Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

В связи со становлением новых общественных отношений наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед школой стоит важная задача: повышать интерес учащихся. Для успешного выполнения этой задачи необходим качественно иной подход к обучению школьников, а также изменение мышления учителей.
В человеческом обществе проявляется развитие общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Индивидуальный подход. Проблемы реализации в начальной школе………………………………………………………………………6
Глава II. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

поиск мультимедиа-ресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, — между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет учителю значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усилит эмоциональную составляющую учебного процесса, позволит по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, сделать ее для них более привлекательной. Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиа-демонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик.

Электронное пособие (слайды) учитель может использовать для объяснения нового материала, повторения пройденного, организации проверочных и самостоятельных работ. Систематизируем возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.

1. Использование  на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

2. Использование  справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных  карт и таблиц — для выполнения  творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

3. Использование  интерактивных заданий на этапе  закрепления нового материала;  на уроках-тренингах; для составления  контрольных и самостоятельных  работ; для выполнения учеником домашней работы.

4. Составление  презентаций на основе различных  материалов мультимедийного курса  и использование их на уроке  в интерактивном варианте.

5. Использование  результатов выполнения заданий,  зафиксированных в виде таблицы  на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

6. Составление  и распечатка заданий для каждого  ученика на основе имеющихся  в электронном пособии для  составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

7. Использование  любого фрагмента электронного  пособия для создания наглядно-иллюстрационного  материала урока, выведение его  на распечатку. Информационно-коммуникационные  технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры

учебного процесса.

Анализ рассматриваемой  литературы показал, что используя  только традиционные методы обучения, решить проблему индивидуального подхода  невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и  технологии. Одной из наиболее действенных технологий являются ЦОРы.

       Во – первых, применение ЦОР на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.

       Во – вторых, использование ЦОР позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

       В – третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения.

       В – четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

       В – пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению  качества образования. И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость.  Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ЦОРы, которые постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности  учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.

В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:

  1. Рассмотрены понятия, теории, проблемы и условия реализации индивидуального подхода;
  2. Раскрыта сущность, значение ЦОРов;
  3. Изучен опыт использования ЦОРов на уроках; приведены общие выводы.

С применением  ЦОР на уроках, учебный процесс  направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована  мыслительная  деятельность каждого. Процесс становится не скучным и однообразным, а творческим.  Урок  приобретает более благоприятный эмоциональный фон, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Проведение интегрированных уроков, результативность  проектной, исследовательской деятельности повышается  при использовании ЦОРов. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным  является применение ПК. Надо всегда помнить, что ЦОР – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  ЦОР применить необходимо.  Использование Цифровых образовательных ресурсов очень значимо в современном мире, но не стоит забывать, что это всего лишь средство обучения, а главную роль всё-таки играет учитель, который направляет детей в нужное русло, используя всевозможные средства, методики, принципы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Психологический словарь(2000г)
  2. Толковый словарь Ожегова
  3. Педагогический словарь
  4. http://sch867.edusite.ru/IT/index2/inf_resursi.htm
  5. http://xn--80abidg3aer2ahp.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=2&Itemid=4
  6. http://informatika.viselki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=212:2011-03-29-05-43-43&catid=58:2009-08-12-15-37-47&Itemid=79
  7. s07017.edu35.ru›attachments/category/2/ЦОР.doc
  8. http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
  9. www.school-collection.edu.ru
  10. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников/ж. «Нач.школа» №12,2006г - В.А. Рожина – стр.81-86
  11. Творческие здания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся/ж. «Нач.школа» №1, 2001г. - Е.А. Селиверстова – стр. 54-56
  12. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока /ж. «Нач.школа» №6, 2007г. - А.В. Емелина – стр. 89-91
  13. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников /ж. «Нач.школа» №2,2009г - В.Ф. Ефимов – стр. 38-43
  14. Внедрение информационных технологий в учебный процесс /ж. «Нач.школа» №1,2008г - Н.И. Захарова – стр. 31-33
  15. Учитывать индивидуальные особенности детей/ж. «Нач.школа» №3, 2000г - Н. А. Карпушина
  16. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников /ж. «Нач.школа» №1,2009г - О.П. Осипова – стр. 51-56
  17. Информационно – технические средства обучения в начальной школе/ж. «Нач.школа» №4,2001г – С.А.Павлова, Р.Я. Трофимова – стр.110-113
  18. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №10, 2006г – Л.М. Пакша – стр. 50-53
  19. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс четырехлетней начальной школы/ж. «Нач.школа» №9,2000г – Ю.А. Полуянов – стр. 34-37
  20. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда /ж. «Нач.школа» №9, 2007г – Ю.А. Агофонова – стр. 75- 80
  21. Как реализовать личностно – ориентированное образование в начальной школе?/ж. «Нач.школа» №9, 2001г – Н.Ф. Виноградова – стр.10-16
  22. Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №4, 2004г – Л.В. Косорогова – стр. 87-90
  23. Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №7, 2007г – Р.А. Кропина – стр. 48-50
  24. Игровая деятельность на уроках изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №12, 2007г – Н.Н. Павлова – стр. 70-74
  25. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/ж. «Нач.школа» №3,2004г – Т.Е.Соколова – стр. 21-23
  26. Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы/ж. «Нач.школа» №6, 2009г – О.В. Степаненко – стр. 65-67
  27. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г – Л.А. Неменская – стр.39-41
  28. Программа «Изобразительное искусство» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г – В.С. Кузин – стр. 41-43
  29. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г – Т.Я. Шпикалова – стр. 43-46.
  30. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996. -с.183 -185.
  31. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. - с.164.
  32. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.//Педагогика, 1997.-С.12-14».
  33. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996. -с. З0.
  34. Усенков Д.Ю. Статья «ЦОРы? ЦОРы... ЦОРы!!!».
  35. Минкина О.А. Статья «Использование ЦОРов в начальной школе».

 

 

 


Информация о работе Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства