Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 19:03, реферат
Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.
1. Введение………………………………………………………………………..4
2. Биография………………………………………………………………………5
3. Творчество……………………………………………………………………..6
3.1. Портрет и жанр……………………………………………………………6
3.1.1. Крестьянский бытовой мир…………………………………………6
3.1.2. Женские образы……………………………………………………...7
3.2. Галерея известных работ…………………………………………………8
4. Заключение………………………………………………………………….....9
Список источников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Реферат на тему:
“Тропинин Василий Андреевич”
Выполнил: Кравченко Д.
ученик 11 ”А” класса
Проверил: Махова С.Г.
преподаватель МХК
Улан-Удэ
2015г.
Содержание:
Список источников
1. Введение
Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.
Долгая жизнь Василия Андреевича Тропинина не отмечена какими-либо эффектными событиями. История сохранила нам образ художника как человека исключительной скромности. И вместе с тем биография Тропинина дает все основания считать пройденный им жизненный путь образцом героизма в самом подлинном и глубоком значении этого слова.
2. Биография
Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего известному графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь - Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.
В 1798 году Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова - в подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын - Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.
В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской несколько картин и получает звание назначенного художника. В 1824 году ему присваивают звание академика.
С 1833 года Тропинин занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.
За свою долгую жизнь он закончил более 3000 работ и скончался 15 мая 1857 года в Москве. Похоронен на москов-ском Ваганьковском кладбище.
3. Творчество
3.1. Портрет и жанр
Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).
В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля.
3.1.1. Крестьянский бытовой мир
Тропинин, пребывая в качестве крепостного, был дворовым человеком. Считается, что дворовые люди имели к крестьянскому миру довольно далекое отношение и, “испорченные” барской близостью и людской, уже не вполне понимали его.
Между тем, тропининские крестьяне опровергают этот взгляд. Отметим сразу, что интерес к представителям “низкого звания” формировался во многом благодаря профессору С. Щукину, в своем портретном классе без устали задавшего ученические темы вроде “Русская крестьянская свадьба” или “Ворожба на картах”.
Жизнь тропинина, запертого в украинском имении графа Маркова, особых альтернатив не давала – за исключением живописной работы на своих хозяев, за неимение другой натуры, оставалось изображать лишь крестьян. Но писал их он с огромным удовольствием, находя теплые нотки в таких работах, как “Старик, обстругивающий костыль”.
3.1.2. Женские образы
Ненавязчивая поэтизация, не входящая в противоречие с манифестируемой верностью натуре, и особенная задушевность проходят красной нитью через все творчество Тропинина. Особенно ярко они дают о себе знать в женских образах, созданных художником. Все его героини -очень разные, но есть нечто, что позволяет объединить эти картины в важнейший раздел тропининского художественного мира. Это нечто - то или иное выражение национального идеала женской красоты, тонко почувствованного художником. При этом он нигде не угодничает, не льстит модели. Это доказывают два представленных здесь женских портрета Тропинина, - на обоих изображены представительницы одного социального слоя. Это - купеческие жены. Московские купцы, недавние выходцы из народа, приобретшие к 1830-м годам определенный "просвещенный" лоск, были постоянными заказчиками художника. "Портрет Е. И. Карзинкиной", после 1838, с его чувственной, почти осязательной радостью от прикосновения к красивым вещам, представляет героиню в русском национальном костюме, тем самым приближаясь к жанровому портрету, хотя мотивировка подобного изображения довольно прозаична - при Николае I мода на все русское настойчиво внедрялась сверху. "Портрет Е. В. Мазуриной" решен в ином ключе - его цель: скупыми средствами создать образ волевой женщины, привыкшей быть хозяйкой жизни, направлять и управлять.
3.2. Галерея известных работ
Портрет Арсения Васильевича Тропинина сына художника. Около 1818
Портрет помещика Эрве
Портрет гравёра Н. И. Уткина
Портрет скульптора И. П. Витали
Портрет акварелиста П. Ф. Соколова
Портрет актёра П. С. Мочалова
Портрет драматурга А. В. Сухово-Кобылина
Портрет П. А. Булахова 1823
«Кружевница» 1823
Портрет К. Г. Равича 1825
Портрет А. С. Пушкина 1827
Портрет А. И. Барышникова 1829
Портрет В. А. Зубовой 1834
Портрет К. П. Брюллова 1836
«Старик крестьянин» 1825;
«Ямщик, опирающийся на кнутовище» 1820-е;
«Крестьянин, обстругивающий костыль» 1834;
«Странник» 1847
«Автопортрет на фоне Кремля» (1846 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени).
6. Заключение
Таким образом, творчество Тропинина с первых же шагов протекало в рамках национальной традиции, и первая ученическая картина представляла характерный образец русской сентименталистской живописи. На этом этапе он явился переводчиком, который переложил французского мастера на русский душевный лад. За всю свою жизнь художник успел создать более 3000 портретов. Тропинин по праву может считаться мастером русского портрета, в его честь в 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».
Список источников