Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:57, реферат
Некоторые принципы импрессионизма - передача мгновенного движения, текучесть формы - в разной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг (в Эдгара Дега и Огюста Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с ощутимостью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа.
Ведение…………………………………………………….2
1. Основа творчества Родена……………………………………... 2
2. Факты из биографии.....................................................................4
2.1 Начало пути ………………………………………………….4
2.2 Становление………………………………………………….5
2.3 Поздние годы………………………………………………....9
3. Райнер Мария Рильке о Родене…………………………………11
Заключение………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………....15
Содержание
Ведение…………………………………………………….2
1. Основа творчества Родена……………………………………... 2
2. Факты из биографии............
2.1 Начало пути ………………………………………………….4
2.2 Становление…………………………………………………
2.3 Поздние годы………………………………………………
3. Райнер Мария Рильке о Родене…………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………....15
Введение
Некоторые принципы импрессионизма - передача мгновенного движения, текучесть формы - в разной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг (в Эдгара Дега и Огюста Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с ощутимостью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа.
Творчество Огюста Родена предопределило развитие скульптуры в ХХ веке. Французский мастер признан великим реформатором искусства скульптуры Нового времени. Родена, несмотря на стилистическое многообразие его творческого метода, считают импрессионистом в искусстве. Большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.
Основа творчества Родена – постоянная работа. Сам скульптор говорил: «Труд ведет к счастью. Даже больше того: он, может быть, ведет к лицезрению Бога сквозь его покровы» [3, с. 264–265]. Вместе с тем труд Родена – это не просто труд ремесленника: для художника необходима любовь, страсть к искусству, вдохновение. Поэт- модернист Райнер Мария Рильке в своей книге «Роден», опубликованной в 1907 году, пишет: «Творчество – прежде всего одиночество, и Роден – пример «одинокого» художника». Поэт подчеркивает, что путь гения к признанию часто бывает тернистым: художнику довелось испытать немало трудностей, враждебность общественного мнения. Привычка жить и творить в одиночестве, доверяя только себе, постепенно «идя к себе», без оглядки на чье-либо стороннее, «авторитетное» мнение позволила ему оставаться самим собой, выстоять в трудные периоды, когда его не понимали и не принимали. «Может быть, как раз благодаря тому, что все его развитие шло само по себе в нерушимой тишине, сохранял он могучую уверенность впоследствии, когда о нем спорили, когда противоречили его творению. Когда в нем начали сомневаться, он уже не сомневался в себе. … От отклика или приговора толпы не зависела больше его судьба …» [2, с. 14–15]. Это высказывание Рильке перекликается с роденовским наставлением молодым скульпторам: «Не поддавайтесь тем, чью критику ваше сознание отвергает» [3, с. 56].
Роден пришел в искусство, когда там еще царствовал совершенный, но холодный, бездушный академизм, когда скульптура занимала более скромное место в ряду искусств. Рассматривая творчество Родена в контексте мировой культуры, многие возводят этого современного художника на одну ступень с великими мастерами прошлого. Действительно, творчество Огюста Родена неразрывно связано с традициями европейского изобразительного искусства и архитектуры, в своем «Завещании» он писал: «Преданно любите мастеров, что предшествовали вам. Склонитесь перед Фидием и Микеланджело…» [3, с.51]. Он воспитывался на антиках Лувра, химерах готических соборов, скульптуре Ренессанса. Один из рисунков тушью – «Человек с быком» – заставляет вспомнить о Рембрандте, другие – «Граждане Кале» – о Донателло, о Клаусе Слутере с его пророками из Дижонского аббатства, могучий контур фигуры Бальзака «предвосхищен могильными камнями давно отживших народов» [2, с. 11]. При этом Роден никогда не копирует, не повторяет, а творчески преобразует опыт прошлого, «превышает» его. Не случайно сам мастер подчеркивал: «Живое искусство не реставрирует произведений прошлого, оно их продолжает… Для моих современников я – мост, соединяющий два берега, прошлое и настоящее» [3, с. 224, 243].
2.1 Начало пути
Франсуа-Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Его отец был родом из Нормандии, а мать - из Лотарингии. Они оба, крестьяне, не умеющие писать и, чтобы зарегистрировать сына, который появился на свет, когда у них уже были две дочери, обратились к сестре жены, тете Терезе, которая работала и экономкой, и натурщицей у художника Дроллинга. Именно она первой подарила Огюсту пастельные карандаши, и пятилетний мальчик увлекся рисованием. Отец служил посыльным в полиции и не понимал этого увлечения. Рисование с самого начала стало для маленького Огюста чем-то не только запретным, но и греховным. Огюст был близорук, учеба в школе Валь-де-Грас давалась ему с большим трудом. Как только появилась возможность, он начал посещать занятия в бесплатной парижской специализированной школе рисования и математики - "Petite Ecole", - учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий, где учился у Жана-Батиста Карпо и Горация Лекока де Буабодрена, который научил его рисовать предметы по памяти и придерживался концепции природной свободы позирования. Здесь он познакомился со скульпторами Далу и Фурке, с которыми подружился на всю жизнь.
Окончив Малую школу,
Роден трижды пытался
В это же время его постигло большое горе - едва постригшись в монахини, умерла его любимая сестра Мария. Огюст вступил в католический орден Отцов Святых Тайн. Он вылепил бюст основателя ордена отца Пьера Жюльена Эймара, который посоветовал юноше продолжать заниматься скульптурой. В двадцать три года Огюст, не став монахом, ушел из родительского дома и снял свою первую мастерскую, очень сырую и холодную. Здесь он имел возможность в свободное время заниматься творчеством.
2.2 Становление
Поскольку Роден так и не поступил в Гранд Эколь, ему почти двадцать лет пришлось пребывать в качестве ученика и добывать деньги, работая на других. Он познакомился с известными парижскими художниками - Моне, Дега, Ренуаром. А в 1864 году Роден встретил Мари-Роз Бере, которая была моделью для "Вакханки" и многих других работ и впоследствии стала его женой и родила ему сына. В 1863-1864 годах Роден создал своего знаменитого "Мужчину со сломанным носом", для которого ему позировал рабочий Биби, и, хотя из-за холода в мастерской задняя часть скульптурного портрета отслоилась, Роден все равно попробовал выставить его в Салоне 1865 года. Работу отвергли и приняли в Салон только в 1872 году. В 1875 году Роден создал мраморный вариант этой скульптуры.
С 1865 года Роден получил работу у одного из самых плодовитых скульпторов того времени Каррьер-Беллеза, который превратил свою мастерскую в небольшую фабрику, где копировали его, Родена, скульптуры. Роден даже некоторое время подписывал эти копии именем Каррьер-Беллез.
В 1870 году, когда началась франко-прусская война, Родена, которому уже было тридцать лет, призвали в армию, но вскоре уволили из-за плохого зрения. В этом же году он поехал вслед за Каррьер-Беллезом, который устроился работать на Брюссельскую фондовую биржу, в Бельгию, где надеялся найти работу и для себя.
Когда тетка Огюста согласилась присмотреть за малышом, вслед за Огюстом в Брюссель отправилась и Роз. Здесь Роден начал лепить женские бюсты в стиле Каррьер-Беллеза. Скульптор Ван Расбург предложил Родену работать вместе, причем работы, которые оставались в Бельгии, подписывал он, а те, которые отправлялись во Францию, - Роден. В Брюсселе в 1871 году Роден впервые начал выставляться на выставках. Его женские и мужские гипсовые, терракотовые и мраморные бюсты экспонировались в Антверпене, Генте, Париже, Вене, Лондоне, Филадельфии.
В 1876 году Роден смог наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию. Как он сам позже признавался, живые, выразительные скульптуры Микеланджело привели его, воспитанного на спокойных, формально уравновешенных луврских античных шедеврах, в полное замешательство. Он много рисовал, думал. В письме Роз в Брюссель он писал: "Ты не удивишься, если узнаешь, что я занимаюсь изучением Микеланджело с того момента, как сделал первый шаг по земле Флоренции, и кажется, великий маг начинает посвящать меня в некоторые из своих секретов".
Именно после поездки в Италию Роден создал свою первую скульптуру в полный рост "Побежденный" (позже названную "Бронзовый век"), для которой ему позировал бельгийский солдат Огюст Нейт.
В 1877 году Огюст Роден опять поселился в Париже, сняв дом для своей семьи и отца. Он работал у Каррьер-Беллеза, на государственной фабрике севрского фарфора. В 1878 году Роден создал бронзовую статую "Проповедующий святой Иоанн Креститель", в которой очень точно передал динамику движения. Он пробовал участвовать в различных конкурсах на сооружение памятников, но его проекты не принимались.
В 1880 году во Франции было решено построить музей декоративных искусств, монументальные бронзовые двери для которого заказали Огюсту Родену. Темой барельефов на дверях должна была стать "Божественная комедия" Данте, перед которым Роден всегда преклонялся.
Работая над "Вратами ада", которые были отлиты из бронзы только в 1925 году, Роден переосмысливал не только образы Данте, но и мифологические, библейские сюжеты, "Страшный суд" Микеланджело и творчество своего любимого поэта Шарля Бодлера, чьи изданные в то время стихи из сборника "Цветы зла" многие считали непристойными. В 1888 году Роден сделал пером и чернилами изумительные иллюстрации к этому сборнику, где с особой силой передал борьбу между чувственным и духовным началом. Фигуры на "Вратах ада", которые, выплывая из рамы, накладывались одна на одну, изгибаясь, стеная от страсти и боли, стилистически ближе Бодлеру, а не Данте с его строгой упорядоченностью. Сам Роден в 1887 году говорил одному из своих друзей: "Здесь не следует искать упорядоченного или методичного сюжета, связанности изображения или моральных оснований. Я следовал своему воображению, собственному чувству движения и композиции".
Многие фигуры, выполненные для "Врат ада", стали самостоятельными скульптурами. Сделанная в 1880 году и увеличенная в 1902-1904 годах бронзовая статуя "Мыслитель" была задумана как центральный образ "Врат ада", как образ Данте, который как бы обозревает то, что он сам создал. Сейчас существует более 50 копий "Мыслителя", которые находятся в самых разных странах мира. Именно эту скульптуру Роден завещал поставить на своей могиле. Как отдельные образы были переосмыслены скульптором и такие фигуры, как "Адам", "Ева", поддерживающие друг друга "Три тени". Роден всю жизнь то увеличивал, то уменьшал фигуры "Врат ада", переводил их в мрамор, гипс, бронзу, комбинировал. Так, из "Скорчившейся женщины" и "Падающего мужчины" он скомпоновал полную экспрессии сцену "Я прекрасна" ("Похититель").
А соединив "Блудного сына" с женской фигурой, создал "Fugit Amor" ("Убегающая любовь"). Эта же надпись есть еще на одной сцене, которая должна была скорее всего изображать Паоло и Франческу, но в окончательном варианте получила название "Поцелуй". Обе эти работы на Всемирной выставке в Чикаго в 1888 году экспонировались в отдельном зале, куда вход был разрешен только по отдельным пропускам.
Создавая "Врата ада", Роден организовал свою мастерскую как многоступенчатое производство. Сначала формовщики снимали с оригиналов, которые он делал сам, слепки, потом ученики вырезали копии гипсовых фигур, а литейщики и патинировщики переводили их в бронзу. Многие из тех, кто помогал работать Родену над "Вратами ада", стали в будущем очень известными скульпторами. У него работали Антуан Бурдель, Аристид Майоль, Камилла Клодель.
Камилла Клодель была необыкновенно одаренной, умной женщиной. С девятнадцати лет она брала уроки у скульптора Альфреда Буше. Однажды Буше попросил Родена заменить его. И с первой встречи этих двух неординарных, сильных людей неудержимо влекло друг к другу. Это было чувство возвышенное и страстное, трепетное и мучительное. Роден как-то сказал Камилле, что именно идеальная любовь самая опасная. Но Камилла уже была вся во власти поглотившего их чувства. Роз Бере оставалась женой и хозяйкой дома, а в мастерской Роден встречался со своим ангелом, своим вдохновением и незаменимой помощницей Камиллой Клодель. Говорят, что Роз Бере Роден лепил только до тридцати пяти лет. Она сильно изменилась со времени их первой встречи. Образ Камиллы Клодель привлекал его глубиной, необыкновенной силой, одухотворенностью. Она позировала для многих скульптур на "Вратах ада", с нее он вылепил воплощенную позже в мраморе "Мысль", где женское лицо как бы рождается из стихийной материи мрамора.
До этого большинство создаваемых Роденом женских образов были довольно легкомысленны, даже несколько декоративны. А в то время, когда они были вместе с Камиллой - с середины 80-х годов до середины 90-х годов,- Роден создал серию абсолютно новых для искусства сцен, где мужчина и женщина - это прежде всего страстные любовники, жаждущие обладать друг другом, любить друг друга до самозабвения. Это "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный идол", "L'Emprise" ("Обладание"), "Суккуба" (демон, принявший женский образ). Все эти скульптуры поражают неудержимым порывом, влюбленные как бы соединяют земную и духовную страсть, землю, из которой сотворены, и небо, которое пульсирует в них. До 1888 года Камилла жила с родителями и братом Полем, который в будущем стал драматургом и дипломатом, а потом переехала на отдельную квартиру. В 1892 году Роден создал еще один портрет Клодель - "Прощание". В нем виден трагический надлом и непреодолимая боль расставания.
2.3 Поздние годы.
В 1893 году Роден переехал на виллу Брильянт. Камилла Клодель некоторое время пыталась работать над собственными скульптурами, в которых еще более остро, чем у Родена, звучит тема всепоглощающей страсти, но в 1905 году она тяжело заболела. В 1913 году семья поместила ее в психиатрическую лечебницу, где она прожила до 1943 года.
Однажды во время прогулки Роден сказал своему знакомому: "Люди говорят, что я много думаю о женщинах. А если разобраться, что есть еще более важного, о чем стоит думать?"
Среди знакомых Родена были светские дамы и многочисленные натурщицы, которых он в своих рисунках-исследованиях женского тела упрощал порой до, как сказал один критик, "странной роли идола". Среди тех, с кем дружил и кого любил Роден, были немецкая писательница Хелен фон Ностинц-Гинденбург, японская актриса Ханако, писательница Вита Сэквилл-Уэст, которая оставила записи своих бесед с Роденом, маркиза Клер де Шуазель. И всегда терпеливо ждала Родена в их доме в Медоне Роз Бере, к которой он окончательно вернулся в 1917 году.