Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:22, реферат
Романский стиль господствовал в Западной Европе в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная. Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, "Мой дом - моя крепость", в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени
Романский стиль
господствовал в Западной Европе
в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из
важнейших этапов развития средневекового
европейского искусства. Основной вид
искусства романского стиля — архитектура,
преимущественно церковная. Романский
стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности,
и поэтому функциональное назначение
романской архитектуры - оборона. Девиз
романского стиля, "Мой дом - моя крепость",
в равной мере определял архитектурные
особенности как светских, так и культовых
построек и соответствовал образу жизни
западноевропейского общества того времени.
Становлению романской архитектуры способствовала
большая роль монастырей как центров паломничества
и очагов культуры, распространяющих единые
художественные формы. При монастырях
возникают первые мастерские со специалистами
разного профиля, необходимыми при строительстве
храма или собора. Первые строительные
артели были монашескими. Их обмирщение
началось к концу романского периода,
когда по всей Европе началось строительство
городов. Романский стиль развивался в
западноевропейском искусстве X—XII веков,
один из важнейших этапов развития средневекового
европейского искусства.
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные
каноны и формы античной архитектуры,
свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных
средств. То немногое, что сохранилось
от архитектурных деталей античного происхождения,
было чрезвычайно сильно преобразовано
и огрублено.
Термин «романский стиль» появился в начале
XIX века, когда была установлена связь
архитектуры XI—XII веков с древнеримской
архитектурой. В целом, термин условен
и отражает лишь одну, не главную, сторону
искусства. Однако он вошёл во всеобщее
употребление. Основной вид искусства
романского стиля — архитектура, преимущественно
церковная (каменный храм, монастырские
комплексы). Ее развитие было связано с
монументальным строительством, начавшимся
в Западной Европе в пору образования
и расцвета феодальных государств, оживления
хозяйственной деятельности и нового
роста культуры и искусства. Монументальная
архитектура Западной Европы возникла
еще в искусстве варварских народов. Таковы,
например, гробница Теодориха в Равенне
(526—530), церковные здания поздней эпохи
Каролингов — придворная капелла Карла
Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде
оттоновского периода с ее пластической
цельностью крупных масс (вторая половина
X века). Сочетая классические и варварские
элементы, отличаясь суровым величием,
она подготовила образование романского
стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося
на протяжении двух столетий.
Романская архитектура сложилась в результате
совмещения исконных местных и византийских
форм. Она являлась самым ранним этаном
развития западноевропейской архитектуры.
Определились новые типы сооружений -
феодальный замок, городские укрепления,
большие городские церкви, соборы. Возник
и новый тип городского жилого дома.
Суровость и мощь романских сооружений
были порождены заботами об их прочности.
Строители ограничивались простыми и
массивными формами из камня, которые
впечатляют своей мощью, внутренней силой,
сочетающейся с внешним спокойствием.
Основным строительным материалом романского
зодчества был камень. Сложнейшим процессом
была выработка рациональной и соответствующей
ритмике плановых решений массивной каменной
конструкции культовых сооружений. Эволюционировала
система сводов и поддерживающих их каменных
опор. Процесс протекал неодинаково в
различных архитектурных школах Франции,
Германии, Италии и других стран.
Сохранившиеся от того времени церковные,
главным образом монастырские, постройки
– базиликального типа. Они имеют форму
латинского креста. Это массивные каменные
здания, с узкими и небольшими окнами в
толстых продолговатых стенах с приземистыми
колоннами внутри, отделяющими друг от
друга главный и боковые нефы.
Романские церкви и соборы преимущественно
трехнефные: центральный неф на восточной
стороне заканчивается полукруглой - апсидой.
Меняется характер перекрытий: исчезают
деревянные строительные фермы, их сменяет
каменный свод, сначала полуциркульный,
потом крестовый. Характерным элементом
экстерьера становятся массивные башни.
Вход оформлен порталом (от лат. "порта"
- дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными
в перспективе полуциркульными арками.
Важной задачей романского строительного
искусства стало преобразование базилики
с плоским деревянным перекрытием в сводчатую.
Вначале сводом перекрывались небольшие
пролеты боковых нефов и апсиды, позднее
сводом стали перекрывать и главные нефы.
Толщина свода иногда была довольно значительной,
поэтому стены и пилоны проектировались
толстыми с большим запасом прочности.
В связи с потребностью в больших перекрытых
пространствах и развитием строительной
технической мысли конструкцию первоначально
тяжелых сводов и стен стали постепенно
облегчать.
Свод дает возможность перекрывать большие
пространства, чем деревянные балки. Наиболее
простым по форме и конструктивному исполнению
является цилиндрический свод, который,
не раздвигая стен, давит на них сверху
огромной тяжестью, и потому требует особенно
массивных стен. Этот свод наиболее пригоден
для перекрытия помещений с небольшим
пролетом, но он часто применялся и в главном
нефе - во Франции в областях Прованс и
Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне).
Позднее полукруглая форма арки свода
была заменена на стрельчатую. Так, неф
кафедрального собора в Отюн (начало XII
в.) перекрыт стрельчатым сводом с так
называемыми гуртовыми арками.
Основой для новых типов сводов стал старый
римский прямой крестовый свод над квадратным
в плане помещением, получаемый пересечением
двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие
от этого свода, распределяются по диагональным
ребрам, а с них передаются на четыре опоры
по углам перекрываемого пространства.
Первоначально ребра, возникающие на пересечении
полуцилиндров, играли роль арок - подкружал,
что давало возможность облегчить всю
конструкцию (собор св. Стефана в Кане,
1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая
полностью перекрытая сводами базилика).
Типично романским архитектурным сооружением
принято находить выделяющиеся правильные
геометрические формы, острые и заметные
углы, скромное внешнее оформление, само
здание органично сочетается с остальной
застройкой, стены величественны и массивны,
окна небольшие, большие углубленные порталы.
Главной же характерной чертой романского
стиля считается каменный свод.
Наиболее часто встречающейся постройкой
того времени являются храм-крепости.
Доминирующим архитектурным моментом
того времени становится башня, - донжон.
Вокруг неё, подобно центру, остальные
постройки, которые также исполнены в
правильных геометрических формах: цилиндр,
призма и т.д. Готический стиль – художественный
стиль, явившийся завершающим этапом в
развитии средневекового искусства стран
Западной, Центральной и частично Восточной
Европы (между серединой XII в. и 15—16 вв.).
Готика развивалась в странах, где господствовала
католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковные основы сохранялись
в идеологии и культуре эпохи готики. Особое
место в искусстве готики занимал собор
— высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи. В готике отразились
кардинальные изменения в структуре средневекового
общества. Готический собор представляет
несомненный интерес. Собор Парижской
Богоматери, Кельнский собор, собор святого
Вите и другие восхищают величием и красотой
и по праву считаются подлинными жемчужинами
готической архитектуры.