Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа
Обычай дарить подарки на Рождество окончательно утвердился в Британии только в викторианские времена (1837-1901 гг.). До этого подарками обменивались на Новый Год или в Двенадцатую Ночь - праздник Богоявления.
Обычай складывать подарки в чулок или носок тоже связан с викторианской Англией. Для него существует такое объяснение: "Рождественский дед" путешествовал по воздуху и проникал в дома через дымовую трубу. Спускаясь в один из домов, он обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский Сочельник на камин стали вывешивать "носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет".
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1
Подготовка к Рождеству .........…………………………………………………...6
Глава 2
Рождественский стол и Рождество.…………………………………………....16
Заключение ………………………………………………………………………27
Список источников и используемой литературы ……………………………..30
Уборщики перекрестков - люди, в чьи обязанности входило расчищать от снега и навоза переходы на перекрестках, профессия неизвестная в России - уходили со своих постов после возвращения людей из церкви и не появлялись вплоть до самого вечера.
Около четырех часов на улицах зажигались фонари, в домах задергивались шторы, и постепенно город погружался в темноту. Начиналась собственно рождественская трапеза, которая в среднем длилась часов до семи. Практически повсеместно, за исключением аристократических кругов, эта трапеза осуществлялась именно днем, а не вечером. С четырех до семи вы можете рисовать семейные вечеринки почти в любом доме.
Свечи на рождественском дереве зажигали непосредственно перед приглашением гостей в комнату. Часто позади елки в таких случаях стоял слуга с ведром воды на всякий случай. Стол сервировался наилучшей посудой, имевшейся в доме. Типичная рождественская трапеза состояла из овощного супа, пирожков с птичьим мясом и вареной бараньей ноги в желе или гуся, зажаренного в большом духовом шкафу местного пекаря. На столе у среднего класса могла быть индейка вместо гуся, запеченный окорок, устрицы. За гусем или индейкой подавался рождественский пудинг со сладкими пирожками с начинкой из изюма, миндаля, сахара, цукатов и пр., затем орехи и фрукты и выбор портвейна, горячие пунши, подогретое вино с пряностями или воссейл - горячий фруктовый напиток со специями. Как правило пудинг обливался сверху бренди и поджигался перед внесением в столовую.
Глава дома разрезал и раздавал пудинг, прося благословения каждому, кто его готовил. Если кто-либо находил в своем куске монету, это сулило ему богатсво, кольцо - скорую женитьбу или замужество, наперсток, брелок или пуговицу - жизнь удачную, но одинокую.
Некоторые в силу своей работы устраивали рождественский обед там, где могли. Например, к кучеру омнибуса могла прийти жена с детьми и принести еду и пудинг в двух мисках, и семья праздновала Рождество прямо в омнибусе. Холостых коллег обычно приглашали присоединиться к трапезе, а те, в свою очердь, покупали пиво в ближайшем трактире.
Непременным увеселением во время рождественского обеда были хлопушки. Традиционные британские рождественские хлопушки обязаны своим появлением лондонскому кондитеру Тому Смиту. В 1840 году, посещая Париж, он обратил внимание на "бон-бон", засахаренный миндаль, завернутый в фантик из папиросной бумаги. Он изготовил нечто подобное у себя в Лондоне, ведь сласти особо хорошо продавались на Рождество. Чтобы сделать "бон-боны" еще более привлекательными, он добавил к ним девиз (любовный стишок), который клался внутрь фантика. Ему хотелось, чтобы получение этого стишка сопровождалось бы каким-нибудь хлопком или звоном. Дело оставалось за малым - придумать, как это сделать. Было ясно, что необходимо что-то большее, чем "бон-боны", куда он мог бы поместить какую-нибудь производящую хлопок смесь. Для этого Смит использовал селитру, которая взрывалась от трения, возникавшего при разрыве фантика. Постепенно Смиту удалось подобрать нужное количество селитры, и в 1846 году родилась рождественская хлопушка в ее классическом виде. Это была небольшая трубка из плотной бумаги или картона, завернутая в цветную папиросную бумагу, закрученную на концах. Смит отказался от сладостей вообще и отбросил название "бон-бон", назвав свои новые хлопушки "Cosaques", что по-французски означет "казак". Однако он сохранил стишок-девиз и добавил сюрприз-подарок. Когда Том Смит умер и дело его перешло к сыновьям, они добавили к обычному содержанию бумажные головные уборы (обычно в виде короны).
Хлопушки клались рядом с салфеткой у каждой тарелки, или, иногда, на саму тарелку. Часто все садились за стол, каждый брал свою хлопушку за один конец правой рукой, скрещивал руки перед собой и левой ухватывался за хлопушку соседа. Потом все одновременно тянули - получался невообразимый шум, который всех очень забавлял. Делалось это во время основной трапезы, иногда после благословения перед едой. иногда в промежутке между блюдами, иногда перед самым десертом. Впрочем, в некоторых семьях хлопушки дожидались своего часа до вечернего чая.
Послеобеденые развлечения часто состояли из пения хором вокруг фортепиано рождественских песен, декламирования вслух поэм или игр. Любимой забавой в то время была игра "Snapdragon", когда игроки садились на пол вокруг неглубокой миски, в которую клались ягоды коринки (сорт бессемянного изюма) и наливалось спиртное, которое затем поджигалось. Игроки пытались выхватить из огня коринку и положить ее в рот. Трюк состоял в том, чтобы сделать это быстро, и закрыть рот с горящей ягодой, чтобы погасить пламя. Другой распространенной игрой были шарады. Интересно, что викторианские семьи любили увеселяться лицедейством, при том что актерская профессия менее всего считалась достойной уважения.
Все заканчивалось к десяти часам вечера, когда последним гостям подавали перед их уходом ликеры или пунш. Улицы снова были заполнены группами хорошо одетых людей, возвращающихся в свои дома, шумным от веселья или тяжелыми от вина; проезжали кэбы и наемные картеы. Этот грохот колес и разудалое шествие пешеходов продолжалось большую часть ночи, пока наконец не наступала тишина.
В 1871 году в Закон о банковских выходных был включен день Св. Стефана, 26 декабря, носивший в Англии неофициальное название "День рождественских подарков" ("Boxing Day"). Ни магазины, ни банки в этот день не работали. В этот день было принято посещать родственников и друзей, но более всего он был известен традицией награждать прислугу, разносчиков, молочников, зеленщиков, почтальонов, торговцев и клерков в больших заведениях за услуги, которые они оказывали в течении года. Как написал один американец, "этот день после Рождества является счастливым днем для прислуги, и раздражением для всех остальных". Тот же американец дал довольно красочное описания своих впечатлений об этом дне:
"Когда разносчик
газет оставлял у наших
В Англии вплоть до 1900-х годов, т.е. до конца викторианского периода, традиция отмечать Новый год бурными застольями или, тем более, какими-либо общественными мероприятиями отсутствовала. 1 января в Англии было рабочим днем вплоть до 1970-х годов. Фактически, это был религиозный праздник. Католики праздновали 1 января как день обрезания Господня, и в этот день все католики должны были присутствовать на мессе. В ночь с 31 декабря на 1 января служилась торжественная служба в методистских церквях. Светская часть праздника ограничивалась обычно необязательными визитами и оставлением визитных карточек.
Совершенно противоположная ситуация была в Шотландии и Северной Англии. Здесь главными праздниками были именно новогодний сочельник ("Хогманей", точное происхождение слова до сих пор не установлено) и день Нового года. Хотя Рождество сохраняло свою религиозную натуру, здешняя пресвитерианская национальная церковь, церковь Шотландии, не одобряла публичного празднования Рождества, считая его языческим, и, в противоположность Англии, нерабочими праздничными днями вплоть до 1960-х годов двадцатого века были именно 31 декабря и 1 января, а не 25 и 26 декабря. Практически все имеющиеся у современных англичан новогодние обычаи также имеют более позднее и шотландское происхождение: открывание хозяином дома двери для выпуска старого года и закрывание ее с последними ударами часов, обычай "первой ноги": приход в качестве первого гостя в новом году мужчины - желательно высокого и темноволосого, - с подарками: куском угля для очага, хлебом на стол и выпивкой хозяину (перечень слегка варьировался). У шотландцев подарки детям, друг другу и служащим или прислуге также было принято дарить скорее на Новый год, чем на Рождество.
Заключение
Список используемой литературы
2. Англия . История страны. Кристофер Дэниел. М., Эксмо, 2007. С 480
3. Викторианский быт. Ширли Николсон. Лондон., Sutton Publishing ,1988
4. Викторианская жизнь. Джон Гай. Великобритания., Publishing Ltd, 1997
5. Викторианское Рождество. Бобби Кальман. Нью-Йорк ., Crabtree, 1997
6. Жизнь в викторианской Англии. WJ . Нью- Йорк ., Capricorn Books, 1967
7. История Англии. С.Л. Морозова. М., АСТ, Восток-Запад, 2007. С. 342
8. История Англии. Чарлз Диккенс .Спб., АСТ, Астрель, 2008 .С 320
9. История Англии. Джордж Тревельян . Смоленск., Русич, 2002. С 624
10. История и культура Великобритании. А. М. Винокуров . Тверь., тверской государственный университет, 2002. С. 196
11. Королева Виктория. К. Хибберт . М., АСТ, 2005. С. 700
12. Королева Виктория. М.П. Айзенштат. М., ЖЗЛ Молодая гвардия, 2007. С. 492
13. Лондонский стиль. Джейн Эдвардс. М., АСТ, Астрель, Taschen, 2008. С. 192
14. Основной Справочник викторианского этикета. Томас Хилл. Калифорния., Bluewood , 2001
15. Рождество пришло в Европу . М., Лиза. Выпуск №1, 2002.С. 176
16. Средний класс викторианского Лондона . Домохозяйки , Клэр Яффа Дразнин .Greenwood Press., Westport. 2001
17. Зимние праздники в странах Европы .Д. Функ . Вита . выпуск №4, - 1995. С.164
Информация о работе Рождество в Англии в викторианский период