Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:14, творческая работа
Декорации сразу дают нам понять, что режиссер не помещает свой спектакль в определенные временные границы. На сцене воспроизведен интерьер зала Александринского театра: несколько рядов стульев, по бокам ложи, сзади висит большой холст, на котором изображены бельэтаж и балконы. Только на ковровой дорожке, которая продолжает центральный проход зрительного зала на сцене, находится круглый столик, накрытый белой кружевной скатертью. На нем стоит самовар с чашками.
Соня встает ногами на диван и рассуждает о том, что она некрасива. Соня передразнивает женщину из церкви и даже себя. Она понимает, что она «НЕ-КРА-СИ-ВА». Весь этот монолог она говорит так же ярко, как и тот, где она говорила о пользе лесов. И снова Соня вызывает смех в зале.
Спускается Елена Андреевна, она подходит к падчерице и говорит, что Соне надо перестать дуться. Она начинает щекотать Соню, они смеются, а потом радостно обнимаются. Елена Андреевна предлагает выпить на брудершафт. Они пьют из одного бокала. Сначала Елена Андреевна, а Соня боится, что ей может не достаться, потом выпивает все до дна и сразу пьянеет. Вновь сцена сделана с неким юмором. Соня в таком состоянии становится раскрепощенной и выглядит более комично, чем прежде. Елена Андреевна признается ей, что вышла замуж по любви. Эти слова удивляют Соню, она широко открывает глаза и таращится на свои руки. А когда Елена Андреевна признается, что она несчастна, Соня вскакивает со стула, визжит, хлопает в ладоши и радостно произносит «Я знала!» Елена Андреевна протягивает ей бокал, но Соня отталкивает и просит «Дай мне выговориться». Это то, чего так давно хотела Соня. Она встает на стул и начинает говорить об Астрове, о том, какой он хороший. Этот монолог задевает Елену Андреевну, и она, сбросив одну туфлю, выходит на мокрую землю, где совсем недавно лежал Войницкий и открывал свои сокровенные мысли. Елена Андреевна говорит о таланте Астрова. Теперь и она может здесь выговориться. Она говорит очень эмоционально, многие слова подтверждая жестами («посадит деревцо» - роется в грязи и поливает её вином из бокала), но на словах «тысячу лет» она задумывается – делает большую паузу.
После этого Елена Андреевна признается Соне, что ей безумно хочется сыграть на пианино, но профессор всегда запрещает ей это делать. Падчерица уверяет ее, что сможет выпросить у отца разрешение и уходит. Елена Андреевна сидит в ожидании на диване, говорит величественно «Буду играть и плакать». Тут появляется Ефим, который зовет Жучку. И Елена Андреевна просит его не шуметь. Потом Телегин снимает чехол с инструмента, она садится, кладет руки на клавиши, и тут появляется Соня, которая сообщает о категорическом «НЕТ!». Из своего кабинета выглядывает Серебряков и смотрит на жену, словно хочет посмотреть на её реакцию. Елена Андреевна от отчаяния разбивает бокал. Все выходят на сцену и смотрят на неё. Она начинает колотиться в дверь с надписью «выход», затем изнеможенная садится на диван.
Конец первого действия.
Вновь изменены декорации. Из первой сцены первого действия оставлены ложи. Сзади серая стена, перед ней подмостки, которые полностью покрыты коврами, на них стоят стулья и стол. Ближе к зрителю расположен диван.
На сцене появляются дядя Ваня, Соня и Елена Андреевна. Елена Андреевна одета в красное платье. Она заявляет, что скоро умрет от скуки в деревне, но Соня говорит, что занятие найти можно всегда. Когда Елена Андреевна говорит о работе, то начинает зевать. Дядя Ваня уверят её, что она русалка и должна хоть раз броситься в омут с головой, потом, натянув на голову свитер, изображает водяного. Это злит Елену Андреевну, она просит всех оставить ее, уходит в ложу, тогда дядя Ваня убегает, обещая принести розы.
Елена Андреевна садится на перила ложи, Соня подходит к ней и кладет голову на колени. Со слезами и очень эмоционально говорит о любви к Астрову. Елена Андреевна все это время совершенно спокойна, потом вдруг предлагает поговорить с доктором. Эта идея пугает Соню до такой степени, что она моментально убегает в другой конец сцены и поворачивается к мачехе спиной. Елена Андреевна подходит к ней, берет за руку и выводит на центр сцены. Они садятся на подмостки, Елена Андреевна прижимает щеку падчерицы к своей и шепотом убеждает, что надо поговорить с Астровым. Соня несколько раз пытается вырваться, но потом соглашается. Однако перед тем как уйти говорит: «Неизвестность все-таки лучше». Елена Андреевна не может отпустить её в сомнениях, поэтому еще раз сажает Соню рядом собой и убеждает в необходимости разговора с доктором.
Елена Андреевна остается на сцене одна и произносит монолог об Астрове. Сначала она всем сердцем переживает за Соню, потом неожиданно осознает, что она сама влюблена в Михаила Львовича. Это её пугает, она садится на диван, задумывается – делает много пауз. Потом прямо в зал говорит о том, что хочет избавиться от скучных физиономий и даже отмахивается руками, как будто вокруг неё летают мухи. Все это время Елена Андреевна выделена ярким лучом света. СТОП!!!
Заходит Михаил Львович и развешивает по сцене чертежи, начинает о них рассказывать Елене Андреевне. Первым рисунком она пытается заинтересоваться, ко второму она уже садиться спиной, а от третьего демонстративно уходит со сцены. Такое поведение явно дает понять Астрову, что чертежи для Елены Андреевны совершенно не интересны. Тогда она признается, что ей надо с ним поговорить. Они садятся за стол. С краю выходит Соня, проходит всю сцену и уходит. Снова возникает ощущение присутствия героя, о котором сейчас будут говорить.
Елена Андреевна пытается начать, смущается, говорит: «Даже красная вся стала!» - показывает на свое платье. Но Астров воспринимает все это не как попытку помочь Соне, а как флирт Елены Андреевны, тогда он начинает ее страстно целовать, но в этот момент заходит Дядя Ваня с букетом роз. Елена Андреевна умолят его сделать так, чтобы она с мужем поскорее уехали отсюда.
Все появляются на сцене. Серебряков поднимает туфлю, которая слета с Елены Андреевны во время поцелуя с доктором, и надевает ее на жену. Он делает вид, что ничего не произошло. Он спокоен, так как знает, что Елена Андреевна все равно останется с ним, поэтому ему просто надо привести ее в порядок. Но она сидит в полном оцепенении. Соня отводит Елену Андреевну в сторону и пытается разузнать результат разговора с Астровым, но профессорша что-то быстро отвечает и убегает от Сони.
В этот момент Серебряков объясняет, зачем позвал всех сюда. Он сообщает о своем намерении продать имение. Всех ярче на эту новость реагирует Дядя Ваня: он хватает стул и уже замахивается на профессора, но повреждает руку. Тогда они начинают ругаться, а, в конце концов, Войницкий заматывается в скатерть, машет руками, изображая приведение этой усадьбы, что у всех вызывает смех. После чего он распутывается и уходит.
Серебряков очень раздражен. Он хватает стол, который стоит перед ним, и кидает его. Этот грохот словно пугает профессора. Стол переворачивается вверх ножками и становится похожим на мостик. Соня заходит на него, опирается на «перила», оказывается прямо напротив отца и говорит с ним, объясняет поведение Дяди Вани и успокаивает Среюрякова.
Тут воздух разрезают
выстрелы. Все прячутся. Серебряков
заматывается в ковер, Войницкий
пробегает через зал с
Но тут же у него забирают пистолет, Серебряков разматывается, все выстраиваются на авансцене: Астров, Няня, Телегин, Соня, которая в руках держит ковер и Марина Васильевна с Еленой Андреевной, которые держат под руки профессора. А Войницкий бегает по проходу пред первым рядом, как дикий зверь, которого заперли в клетку.
Происходит смена декораций.
Две платформы с землей, на них навалены стулья, которые потом поднимет и расставит Телегин. Позади этого возведена железная конструкция с клетками и живыми голубями в них.
На сцене появляются няня и Телегин садятся на стулья друг напротив друга и сматывают в клубок ярко-красную нить. В спектакле часто встречается этот контраст серый фон и на нем красная деталь. Потом они уходят, а на сцене появляется дядя Ваня и Астров. Войницкий говорит о стыде, надевает капюшон, словно пытается спрятаться. Доктор просит его отдать баночку с морфием, но Иван Петрович забирается наверх железной конструкции прямо по клеткам и утверждает, что он ничего не брал, но Соня потом все-таки забирает у него лекарство, отдает доктору, и они вдвоем уходят.
На сцене появляется Елена Андреевна. Она пришла попрощаться с доктором. Раньше она снимала туфли перед тем, как вступить в грязь, а теперь идет по ней в белых сапогах и даже не замечает ее под ногами. Она объясняется с Астровым, берет на память о нем карандаш и просит последний поцелуй, тянется к Астрову, но он целует её в щечку, садиться на стул и накрывается пальто с головой. Елена Андреевна решает, что раз в жизни может отдаться страсти, снимает пальто и начинает страстно целоваться с доктором. Они валяются в грязи, никого не замечая. Заходит Серебряков и он снова совершенно спокоен. Он знает, что это всего лишь увлечение его молодой жены, но она привыкла жить с профессором, а привычка – это то, что движет героями этого спектакля. Они увязают в своей жизни, как в этой чавкающей грязи под ногами. Именно поэтому Серебряков совершенно спокойно подходит к целующейся жене и слегка стучит ей по плечу зонтом. Потом берет ее белое пальто, как и туфлю в начале второго действия, и надевает на неё, прямо на платье, которое все грязное. Елена Андреевна достает из кармана карандаш, взятый на память об Астрове, и кидает прямо в грязь. Но оттуда его поднимает Серебряков и совершенно со спокойным видом отдает его доктору.
Елена Андреевна прощается с Войницким, с Астровым – держится с ними за руку, а потом так же за руку утаскивает ее за собой Серебряков.
Дядя Ваня и Соня выставляют на средину стол со счетами и садятся за него. Астров тоже собирается уехать. Они открывают карту Африки. Соня подходит к нему и дает большой ключ, словно просит открыть ее клетку, где она обречена проводить всю свою жизнь и тащить на себе дела, дом, хозяйство. Но Астров отдает ей ключ обратно, он понимает, что не сможет это сделать. Он лишь снимает с Сони очки и протирает их. Михаил Львович хочет, чтобы она посмотрела на него объективно и поняла, что он привык к другой жизни, что он не сможет взять ее собой. Он уезжает, закрывают карту Африки.
Все разъехались. Няня, дядя Ваня, Соня и Мария Васильевна остались тут, в деревне. Вокруг них все серое, дождь, под ногами гряз. Но свой финальный монолог Соня читает, как литургию. Она вселяет во всех надежду в светлое будущее и переносит нас из этой серой жизни, хотя бы на пару мгновений в белый, просторный храм.
Информация о работе Рецензия на спектакль "Дядя Ваня" Александринского театра