композитор,  пианист,дирижёр.  Народный  артист  РСФСР   (1947).   Родился   в   селе   Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на  фортепиано  под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903  году  брал уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в  Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу композиции А.  К.  Лядова  (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я.  Витола),  В  1914  –  по  классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908  года начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в  Петербурге,Москве, а позднее и за рубежом. Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются  острой  характерностью музыкальных образов, то  дерзко-насмешливых,  то  темпераментно-волевых.  В русской и мировой музыке тех лет искусство  Прокофьева  выделялось  молодой энергией,   задором,         жизнерадостностью,   свежестью   и   обаянием. Композитор  создал  свой  мужественно-импульсивный,  чеканный  фортепианный стиль.  Прокофьев  увлекался   экстравагантными   сюжетами,   далёкими   от современности,  остро-саркастическими   гротескными   образами,   лишёнными реалистического  содержания;  музыка  его  была  порой  отмечена  нарочитой гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.

   В 1918-1932 Прокофьев жил  за рубежом, сначала в США, а с  1921  года  во Франции. В начале этого периода Прокофьев  создал  несколько  произведений,задуманных ещё в  России  (3-й  фортепианный  концерт,  1921,  опера-сказка «Любовь  к  трём  апельсинам»  по  К.  Гоцци,  1919,пост.1921,  и др.).  В дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный отрывом от родной  страны.  В  его  произведениях  1923-1933  года  надуманность  и изощрённость музыкального стиля (опера  «Огненный  ангел»  по  одноименному роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась,  как  и  ранняя  опера «Маддалена», 1911); поставленные в Париже  балеты  «Стальной скок» (1925, пост. 1927), «Блудный  сын»  (1928,  пост.  1929)  и др.).  В 20-30-е г. Прокофьев  разъёзжал  по  многим  странам  мира  с  авторскими  концертами. Выступая как пианист, Прокофьев покорял  слушателей  виртуозным  блеском  и темпераментностью своего самобытного  исполнительского  искусства.  Большим успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года). В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная связь с новой, советской  действительностью,  постоянное  сотрудничество  с мастерами,  советской  литературы,  театра  и  кино  обогатили   творческую деятельность  композитора  значительными  идеями,  благородными  этическими замыслами. Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных строителей советской  музыкальной  культуры.  Композитор  с   увлечением   работал   в излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал  оперы:  «Семён Котко» по повести «Я сын трудового  народа» В.  П.  Катаева (1939,  пост.1940), «Обучение в монастыре» по комедии «Дуэнья» Р. Щедрина (1940,  пост.

 

1946),  «Война  и  мир»  по  одноименному  роману  Л.  Н.  Толстого  (1942,концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946,  2-я ред.  оперы 1953,пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был создан ряд кантатно- ораториальных и других произведений. Поворот к подлинно реалистическому искусству,  проникнутому глубокой  человечностью,  лирической  одухотворённостью  и  драматизмом,  с наибольшей силой сказался  в  таких  произведениях  Прокофьева,  как  балет «Ромео  и  Джульетта»,  отмеченный  шекспировской  мощью  образов  и  ярким реализмом  музыки,  явился  крупным  достижением  советского   и   мирового балетного искусства.  Кантата  «Александр  Невский»  по-новому  раскрыла  в музыке тему патриотизма русского  народа.  Русское  национальное  начало  с большой силой и своеобразием  воплощено  также  и  в  других  произведениях Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка  к  кинофильму «Иван  Грозный»,  опера  «Война  и  мир»),  темам  советской  современности (кантата «Здравица», 1939),  образам народной  сказки  (балеты  «Золушка», «Сказ о каменном  цветке»).  Человечность,  гуманистическая  направленность искусства Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием выражены в его музыке о детях и для детей  (симфоническая  сказка  «Петя  и волк» для чтеца и оркестра, 1936, сюита «Зимний  костёр»  на  текст  С.  Я. Маршака, 1949, фортепианный сборник «Детская музыка», 1935, ряд песен).Творчество Прокофьева оказало  заметное  влияние на  многих советских, а также  зарубежных  композиторов.  Его  произведения  постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами,  симфоническими  оркестрами во всех странах мира. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» с успехом идут на многих сценах России и других стран. Творческое наследие Прокофьева включает 130опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и  ряд  других  симфонических сочинений  (сюиты,  увертюры  и  др.),  8  концертов,  14  сонат,  камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы,  песни,хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.


Информация о работе Прокофьев Сергей Сергеевич